В этой игре Баба-Яга занимается продажей мобильных домов, Три Поросенка основали строительную компанию, а Красная Шапочка подрабатывает контрабандой. Игрок же продает эликсиры Крестной Феи мелким оптом и в розницу. Гениальность - в простоте. Эту формулу редко пытались применить к жанру тайкунов, стараясь вбухать в игру побольше деталей, украшая каждую мелочь дополнительными наворотами. Хотя с тайкунами вообще в последнее время беда - кроме бессмертного SimCity и ежегодно возрождающегося, как феникс, Championship Manager, за добрый пяток лет ничего толком и не вышло. Spore отложили, Sid Meier's Railroads! испортил как раз фактор простоты, а Caesar IV оказался слишком уж на любителя. И все эти The Movies, City Life и прочие Zoo Tycoon мелькают в памяти как слабые вспышки - незапоминающиеся ничем, кроме названия и пары фич. На этом фоне незаметное посещение Fairy Godmother Tycoon следовало приветствовать бурными, искренними аплодисментами. Эту игру никто не ждал. Анонса не было, рекламу вне издательского сайта не размещали, даже скандалов мало-мальских не устроили. Просто в один прекрасный день она вышла в виде полнофункциональной версии, представляясь еще одним тайкуном на выдуманную тему. И более чем вероятно, что таковым FGT и оставалась бы, если не считать одного "но": великолепно отточенный стиль. Стиль во всем - от дизайна и анимации до диалогов и описаний. Стиль абсурдный, смешной и этим привлекательный.
Живая вода
Первое ощущение - разработчики насмотрелись "Шрека", надышались веселящего газа и накурились запрещенных веществ. Каждый диалог - да что там, каждая фраза! - это произведение креативного искусства. Европейские мифы, сказки и легенды оставили наследие, которым кроме Толкиена никто по сути и не воспользовался. Все мы в детстве читали Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена - и только разработчики из Mock Science додумались до того, чтобы освоить эту тему в жанре современной пародии. Чуть позже я все-таки позволю себе привести несколько поистине достойных примеров. Рамки жанра Fairy Godmother Tycoon удерживает с легкостью. Это полноценный экономический симулятор, в котором задача игрока стара как теория капитализма: купить дешевле, продать дороже. Крестная Фея приглашает игрока в Семью (тут в диалогах проскальзывает замечательная пародия на "Крестного Отца") заняться ее бизнесом - продажей волшебных эликсиров. Схема состоит из простых функций: закупка ингредиентов, установка розничной цены, определение расходов на рекламу, покупка различных апгрейдов, ассигнации на исследовательскую деятельность. Расставив все необходимые галочки, можно начинать игровой день. Формирование спроса идет весьма необычно: на каждый день есть свой "прогноз погоды", который ориентирует игрока на все остальное - сколько ингредиентов нужно докупить, какую цену выставить и как рассчитать расходы на рекламу и научные разработки. Самое смешное, что прогноз состоит из одной-единственной цифры: процент заражения населения болезнью или проклятием, зелья от которых игрок и продает. На каждую миссию (а всего их десять плюс вступительная) приходится по три различных рецепта - каждый спасает от той или напасти. Каждое лекарство требует определенное количество ингредиентов, и разнообразие закупочного листа достигает шести наименований, каждое из которых может служить частью как одного, так и трех сразу эликсиров. Если разобраться в этой куче чисел, то выглядит схема не слишком сложной. На деле же придется повозиться - каждый день закупочная цена на ингредиенты меняется, гарантируя интригу. То ли приобрести лишние полсотни ненужных сегодня паучьих глазок (завтра может быть дороже), то ли потратить все на текущие нужды (торговать тоже чем-то надо, причем сегодня). А тут еще постоянный риск того, что завтра спрос может упасть, конкуренты отхватят еще пару процентов рынка и вообще все станет плохо. Даже в сказке есть место стрессу и нервам.
Что нам стоит дом построить
Интригу, впрочем, убивают апгрейды. Улучшенный фасад, инструменты слежения - как за населением, так и за конкурентами, развлекательные инсталляции вроде маленьких фей из местного кабаре, мастера варки эликсиров (самым крутым считается осьминог), а также заклинания. Последнее - особая песня, заклятья можно использовать только в режиме дня, когда по деревне ходят потенциальные покупатели. Ненавязчиво изменить чье-то мнение относительно крутости чужого магазина, отключить конкурентного рекламного агента, в срочном порядке избавиться от дефицита ингредиентов посредством армады летающих грузовых слонов и, как апогей, рекламная бомба, убеждающая всех крестьян в радиусе поражения заглянуть именно в твой супермаркет. Восхитительно, просто восхитительно. Известный еще со школы лозунг "Реклама - двигатель торговли" работает здесь на все сто процентов. Вложив жалкий доллар в PR, известность получить невозможно, а вот ежели не поскупиться парой сотен в день да еще прикупить рекламных агентов - вот тогда можно смело ожидать наплыв покупателей даже в неурочные дни. Агенты влияния - это просто чума. Огромные мускулистые тролли, "убедительно доказывающие высокое качество обслуживания в вашем магазине", ковер-самолет, предательски переносящий покупателя от порога вражеской лавки к вашим дверям, городской сумасшедший, благодаря которому название магазина становится известно половине населения (а вот мнение от такой рекламы не всегда оказывается положительным), и еще с полдюжины уморительных персонажей - вроде прекрасных принцев, очаровывающих исключительно женское население или гномов с вывесками-"бутербродами". Но реклама не часто формирует положительный имидж - она лишь повышает популярность магазина. А уже качество обслуживания гарантирует рост удовлетворительности посетителей. Достигается оно разными способами: вложения в апгрейды фасада, развлечения в магазине, фрахтовка крутых мастеров-эликсирщиков и прочий сервис. В идеале со 100% положительным рейтингом и 100% известностью среди населения прирост доли рынка будет ежедневным. Все зависит только от того, сколько денег осталось у конкурентов.
Вынос мозга
Но хватит! К черту гнусные цифры и скучные фичи! Теперь только о том, что так привлекает в Fairy Godmother Tycoon - о стиле. Абсурд, безудержное веселье и ни малейшего разочарования всю дорогу. Есть здесь те, кто помнят Theme Park и Dungeon Keeper? Сказочная во всех смыслах смесь двух некогда популярнейших тайтлов - вот что такое FGT. Заголовок местной газеты: "Пожар в Доме, Который Построил Джек привел к цепи трагических событий". Еще один: "Красавица отрицает все слухи о том, что она вышла замуж за Чудовище по расчету". Или вот: "Книга Джека о бобово-семенной диете стала бестселлером". Досталось и современной анимации: "Прогноз погоды от Цыпленка Цыпы - завтра упадет небо. Опять".
Конкурирующие организации представляют такие сказочные персонажи, как Три Поросенка, Маша и Медведи (в буржуйском варианте - Медведи и Златовласка), Не-Такие-Привлекательные Принцы и Быки. Отличный стеб продемонстрирован в споре Крестной Феи, Медведей и Быков - речь идет о том, взлетят акции их компаний или упадут. Квинтэссенция юмора теперь доступна и тебе, читатель: на Уолл-Стрит "медведями" называют тех, кто играет на понижение стоимости акций, а "быками" - тех, кто ставит на повышение. Отчетливо чувствуется, что штатные креативщики компании не постеснялись воткнуть свои гениальные идеи во все доступные щели. В каждой миссии есть своеобразные "квесты" - к вам приходят за советом самые разные персонажи, рассказывающие свои истории и просящие о помощи. Внимание! Только в Fairy Godmother Tycoon вам расскажут, почему Заяц так и не обогнал Черепаху; отчего у Бабушки такие огромные глаза, уши и нос; раскроют причину, по которой Волк упорно уничтожает домики Трех Поросят; и самое главное - продемонстрируют истинную роль Золушки в домохозяйстве Мачехи. Помимо классических сказочных персонажей есть и <встроенные> злодеи - к примеру, близкий помощник Крестной Феи, который и не скрывает, что хочет стать наследником ее бизнеса, и в открытую ставит вам палки в колеса. Дизайн персонажей, мягкая анимация и двухмерные спецэффекты - все это навевает воспоминания о тех временах, когда компьютеры были большими. Возможно, современный игрок и не заинтересуется Fairy Godmother Tycoon - игра слишком примитивна по сравнению с иными "тайкунами", и в этом ее сила и слабость. Но выйди она во времена The Horde, Settlers 2 и Dungeon Keeper, и цены бы ей не было.
1533 Прочтений • [Fairy Godmother Tycoon - Как в старой сказке] [28.05.2012] [Комментариев: 0]