Многие игроки со стажем жалуются, что жанр шутеров от первого лица испытывает сейчас не лучшие времена. Кризис новых идей, приевшийся геймплей и отсутствие выбора стали нормальным явлением для современных FPS. Глотком свежего воздуха в этом замшелом царстве должен стать BioShock - шутер, которому прочат звание одной из главных игр последнего времени. Еще задолго до релиза журналисты игровых изданий начали в один голос расхваливать игру. С подачи разработчиков стали появляться восторженные превью, в которых BioShock представлялся чуть ли не самой инновационной и оригинальной игрой в жанре FPS. Журналисты повсеместно упоминали, как они нецензурно выражали свой восторг от увиденных постановочных демо-версий. Но вот игра ушла в печать, и западные игровые журналы стали публиковать не менее восторженные рецензии финальной версии игры. Практически все издания присваивают игре самый высокий рейтинг, дошло до того, что общий средний бал всех собранных воедино рейтингов составил 9.9 по десятибалльной шкале (!). Такие завышенные оценки не могут не вызывать подозрений, ведь идеальных игр не бывает. Вышедшая несколько дней назад демо-версия игры не стала таким уж откровением и ничем особенным не блеснула. Но давайте не будем судить об игре только по отзывам журналистов и короткому демо, выход игры состоялся и мы имеем возможность воочию оценить игру и проанализировать все достоинства и недостатки этого летнего хита.
Город, который сошел сума
BioShock выполнен в стилистике арт-деко - атмосфере своеобразного ретро-будущего. Представьте себе фантастический мир высоких технологий, но насквозь пропитанный атмосферой 60-ых годов XX века. Игра начинается с того, что самолет, в котором летит наш главный герой, падает в океан, оказавшись в воде нашему герою чудом удается спастись, он доплывает до таинственного острова еще не зная, что ему придется вернуться в воду, а точнее под воду. Действие всей игры происходит в секретном подводном городе будущего, названого Рапчур. По идее создателей в городе должны были жить лучшие представители человечества - генетически модернизированные люди, обладающие уникальными способностями. Нашему герою ничего не остается, как отправится на батискафе в подводный город и на собственном опыте убедиться какова она - цена прогресса. Попав в этот фантастически красивый и одновременно жуткий город, мы очень быстро понимаем, что в городе творятся страшные вещи. Все жители разом сошли сума и превратились в кровожадных мутантов, те немногие персонажи, которые не поддались всеобщей истерии будут вести нас по абсолютно линейному сюжету попутно рассказывая нам что же произошло с некогда счастливым и беззаботным обществом Рапчура. Оказывается, граждане подводного города слишком увлеклись генетическим опытами, которые они осуществляли с помощью препарата, названого эдам. Постепенно люди так подсели на этот волшебное вещество, что уже не могли без него обходиться. В один прекрасный момент произошла катастрофа и наступила анархия. Окончательно обезумев, люди превратились в мутантов, готовых растерзать кого даже за небольшое количество этого наркотика. С самых первых мгновений нас бросают в гущу событий и заставляют принять правила игры, хотим мы этого или нет. Насилу отбившись от наседающих мутантов, каким-то разводным ключом (что уж не монтировкой то?) мы отправляемся в путешествие по городу. Несомненным достоинством BioShok является уникальная атмосфера подводного царства. С первых мгновений мы кожей чувствуем вязкий и плотный воздух, больше напоминающий некую плотную субстанцию. Выглянув в окно, мы видим проплывающих вокруг города китов и красивейших рыб. Яркие неоновые огни и вечный полумрак создают очень стильную и необычную картинку, которая кажется такой близкой и реальной. Ну и, конечно же, вода. Вода здесь повсюду - она стекает по лестницам, сочится из стен, капает с потолков. Идеально красивая вода, которая выглядит намного лучше, чем настоящая, тут мы ставим разработчикам твердую пятерку. Помимо эстетического удовольствия вода может послужить и хорошим оружием, если проявить смекалку, но об этом чуть ниже. BioShok нельзя назвать страшной игрой, приемы которыми пугают нас авторы очень избитые и стандартные: то дверь не открывается пока не перебьешь всех монстров, то появлению очередного противника предшествуют галлюцинации главного героя, ну а в некоторых случаях мутанты просто выскакивают из-за угла, вот и весь страх. Но цепляют вовсе не эти видавшие виды клише. Настоящий ужас нагнетается осознанием факта, что над тобой миллионы тонн воды, это достигается мастерскими звуковыми эффектами. Это чувство постепенно завладевает тобой, и ты не можешь отделаться от него до самого конца игры.
Аквалангисты! Это хорошо! По сути BioShock это стандартный "корридорный" шутер, в котором необходимо добежать из одного конца уровня в другой, отстреливая всех встречающихся на пути монстров, если вы ждали каких либо инноваций в этом жанре, то спешу вас разочаровать - их там попросту нет. Однако главная изюминка геймплея в объединении жанров FPS и RPG. По ходу игры вам будет попадаться множество так называемых плазмидов - это могут быть импланты или инъекции наделяющие главного героя уникальными способностями, такими как телекинез, ускорение, гипноз. Этакий аналог магии. Вкалывая себе различные сыворотки, мы можем метать молнии прямо из ладоней или кидать в противников фаерболы! На первых уровнях игры можно вообще обходиться без огнестрельного оружия, прокачав необходимые навыки персонажа, вы легко разделаетесь с врагами с помощью обыкновенного разводного ключа. Для любителей пострелять предусмотрены различные апгрейды и на оружие, которое, кстати, изначально очень слабое, но зато полностью отвечающее антуражу игры. Револьвер и знаменитый автомат Томпсона просто немыслимы в игре, выполненной в стилистике 60-ых. Есть и футуристическое оружие для любителей красиво уничтожать врагов, например, вооружившись электрическим ружьем, вы можете заманивать врагов в воду (уж в ней то недостатка в игре нет) и попросту выстрелить электрическим зарядом по луже. Или же использовать огнемет и поджаривать врагов, загнав их в лужи масла. Вообще различных способов можно придумать сколько угодно, благо плазмидов и умений великое множество. Здесь разработчики дают нам похулиганить вволю, но как бы вы не измудрялись игра насквозь проскриптована и буквально тащит игрока по сюжету, давая ему возможность сделать выбор без выбора. Противники не отличаются особым интеллектом - обычные скриптовые болваны появляющиеся в заранее подготовленных местах. Изредка они могут выкинуть какой-нибудь запрограммированный трюк, например, попытаются сбить огонь, окунувшись в воду, но ведь вы подготовили заряд электричества для таких случаев? Так что заявленный разработчиками продвинутый интеллект, оказался пшиком, точнее БиоПшиком. По ходу игры вам придется в основном уничтожать множество мутантов-горожан, практически не отличающихся друг от друга, но попадаются и уникальные субъекты, такие как аквалангисты-папочки. Вы все время будете нуждаться в новых дозах эдама, вы можете либо покупать его, либо попросту отбирать его у маленьких девочек. Да, вновь мы встречаемся с готичного вида девочками, которые порядком уже приелись и не только в компьютерных играх. В телах девочек-мутанток, которых все называют - Сестрички, живет слизняк, который и вырабатывает желанный эдам. Но прежде чем приставать к девочкам, вам необходимо уничтожить охраняющего Сестричек Папочку. Облаченный в огромный костюм аквалангиста папочка является мини-босом, уничтожить которого не так то просто. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, железный чурбан двигается очень быстро и чтобы не получить от него тумаков вам приходится очень много бегать. Но, грамотно используя плазмиды и модернизированное оружие, вы убьете громилу. Когда вы найдете девочку перед вами встанет проблема этического плана: убить ее и забрать весь эдам, что у нее есть или освободить ее и, получив половину эдама, уйти восвояси. Не буду раскрывать всех подробностей сюжета, лишь намекну, что от вашего выбора зависит концовка игры. Странным решением разработчиков было введение неких вита-камер, в которых игрок возрождается после смерти (стандартных быстрых сохранений в PC версии нет). Если вас убили, то вы возродитесь в ближайшей кабинке, причем у ваших врагов останется столько же здоровья, сколько было на момент смерти, то есть фактически вы ничего не теряете. Тем самым мы лишаемся стимула беречь своего бессмертного героя.
Хакнем планету!
Понапихав в игру множество жанров, чтобы отвлечь игрока от бесконечных перестрелок, разработчики придумали систему хакинга (взлома) охранных роботов и автоматов по продаже сигарет, алкоголя и прочей совершенно не нужной шутеру дребедени. Выглядит это следующим образом: оглушив робота электрическим разрядом, мы подключаемся к нему и пытаемся подобрать нужный пароль с помощью нехитрой мини-игры, внешне напоминающей знаменитого сапера! Только вместо флажков и мин, нам придется проложить трубопровод для жидкости, если за ограниченное время у нас это получится, то мы сможем управлять этим роботом. По началу это кажется забавным, но потом это начинает сильно раздражать - мы же все таки не в шпионский детектив играем. В самом начале графическая составляющая игры просто поражает - грамотный и качественный дизайн уровней, прекрасное освещение и шейдерные эффекты очень ярко выделяются на темных локациях, но разработчики явно перестарались с новомодными украшательствами. Игра буквально состоит из одних шейдеров, за яркими до неприличия эффектами скрываются средненькие текстурки сиротливо смотрящиеся на фоне общей замыленности. Присутствует и традиционный режим DirectX 10, вот только особых различий неискушенному игроку отыскать сложно. Даже нормальных теней по ходу игры практически не встречается. Неприятно поражает тот факт, что антиальясинг невозможно включить на DirectX 9, так что даже обладателям не самых современных, но мощных видеокарт придется не раз наблюдать лесенку на некоторых объектах. Правда в этом есть и свои плюсы: слабенькие текстуры не слишком грузят систему, и игра довольно шустро бегает даже на средних компьютерах. Вот что разработчикам удалось на славу, так это озвучка! Приятные и сочные звуки, голоса персонажей звучат идеально, подчеркивая атмосферу 60-ых. Благодаря хорошей игре актеров, мы лучше понимаем сюжетные перипетии, и узнаем историю трагедии Рапчура. Очень часто нам попадаются аудиодневнеки жителей города, слушая которые мороз идет по коже, настолько сюжет игры кажется достоверным и шокирующим. Интересный сюжет очень редко встречается в шутерах, BioShock является приятным исключением из правил. Несколько действующих сторон, у каждой свои интересы и отношения. Хитрое переплетение судеб и оригинальные ходы сценаристов заслуживают особых похвал. Правда до середины игры понять что-либо сложно, но зато после оторваться от игры невозможно, настолько становится интересно - чем же вся эта история закончится. Вы много потеряете, если просто пробежитесь по локациям, не вникая в сюжет и не исследуя местность, которая, кстати, очень большая, ведь перед нами целый город со всеми его подворотнями, подъездами и туалетами, в которых спрятаны множество тайн Подводного Города.
Всплытие
В игре нет мультиплеера, да он там собственно и не нужен, учитывая, что на прохождение потребуется около 20 часов, которыми лучше насладиться в одиночестве, благо многопользовательских игр сейчас очень много, а вот таких атмосферных и интересных практически нет. Подводя итог, стоит признать, что хотя BioShock и не достоин звания игры года, учитывая какие суперхиты появятся осенью, но и провальной игру никак не назовешь. Игра сделана тщательно и с большой любовью, в ней трудно найти какие-либо серьезные недочеты: все сделано на самом высоком уровне, будь то интересный сюжет, атмосферность, симпатичная графика или идеальная озвучка. Интересный геймплей и множество возможностей для экспериментов с плазмидами оживили застоявшийся жанр шутеров, сделали его более умным и многогранным. Но все же ничего революционно нового игра, к сожалению, предложить не может. Все это уже было. И оттого, что классические элементы из разных жанров объединили в одну игру и придумали этой игре оригинальный антураж, еще не значит, что игра получилась идеальной. Игра получилась просто очень хорошей, что не может не радовать.