Топтание святынь - наука бесхитростная, но среди набора зловещих умений Microsoft встречается и не такое. После Halo 2 не хочется признаваться себе в том, что глупо поддался на эффект названия - все-таки Shadowrun знаком и любим с детства. Но вдруг Fasa все же сваяла что-то приличное? Нормальный человек вряд ли поверит, что мультиплеерный шутер типа Counter-Strike может стать новой игрой на базе настольной ролевой игры аж 1989 года рождения, но это именно то, что Microsoft сотворила с Shadowrun - пожалуй, самой уникальной РПГ со времен первой версии Dungeons & Dragons. Удивительный сплав киберпанка, футуристических технологий и древней магии способен удержать за столом не один десяток поклонников. Трудная судьба этой ролевой системы пережила четыре издания (последнее вышло в прошлом году и было принято в целом положительно) и двух издателей - Fasa в момент закрытия корпорации в 2001 году продала лицензию WizKids. Сюжет и таймлайн Shadowrun потрясает воображение - от козней компьютерного вируса и распространения мутаций среди людей до глобальных катаклизмов и падения мировых правительств (нео-коммунистическая Россия прилагается). В общем, рассказывать можно много и долго - но речь, как это ни парадоксально, вовсе не о Shadowrun в его классическом понимании.
Война ни за что
Если не считать шести коротких, но необходимых тренировочных заданий и возможности побегать с ботами сомнительного интеллектуального развития, в остатке Shadowrun предлагает поиграть в онлайне, через сервис Live. До шестнадцати игроков могут включиться в смертельную схватку "восемь на восемь", продолжая традиционные войны между повстанческими силами Lineage и мегакорпорацией RNA Global. Смысл драки ясен как день - каждая из сторон хочет завладеть магией, которую как раз совсем недавно занесло обратно на Землю со всеми прилагающимися причиндалами типа эльфов, гномов и троллей. Но на этом сюжет заканчивается, поскольку нынешний Shadowrun способен заинтересовать лишь покупкой умений и удерживанием точек с артефактами. Shadowrun - это мультиплеерный шутер от первого лица, основанный на системе раундовых столкновений и обладающий геймплеем, идентичным Counter-Strike. В начале каждого раунда у вас есть несколько секунд, чтобы прикупить оружие, апгрейды и магические заклинания. Например, в дополнение к автомату можно улучшить его работоспособность, приобретя систему прицеливания SmartLink, а также способность, позволяющую телепортироваться сквозь стены, потолки, полы и так далее. Эти умения несколько отличают игру от стандартных командных шутеров, поскольку позволяют специализироваться без четкого деления на классы. Заклинания типа Tree of Life и Resurrect позволяют лечить и воскрешать других игроков. Smoke позволяет превратиться в дым, обладающий иммунитетом против обычного огнестрельного оружия. А можно, наоборот, приобрести способность Gust, которая отлично противостоит "туманному противнику". Выбор способностей более чем хорош, но засада заключается в том, что одновременно можно иметь только три из них. Еще один значительный выбор - это раса. Люди лучше используют технические апгрейды, Эльфы быстро передвигаются и, несмотря на низкий показатель здоровья, умеют регенерировать повреждения. Тролли огромны и выносливы, но при этом неуклюжи и неповоротливы; к тому же у них проблемы с запасом маны, позволяющей использовать заклинания. Дварфы - маленькие и крепкие, хотя с магией у них возникают определенные проблемы, которые они решают за чужой счет - читай, крадут ману. Опыт показывает, что из наличествующего выбора игроки предпочитают Эльфов в большинстве случаев, хотя остальные расы отлично вписываются в общий баланс.
Место под солнцем
Потратив немного денег на оружие и заклинания, наступает самое время рвануть в гущу боя. В Shadowrun есть три типа командных боев, хотя разницы между ними практически нет. Две из них основываются на местном аналоге Capture The Flag. Одна команда должна захватить артефакт и доставить его к себе на базу, в то время как другая должна предотвратить эти корыстные замыслы и удержать точку с артефактом. Третий тип игры, как вы наверняка догадались, это тупое рубилово до последнего вздоха последнего игрока вражеской команды. Самое интересное, что подобный стиль - пройтись трактором по вражеским черепам - отлично подходит и к первым двум типам боев. Спрашивается, ну и какого тогда черта было все это мутить? Мясорубка в чистом виде доступна на любом из представленных в игре уровней, но местный CTF дозволено играть только на больших картах. В Shadowrun есть три маленьких, специально подстроенных под Team Deathmatch карты для восьми игроков, но с дизайнерской точки зрения - это сильно урезанные варианты больших карт, на которых захватывают и охраняют артефакты. Всего в игре девять карт (увы, они это серьезно), поэтому чудовищно низкий уровень раздражает не хуже идентичности всех трех типов геймплея. Познать все особенности Shadowrun можно за пару часов - достаточно пройти все тренинги и поиграть на всех картах. Опыт игры по системе Live напоминает аналогичную мультиплеерную систему Halo 2: можно набрать команду из игроков в списке друзей и отправиться на поиски огнестрельных приключений, а можно воспользоваться автоматическим поисковиком, который, правда, может показаться тормознутым - из-за малого количества игроков в онлайне. К тому же он обладает дурацкой способностью вбрасывать игрока под конец сражения, что попросту убивает весь смысл. Правда, в отличие от Xbox-версии, у нас есть альтернативная возможность посещения выделенных PC-серверов с использованием стандартного и более быстрого браузера - правда, народу на них еще меньше. Собственно, Shadowrun - первая игра, позволяющая скрестить в одной битве штыки игроков с Xbox 360 и PC. На обеих платформах все работает великолепно, и догадаться, как именно играет твой противник - с джойстика или мышки - практически невозможно. Вместо того, чтобы подтянуть автоприцеливание, как это сделано в версии Halo 2 для PC с пользователями Xbox 360, Shadowrun дает эту возможность всем - что при наличии апгрейда SmartLink дает неплохие бонусы. Опытные игроки, разумеется, будут разочарованы - автоприцеливание сбивает с толку, появляется ощущение, будто мышку кто-то вырывает из рук. Но как бы странно это ни было, в целом чувствуется баланс - достаточно для примера поиграть сначала с джойстика, а потом с клавиатуры и мышки.
Всем выйти из тени
Визуально игра выглядит отлично в одних местах, и просто отвратительно в других. Окружающие объекты и текстуры великолепны, а система частиц, густо замешанная в использовании заклинаний, выглядит просто замечательно. Но в области анимаций чувствуется, мягко говоря, недоработка. Например, когда игрок карабкается по лестнице, его модель как бы застывает в одном кадре - так было еще в приснопамятном Quake 2, а это, извините, десять лет назад. Модели внутри одной расы абсолютно неотличимы. Все люди из RNA идентичны друг другу, эльфы из Lineage словно вышли из одного инкубатора, и так далее. Дифференциация отсутствует вообще. Все это выглядит недостойно мультиплеерного шутера, а попросту - гадко. Помимо голосового чата, который отлично работает на компьютерах и на Xbox 360, имеются и другие игровые звуки. Понятно, что в связи с мультиплеерной ориентацией Shadowrun никакой музыки ждать не приходится (а вот в Unreal Tournament она была, да еще какая!). В наличии имеется система оповещений - типа "враг засел на крыше", "вижу двоих на мосту", "артефакт сперли!" и так далее. В принципе, каждое событие озвучено игрой, хотя использовать голосовые команды куда как проще - быстрее крикнуть "drop the tree" товарищу, чем искать соответствующую команду в интерфейсе. Впрочем, в некоторых случаях правильно настроенные горячие клавиши спасают жизнь быстрее, чем успеваешь нажать на кнопку и сообщить о своих соображениях. Остальные звуки тоже неплохо работают. Одна только прокрутка стволов минигана внушает уважение, не говоря уже про веселое попискивание гранаты, которая вот-вот взорвется у вас под ногами.
Кому это нужно?
Выложить тридцать баксов за слабое подобие Counter-Strike и Unreal Tournament - поступок не из слабохарактерных. Стимул играть исчезает через пару-тройку часов (тем более, что никакого лэддера не предусмотрено, не говоря уже о турнирах и глобальных киберспортивных лигах). А о сюжетной составляющей неплохо выразились представители держателя лицензии Shadowrun - WizKids. Сказали они примерно следующее: "Честно предупреждаем: Microsoft переписала сюжет вселенной и условия сеттинга, поэтому к настольной РПГ игра отношения не имеет. Говоря более четко, Shadowrun едва базируется на одноименной системе". Вряд ли можно что-нибудь добавить. Ну разве что в очередной раз обвинить Microsoft во всех смертных грехах.