Злодеи в книгах, в кино, в компьютерных и видеоиграх (да и в реальной жизни) зачастую куда более привлекательные персонажи, чем представители "доброй" стороны. Они, во-первых, практически всегда, значительно более модные. Во-вторых, обладают колоритными характерами и классно выглядят (с точки зрения дизайнерских находок). В-третьих, не лишены чувства стиля. И, наконец, в них больше эпатажа, романтики, чувств. Это, знаете ли, притягивает. А что до "светлых" блюстителей порядка, то там сплошная скука и обыденность: светлый костюмчик, заточенный меч, добрые глаза, мускулистый торс и "глупая" идея. Оригинальные варианты, конечно, встречаются, но зачастую хорошие парни "мыслят прямо" и действуют точно также. Вспомните, скажем, Fable. Ну и что, кто там был симпатичнее - жестокий убийца с черной кожей, красными глазами и "милыми" рогами на голове или обычный седовласый паладин? Ответ очевиден. Так, почему же, нам так редко дают возможность попробовать себя в роли отпетого негодяя, кровавого злодея, уничтожителя всего святого? Видимо, все дело в современной морали. Как только появляется что-то из ряда вон выходящее, тут же начинаются нападки со стороны общественности, происходит "политическая блокада" и проект, либо "сдается" и "исчезает" под гнетом "праведников", либо "кладет" на все это с высокой колокольни, продается огромным тиражом и обретает статус культового. За примерами и "тех" и "других" далеко ходить не надо. К первым - тем, кому не повезло - мы относим такие творения, как Thrill Kill (чуть ли не самый жестокий и извращенный файтинг в истории, увы, так и не дожил до своего релиза на PlayStation One; существует лишь бета-версия, которую без труда можно найти в Интернете) и Manhunt (скандалы не позволили продаться ему достойным тиражом, а что будет с уже анонсированной второй частью до сих пор не ясно). Ко вторым - всю серию GTA (хотя, о концентрации "злодейства" в "крови" главных героев этого великого боевика, можно спорить) и некогда "гремевший" Dungeon Keeper (шедевр всех времен и народов, если кто еще не в курсе). Да, также существует и отдельная категория игр, где присутствуют выбор между добром и злом - в основном это ролевые игры. Но они "к теме" не относятся.
"Другое" зло
Ведь сегодня речь пойдет о представителе истинной школы "негодяев" - проекте нидерландской студии Triumph, в прошлом прославившейся неплохой серией стратегий Age of Wonders. И, при этом, Overlord никто никогда не станет ругать, на нее не посягнет Джек Томпсон и прочие поборники психического "здоровья" нации. А все потому, что перед нами приключенческая игра в фентезийном мире с налетом мультяшности и обилием юмора. Никакой реалистичной жестокости, никаких оторванных конечностей, грабежа, наркотиков и проституток. Вы злодей в выдуманной вселенной. И это прекрасно. Здесь можно творить такие вещи, за которые "реалистичную" игру уже давно бы "закрыли" в карцере. Такой уж у нас менталитет. Оторвать голову правдоподобному человеку на экране нельзя, а вот разрубить пополам, скажем, хоббита, "как за здравствуйте". Концептуально, внешне и стилистически Overlord чем-то напоминает Fable. Цветовая палитра схожая, визуальные решения и дизайн персонажей зачастую идентичные. Специально ли это сделано или случайно, на самом деле, не суть важно. В эту вселенную веришь, в ней приятно находится, общаться с аборигенами, осматривать достопримечательности. Благо графический движок хорош и пейзажи рисует "будьте здоровы". Никакой реалистичности, много гротеска, можно даже сказать, комичной мультяшности. Природа прорисована на оценку "отлично". Летают бабочки, дует ветер, текут реки (между прочим, очень зрелищно текут), шумят speed-tree (вероятно) деревья, то тут - то там пробегают стада баранов, играет легкая, не отвлекающая "музыка-настроение". На земле растут цветы, огороды деревенских жителей полны урожая, HDR прекрасно справляется со своей задачей "раскрасить и осветить" ландшафт. Идиллический пейзаж, на который просто приятно смотреть. Как в Fable когда-то, но только в Overlord применены самые современные технологии. Огромное внимание к деталям в такой "не маленькой" игре приятно удивляет. Омрачить удовольствие от лицезрения почти что "артовых" локаций могут только тормоза. Правда, слишком уж бояться их не стоит. Несмотря на свое next-gen происхождение (игра создавались с акцентом на Xbox 360), Overlord при максимальных настройках стабильно работает на всех современных машинах, начиная с конфигурации, указанной в графе "рекомендовано". Обладателям же слабых ПК придется пожертвовать красотой, уменьшить разрешение и выключить спецэффекты (куда деваться, прогресс он такой - беспощадный ко всем).. Которые здесь, к слову, достойные. Особенно запомнился огонь, распространяющийся по полям пшеницы, руководствуясь всеми законами физики.
Лишний пафос в сторону
Сюжетная линия в Overlord играет еще меньшую роль, чем в вышеупомянутом Fable. Завязка дана лишь для того, чтобы объяснить мотивы и ввести в повествование основных персонажей. Ну и иногда "развлекать" диалогами и неожиданными поворотами. А дальше, дальше в силу вступает уже сам игровой процесс, который в нашем случае не требует мощной поддержки со стороны сценария. Главный герой - злодейский лорд, можно даже сказать "сверхлорд", в общем - повелитель. Жил он себе и не тужил, убивал невинных, правил своими ордами. Но в один прекрасный день "добрые" нашли способ убить его. Вроде бы мир вздохнул с облегчением. Но не тут то было. Наследник жестокого владыки просыпается (точнее - его будят) от долгого сна "вечности" и видит, что крепость, оплот могущества сил зла разрушена. Мерзкие "светлые" герои камня на камне не оставили, разнесли даже тронный зал. Ваш новоявленный друг, советник (на первых порах, выполняющий роль наставника) объясняет, что и как произошло после гибели бывшего хозяина и умоляет все исправить. То есть, починить замок, собрать армию, наказать врагов, убить героев. Для чего нужно попутешествовать по вселенной (она здесь не слишком большая и состоит из страны хафлингов, территории эльфов и горной местности дварфов), изрядно позлодействовать и найти ценные артефакты. Вот и все. Дальше - на сцену ступает игрок. Так как вы, главное и самое важное в этом мире злодейское величество, то ваши подопечные, рождающиеся в подобиях небольших вулканов и вызывающиеся из них по мановению электронного грызуна, пойдут на все ради вашего блага. Одна из основных мыслей Overlord заключается в том, что, чем меньше действий вы выполняете своими руками, тем лучше. Пусть за вас трудятся счастливые и обезумевшие от любви к вам рабы. Они рады отдать жизнь за своего лорда в борьбе с "большим и страшным" боссом. Не дай бог, вас поранили, они без лишних пререканий отдадут себя в жертву для восполнения энергии.
Вместе мы сила
Их смерть не значит ровным счетом ничего, так как пополнить запас "юнитов" не составляет труда. Благо рождаемость у местных демонов низшей касты высокая. У помощников посильнее она пониже, но и умирают они не так легко. И, если, рядовых "пешек" посылать можно хоть в пасть "крокодилу" без лишних раздумий, то с более "дорогими" воинами нужно обращаться бережнее. Тут же и тактический элемент, заключающийся в том, что на определенных типах местности могут действовать только определенные типы монстров. Так, "синие" демоны могут плавать и оживлять падших собратьев. Красные стреляют огненными шарами и поглощают огонь, умеют "ходить по углям". Зеленые - невосприимчивы к отраве, сами могут отравить кого угодно и обладают способностью становиться невидимыми. Точно также обстоят дела и с их эффективностью против тех или иных врагов. Поэтому одна из задач, стоящих перед игроком, заключается в том, чтобы собрать, как можно более сбалансированную армию. Ведь число миньонов, которых можно водить за собой, ограничено. В начале игры число компаньонов, так и вовсе, не превышает пять единиц. После убийства первого босса их число увеличивается в два раза. А позднее - ваша армия может исчисляться 50 юнитами. Представьте, движок с прорисовкой такой толпы на одном экране справляется без особых "замедлений". Управлять демонами просто, несмотря на их количество. Интерфейс, как говорится, интуитивно понятен. Все указания даются с помощью мышки и двух ее кнопок. Приятно, когда разработчики думают о пользователях. Да, особо страшных программных ошибок замечено в Overlord также не было. Работает игра стабильно, в Windows не проваливается, "выпавшими" полигонами не пугает.
Король и его замок
А что же "владыка", столь грозный внешне? На самом деле, сам Overlord также очень могущественная боевая единица, и он не прочь лично поучаствовать в потасовках, уничтожении мирных жителей деревней и разрушении идиллического пейзажа. Кровь, пот и слезы - он обожает причинять страдания всем, кто попадается на его пути. Для этого у него есть руки, ноги, окровавленный "по определению" топор, голова и мастерское владение искусством магии. Ну, мастерское это на поздних "уровнях". В начале он может разве что жечь поля и местных гномов, пока не закончится манна. Что же до рукопашной, то любители динамичного экшна также получат свою порцию удовольствия, хотя, конечно, развитую боевую систему ждать не приходится. Она бы тут была просто лишней. Overlord - он на то "царь и бог", чтобы приказывать. Иногда он может ввязаться в драку, но лишь для собственного удовольствия. Убивать и уничтожать граждан (тут следует быть осторожным и не переборщить), кабанчиков, овечек и птичек ради "жизненной энергии" весьма увлекательное занятие. А главное полезное. Ведь, чем больше ее у вас, тем сильнее ваша армия и тем быстрее происходит реставрация замка. Он становится величественнее, внушает больше уважения, "влияет" на все больше и больше зон в округе. "Строительство" несет многочисленные бонусы. Так, например, на определенном этапе у вас появится возможность вдоволь развлечься с женским полом, представительницы которого поселятся в вашей обители. Более того, захваченных людишек можно заставить драться на гладиаторской арене внутри замка для вашего развлечения. Ваша крепость - кладезь развлечений, находок и секретов. И изучать его нужно. Также по мере нахождения различных предметов появится возможность ковать новые виды оружия и усиливать старые.
То, что надо
Игровой процесс Overlord, как вы уже успели догадаться, весьма комплексный, интересный, оригинальный и разнообразный. Здесь есть все, что нужно игроку для счастливого 15-часового (а именно столько в среднем занимает прохождение одиночного режима) времяпровождения: головоломки, тактика, сражения, квесты, элементы ролевой игры, отличная графика, интересная концепция. И много, очень много здорового юмора. Ваши подопечные постоянно дурачатся, одевают на головы тыквы, собирают цветы и используют все, что попадется им в руки, вплоть до трупов дохлых животных. От этого есть и практическая польза. С тыквой на голове - демон менее подвержен ущербу от атак. Не частые диалоги полны шуток. Вызывают приступы смеха и семеро главных врагов. Никакой напыщенности, ненужного пафоса и излишней серьезности. Перед нами игра, которая ощущается "легко", доставляет удовольствие, но при этом не лишена глубины. А ведь, кроме одиночной "кампании" в Overlord присутствует многопользовательский режим, в котором можно, как драться с другими игроками (соревнования на скорость, на количество убитых врагов, на коллекционирование сокровищ), так и проходить некоторые карты вместе (от игроков требуется отражать нападения противников, с каждой "волной" становящихся все сильнее). Вполне себе приятный довесок к основному режиму. В целом же, Overlord впечатляет, как внешне, так и идейно. Ничего подобного на PC на моей памяти мы еще не видели. Интересная, увлекательная, в чем-то революционная игра, которая может и должна понравиться всем. Однозначно, один из самых интересных проектов этого лета.