В 2001 году немцы Spellbound Studios сотворили на наших с вами глазах маленькое чудо. Малоизвестный разработчик в одночасье попал под пристальное внимание сразу после выхода его дебютного проекта Desperados: Wanted Dead or Alive, который многие метко окрестили "Commandos на Диком Западе". Собственно, так и есть. Desperados - пропитанный вторичностью проект. Проект, однако, настолько хорошо отшлифован, напичкан новыми идеями и отсылками к знаменитым спагетти-вестернам вроде "За пригоршню долларов" с непотопляемым Клинтом Иствудом, что про заимствование идей как-то сразу забываешь. Оказывается, быть клоном знаменитой игры, не стыдится этого, да еще извлечь из этого выгоду возможно. У Desperados это получилось.
Свободное плавание
Получив заслуженные пятнадцать минут славы, авторы пустились во все тяжкие. Для начала попробовали провернуть трюк с Commandos, выпустив Robin Hood: The Legend of Sherwood. Неудачно. Затем сотрудникам Spellbound Studios захотелось заняться производством безобидных аркад (Smoking Colts и, только отчасти, Airline Tycoon Deluxe), которые особым спросом не пользовались. Снова неудача. Далее последовала очередная RTS, но на этот раз в гангстерском антураже, - Chicago 1930. Устаревший графический движок, доставшийся в наследство игре от все той же Desperados, бредовый сюжет, глупейшие диалоги, и по сути, тот же Desperados, но не в декорациях Дикого Запада, а в духе повальных убийств на территории американского городка, где, помимо прочего, проблемы с освещением (игроки жаловались на замыленность картинки и дефицит светлых красок). Очередной, третий по счету, провал. Покончив с экспериментами авторы, наконец, принялись за Desperados 2: Copper's Revenge. C того самого момента началась новая страница в истории Spellbound Studios. Решив не ломать то, что и так неплохо работало, разработчики привнесли в механику игры всего два серьезных новшества: трехмерный движок и экшен-элементы. Но, как ни странно, этого вполне хватило, чтобы весь шарм первой части выветрился из сиквела. Да, немалую роль сыграло и то, что интерес к теме Дикого Запада улетел в форточку вместе с атмосферой игры. Но главной проблемой Desperados все же были технологии. Под флагом трехмерной графики разрушилось все, что некогда работало. История же Helldorado: Conspiracy - самая интересная. Игра появилась в продаже спустя год после Copper's Revenge, и это неспроста. Conspiracy (в российском издании ставшее сразу Десперадо 3) - не продолжение и даже не адд-он. Перед нами расширенное переиздание второй части. Подобные случаи редки, но иногда попадаются. Иначе говоря, авторы решили исправить все огрехи сиквела, а заодно прикрутить некоторые нововведения и даже новую сюжетную линию. Однако "решили" не значит "сделали".
С пистолетом наголо
Conspiracy встречает нас... жуткими тормозами. Авторы покопались в программном коде, в результате чего пропали практически все графические глюки, а модели персонажей перестали быть угловатыми. Плюс повысилась детализация, а погодные эффекты так и вовсе вызывают одно восхищение. Вот только за подобный апгрейд движка приходится платить сполна. Игра высасывает все ресурсы системы. То есть если год назад Desperados 2 буквально летала на вашей системе, которая полностью удовлетворяла рекомендуемым системным требованиям игры, то Conspiracy этого будет мало. Так что либо у вас на борту обязано быть как можно больше оперативной памяти и процессор из семейства Core 2 Duo, либо ждите патчей, которые хоть немного исправят ситуацию. Сюжет выстроен таким образом, чтобы новичков не мучили вопросы, кто тот или иной персонаж, и какова его роль в истории. События Conspiracy стартуют сразу после кровопролитного финала Cooper's Revenge. Новая сюжетная линия, правда, непродолжительна - всего две миссии. Кстати, для тех, кто год назад пропустил Cooper's Revenge припасена вся вторая часть, причем слегка модернизированная. Например, некоторые однообразные миссии заменены на новые, более динамичные и интересные. Те, кто играл в Cooper's Revenge не могли не заметить возросшую сложность игры по сравнению с первой частью. Со скрипом выполнялись начальные задания, не говоря уже о финальных уровнях. В Conspiracy представлено сразу три уровня сложности. Испытать на собственной шкуре, в чем их различия довольно легко - достаточно послать одного из подопечных в логово врага и посмотреть, как будут вести себя противники. Правда, особой надобности в применении уровня Hard мы лично не нашли. Авторы и не думали снижать сложность игры, введение трех уровней лишь предоставляет шанс выбрать между хардкорным прохождением и зубодробительно сложным. И только. Следующим обещанием разработчиков был улучшенный искусственный интеллект противников. Вообще, с логикой у болванок в Cooper's Revenge были огромные проблемы. Враги часами могли в упор не видеть соратников Купера, игнорировали кровь, неожиданно появившуюся, и явно не вели подсчет своих соратников. Подобные глюки впрочем, не мешали парням стрелять с точностью заправского киллера и одним выстрелом отправлять ваших подопечных на тот свет даже если расстояние между ними было в пару сотен метров. Так вот, в Conspiracy, наверное, главный раздражитель был практически уничтожен. Изредка встречаются косяки: напарник не может залезть на лошадь, а динамит летит совершенно не туда, куда его бросали. Но теперь хотя бы можно нормально играть. С управлением проблем поменьше, чем раньше. А вот к камере еще предстоит привыкнуть особенно в action-режиме. Вид от третьего лица довольно удобный и не доставляет тех адских мук, что были в Cooper's Revenge. Изредка случаются досадные проблемы, и что самое обидное, в самые неподходящие моменты. Произвольный угол наклона камеры больше подходит для тактических маневров, но именно произвольность ее и губит. Чаще всего ракурсы - хуже некуда, поэтому приходится переключаться на вид за спиной. Выход из ситуации кроется в системе быстрых действий, благодаря которой можно заблаговременно раздать целую серию указаний своим подопечным. Очень ценное нововведение, особенно во время выполнения миссии, когда попросту не успеваешь переключаться между персонажами и тем более отдавать им приказы. В конце каждого уровня в дело вступает так называемая "система анализа эффективности прохождения миссии". Она подсчитывает некоторые данные, выдает результаты. Пользы от нее совершенно никакой, для чего она нужна - тоже не совсем понятно. Напоследок разработчики припасли сюрприз - режим Movie. С его помощью можно снять любой фильм в жанре вестерн на движке игры. Размаха The Movies нет, как и нет зажравшихся актеров-алкоголиков. Только все необходимое: камера, мотор, пара фильтров и эффектов, немного старания и времени - и можно показывать свое произведение широкой общественности.
Назад в прошлое
Conspiracy - хороший, действительно хороший проект. Назвать его можно как душе угодно: адд-он, огромный патч, переиздание. Это впрочем, не важно. Важно то, что примерно таким год назад мы и ожидали увидеть Desperados 2. Не дождались, пришлось ждать еще год. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но даже без вороха недостатков Cooper's Revenge далек от идеала и от Wanted Dead or Alive. Технологии в данном случае погубили многое. Так что товарищи разработчики, может, вернемся к 2D?