Давайте сразу определимся с выводом: Mass Effect - однозначный хит. Поводов для таких оптимистичных прогнозов масса. Во-первых, то, что нам уже сейчас показывают на многочисленных выставках и встречах с прессой, а также благодаря пресс-релизам, выложенным в Сеть роликам и скриншотам - хорошее тому доказательство. Сегодня новый проект канадских кудесников видится нам и всему остальному миру чем-то невероятным и гениальным. Во-вторых, в разработчиках числится, если кто запамятовал, BioWare - авторы Star Wars: Knights of the Old Republic, дилогии Baldur's Gate и азиатки Jade Empire, прошедший недавно словно ураган на PC-просторах. Именитая студия занесла себе в актив еще десяток качественных и интересных проектов, немалая часть их детищ вовсе являются шедеврами игровой индустрии. Кроме этого, есть несколько существенных аргументов, но, думаем, и первых двух вполне хватит, чтобы поставить Mass Effect в первые ряды претендентов на звание "лучшей игры года" на всех платформах, которые она озарит своим присутствием. В виду наличия ультрасовременного графического движка и многих других значимых аспектов, проект выйдет исключительно на консоли нового поколения - Xbox360. Но без персональных компьютеров, конечно, не обойдется. Пока новостей о PC-версии не поступало, но достаточно вспомнить судьбу Jade Empire: Special Edition, как долго RPG с азиатским прищуром добирался до персоналок, все станет на свои места - стоит лишь дождаться официального анонса. А пока до релиза игры осталось примерно четыре месяца (приблизительная дата выхода, так как высока вероятность переноса срока на более плодотворный и "живой" осенний период), остается собрать в единое целое всю доступную информацию о будущем хите и донести ее до вас, уважаемые читатели. Чем мы, собственно, и занялись. Результат перед вами.
Повторение - мать учения
BioWare не впервой брать за основу материал, сеттинги и системы из своих прошлых проектов, а затем со всем содержимым вытворять нечто невообразимое и подавать под новым видом. Так было с Star Wars KOTOR и Jade Empire. Так, несомненно, будет с Mass Effect. Как только продюсер Рэй Музика (Ray Muzyka) наряду с официальным анонсом игры для консоли Xbox360 обнародовал первые данные о проекте, а затем чуть позже появились первые видеоролики и пресс-релизы, ассоциации сами собой начали лезть в голову: это KOTOR, это KOTOR... Уж никто не вспомнит, наверное, когда BioWare преподносила новую механику игры. Вместо этого канадские разработчики из года в год используют одну и ту же основу по несколько раз, меняя лишь время и место действия. При этом нелестно высказываться в их адрес нет никакого желания. Да, KOTOR и Jade Empire словно созданы из одной пробирки: здесь и антураж похожий, и жанр одинаковый, и сеттинг идентичен. Но ведь это не помешало обеим играм получить восторженные отклики от игроков и прессы. И Mass Effect наверняка останется предан старой проверенной схеме. И ничего тут не поделаешь. Раз сравнивают Mass Effect с KOTOR, значит, определенные предпосылки для этого имеются. Если верить схематике игры, то в Mass Effect обязательно будет персонаж, который найдет своего дальнего родственника. Также должны появиться герои, страдающие амнезией, найдется место любовной истории, а в финале стоит ожидать подлянку от одного из товарищей, который окажется злодеем. Надеемся, сценаристы BioWare не до конца "исписались" и смогут наряду с захватывающей главной историей преподнести несколько интригующих сюжетных линий центральных персонажей.
Farscape, Star Trek, BattleStar Galactica, Stargate, Star Wars
О сюжете известно почти все. История начинается очень серьезно и даже пафосно. 2148 год. Человеческая раса продолжает идти по пути технического прогресса. Добравшись до Марса, человечество, наконец, находит следы существования внеземной цивилизации. На планете оставлены инопланетные технологии, среди которых наибольший интерес вызывает телепорт, который открывает огромные горизонты для освоения космоса. Скудный список известных людям планет оказался лишь частью бездонной вселенной с тысячей миров - и все они как на ладони с помощью телепорта. Естественно, "земляне" не собирались выбрасывать совершенную технологию и принялись осваивать Солнечную систему, одну планету за другой. Постепенно собирая наиболее ценные подарочки, оставленные инопланетянами, человеческая раса стала более могущественной. Вмешиваться в войны она не спешила. Однако ей пришлось это сделать. В 2157 году, исследуя очередную таинственную планету, человечество знакомится с враждебной расой турианцев. Война в космосе - не самый приятный расклад вещей. Поэтому невесть откуда взявшийся межгалактический совет Цитадели вмешивается в конфликт с целью его прекращения - война заканчивается, толком не начавшись. Удивительно, как человечество почти десять лет каким-то образом умудрялось не замечать у себя под носом присутствие огромной турианской нации. Но время показало, что не одними ими заселена вселенная. К 2165 году "земляне" окончательно укрепились в Солнечной системе, и межгалактический совет Цитадели предложил им получить место в галактическом совете, в состав которого входят разные расы и они скреплены дружескими связями. Помимо минимальных шансов завязать очередную кровопролитную войну, человеческая раса получали равные права и свободы по сравнению с другими народами. Грех было не соглашаться, и с тех самых пор начался период активного участия человечества в делах Цитадели. Следующий момент, заключительный. 2183 год. Капитан Шепард вступает в ряды организации N7 - эдакой космической полиции. В свое распоряжение он получает звездолет "Нормандия" и команду опытных бойцов, состоящую из представителей разных рас. Им вместе предстоит устранить давнюю проблему, мучавшую Солнечную систему несколько тысяч световых лет - гетов. Здесь вновь стоит вернуться к событиям прошлых дней. Задолго до того, когда на Марсе был обнаружен телепорт, существовала инопланетная раса, одна из самых древних. Ее название в межгалактических картотеках не сохранилось, но доподлинно известно одно: в плане технологий ей не было равных. Однажды создав роботов-помощников, которые получили кодовое имя "геты", инопланетяне не учли один момент: вкалывать бесплатно никто не желает, даже роботы. Вследствие бунта, раса была полностью истреблена, а армия гетов исчезла с полей радаров Цитадели. Спустя 50000 лет они объявились и учинили настоящую кровавую бойню во вселенной, уничтожая всех, кто попадался на их пути. Ситуация повторялась постоянно и каждый раз искоренение рас происходило ровно через 50000 лет. Цитадель не соглашалась нести потери. Именно с этой целью и была создана N7. Капитану Шепарду, как одному из бойцов, на которого возложили большие надежды, предстоит выявить место дислокации роботов и нанести решительный удар по их армии. Достаточно взглянуть на список фильмов в подзаголовке данной главы, как вопросы об источниках вдохновения исчезнут. Перечисленные кинокартины пересмотрены авторами неоднократно. От одной взяли маленькую деталь, от другой - целый элемент. Кроме этого, не стоит забывать про любовь разработчиков к использованию своих старых наработок. Уже сейчас отсылок к KOTOR предостаточно, а что будет после релиза - лучше не предсказывать. Поэтому пожелаем BioWare много оригинальных и нестандартных идей, чтобы Mass Effect не превращался в Star Wars в альтернативной вселенной.
Рыцари межгалактической республики
Планет будет в несколько раз больше, чем в двух частях KOTOR вместе взятых. И перемещаться между ними позволят в любом порядке, в каком заблагорассудится. На некоторых из них предстоит выполнить сюжетные миссии, однако основная часть миров не имеет никакой связи с сюжетом игры. Побочных квестов обещают много и они не ограничатся перевозкой грузов, поиском артефактов или работой конвоиром. Кроме того, на планетах много интересных мест: бордели, магазины, лабораторий, ангаров. Есть чем заняться: например, в баре стоят автоматы с мини-играми; бармен всегда готов поделиться интересной информацией о том, что происходит на планете; постояльцы заведения готовы поиграть в карты на деньги. В общем, снова вспоминаем KOTOR. Тут есть один интересный нюанс. В дальнейшем разработчики не забросят Mass Effect. Новые миссии, дополнительные задания, персонажи, оружие, корабли, мини-игры и даже планеты будут выходить в виде маленьких дополнений, и их сможет скачать любой желающий. Стремление разработчиков обогатить мир игры похвально, но пока на повестке дня стоят два серьезных вопроса: пойдет ли BioWare по пути Bethesda Softworks, предлагая подобные адд-оны за деньги, и как они собираются заниматься дистрибуцией дополнительного контента? По поводу первого вопроса на игровых форумах бушуют разговоры, а вот насчет второго ходят одни слухи, официальной информации пока нет. Планет около ста. Они отличаться друг от друга будут не только типом местности и характером ландшафта, но и размерами. На некоторых нет ничего кроме маленькой базы с припасами, а другие поражают своими размахами. Дабы не заплутать на обширных территориях, для игроков приготовлен багги модели MAKO. Шестиколесный монстр оснащен тяжелыми орудиями и мощной броней. Он вместителен, так что поездки вместе со своей командой обещают быть очень интересными. При этом вы решаете, куда хотите сесть: за штурвал или на задний ряд. Так как MAKO легко уничтожить снарядом из гранатомета, для него припасены некоторые модификации вроде дополнительной брони и увеличения орудий. Их либо находим, либо покупаем у торговцев. Но вернемся к теме о напарниках. Вместе с Шепардом на опасную миссию отправляются еще несколько вооруженных до зубов "орудий смерти". Каждый подчиненный отлично разбирается в определенной области. Всего разработчиками заявлено шесть классов, которые поделены на базовые и промежуточные. К первым относятся инженер, солдат и адепт, ко вторым - инфильтратор, вангард и страж. Некоторые классы вроде солдата и инженера и даже инфильтратора (под таким грозным названием скрывается универсал, неплохо владеющий как оружием, так и техникой) не преподнесут особых сюрпризов, поэтому остановим внимание на оставшихся трех. И стража, и вангарда, и адепта объединяет одна особенность: они пользуются аналогом темной силы из "Звездных войн", которая здесь называется Темной энергией. Она питает Вселенную и вышеназванные классы способны выкачивать ее с целью использования в собственных целях. Темная энергия, несмотря на страшное название, является, по сути, аналогом темной магии; с ее помощью можно взламывать электронные замки, включать левитацию, телекинез и пирокинез, расставлять невидимые защитные поля и бомбы. Разница между бойцами, наделенными энергией лишь в том, что каждый из них использует магию по-разному и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Например, адепт лучше всех справляется с дарованными ему силами, но держать шотган в руках он не способен. Страж не так продвинут в магии, как адепт, но имеет в запасе несколько заклинаний с огромной разрушительной силой, да и огнестрельным оружием он пользуется. А вангард, как и инфильтратор, сочетает в себе способности двух более близких ему классов: он неплохо разбирается в "пушках", да и магии обучен. В зависимости от характера подопечных, по-разному проходят бои. Одни любят идти на рожон, в то время как другие не суют свой нос туда, где пули свистят. Выполнение миссий также напрямую зависят от напарников. Скажем, если нам поручено зачистить вражескую территорию, то на битву стоит брать наиболее опытных и метких бойцов, а не инженеров. Поэтому перед тем, как спуститься с корабля на территорию новой неизведанной планеты, предстоит сделать нелегкий выбор. Тем более вариантов много, а разрешают взять всего двоих. Да-да, опять KOTOR.
Пластическая операция
По скриншотам можно судить, что капитан Шепард - настоящий вояка, повидавший на своем пути много войн. Так ли это или нет - нам, наверное, еще предстоит выяснить, но вот своей брутальной внешностью он обязан исключительно разработчикам. Дело вот в чем: внешний вид Шепарда - тот, что мелькает на скриншотах и в геймплейных роликах - не что иное, как шаблон. Несмотря на существенный перекос в сторону экшена, детище BioWare в первую очередь знатная RPG. А в любой другой проекте данного жанра, игра начинается с создания собственного персонажа. Вот и Mass Effect из общей колеи не выбивается. Возраст, рост, вес, цвет кожи, начальное обмундирование - все главные параметры поддаются преобразованию. Затем наступает черед выбора класса персонажа, распределение очков на основные навыки и способности - и в бой! Mass Effect не сможет поразить богатым конструктором, как в The Elder Scrolls 4: Oblivion. Здесь вы не найдете пункты о длине волос и толщине передней губы. Но зато можно поменять пол (!) персонажа. Как-никак, капитанами межгалактических кораблей могут быть не только Шепарды-мужчины, но и Шепарды-женщины. Следующий важный пункт для любой RPG - диалоги. Снова вспоминаем KOTOR. Древовидная система, несколько вариантов ответа, каждый определенным образом сказывается на ситуации в данный момент. В Mass Effect она подверглась некоторым улучшениям. Если вкратце, то полномасштабное нововведение сводится к большей кинематографичности происходящего. Раз речь идет о ролевой игре, значит, болтать будут много, по делу и без дела. И чтобы как-то разнообразить и разбавить общее уныние, игроков развлекут ракурсами "за спиной", крупными планами и прочими хитростями, применяемыми преимущественно в Голливуде при съемках блокбастеров. Еще один интересный момент - возможность "приглушить" персонажа, преждевременно прервав его грузный монолог. Для большей реалистичности персонажи во время разговора активно пользуются жестикуляцией и мимикой. NPC в нужные моменты смеются, кричат, угрожают оружием, улыбаются. Наблюдать за происходящим - сущее удовольствие, ведь лицевая анимация превосходна и на сегодня равных ей нет. Немалую роль в кинематографичности играет озвучка, но о ней, как и о музыкальном сопровождении, пока говорить рано - разработчики не раскрывают секретов.
Тактические уловки Шепарда
Что до экшен-части, Mass Effect обещает быть кровавым и жестоким шутером с тактическими элементами. Геймплейно игра напоминает эдакий симбиоз Gears of War n Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter. С первого взято много крови и опасных врагов с хорошим запасом здоровья, со второго - тактика и управление отрядом. Бои проходят в реальном времени с оружием наперевес. Пушек немного, но зато каждая из них не станет ненужной после того, как появится более мощная. Кроме того, появится возможность их комбинирования. Соединив снайперку с винтовкой можно получить мощное смертоносное орудие. Многочисленные модификации, конечно, тоже никуда не денутся, их обещают больше, чем стволов. Носить с собой разрешено не более четырех "стволов", остальные либо выбрасываем, либо отдаем подопечным. При отсутствии патронов, в бой вмешивается рукопашная. Правда, Шепард способен только на удар прикладом, руки и ноги капитан "Нормандии" бережет. Интересный момент: управлять позволяют не только одним капитаном звездолета. Переключаться между задействованными в бою напарниками можно до бесконечности. Однако отдавать тактические указания доверено одному Шепарду. Сделать это очень легко и просто: приказы повешены на горячие клавиши. В случае если у вас зреет тактический маневр, а для его реализации понадобится время, игру стоит поставить на паузу и не спеша дать указания. Остальное сделают подопечные. Благо проблем с искусственным интеллектом не ожидается.
Подарок на Рождество
Как ранее говорилось, лето - неблагоприятное пора для игровой индустрии в отдельности и сферы развлечений вообще. Поэтому ожидать новый шедевр BioWare так рано мы бы не советовали. А вот урожайная на хиты поздняя осень или даже Рождество - идеальное время для релиза. Правда, не стоит забывать, что это касается владельцев Xbox360. По всей видимости, PC-версия задержится на несколько месяцев, а быть может, и года два понадобится для портирования. Но то, что Mass Effect выйдет на персоналках, мы не сомневаемся. P.S. Mass Effect строится на основе графического движка Unreal Engine 3. Теперь все понятно, так ведь? Реалистичная анимация, отличная детализация, превосходные эффекты, неземные системные требования... В общем, готовьтесь к апгрейду.