На дворе 2007 год, 21 век, третье тысячелетие. Человека уже трудно чем-либо удивить. Как в контексте бытовой, реальной жизни, так и в пресловутом мире виртуальных развлечений. Эпоха сиквелей в самом разгаре. Новые идеи не то, что бы не находятся. Нет, порой, конечно, нас удивляют. Но это случается редко и зачастую финансово для компании-издателя заканчивается плачевно. Поэтому, приходится довольствоваться устоявшимся, проверенным временем добром в "классических" жанрах. То ли дело, славное прошлое, когда индустрия еще не "вступила" в свою зрелость и ей, как ребенку, было все "интересно". Начало, даже середина 90-х - как раз та эпоха становления, когда чуть ли не каждая новая "большая" игра превращалась в событие. Сейчас хиты тех времен принято величать "шедеврами" и "бессмертными". Собственно, так оно и есть. То, какую роль сыграли: Doom для шутеров от первого лица, Command & Conquer вместе с WarCraft для стратегий в реальном времени, Full Throttle, Myst для адвенчур и так далее - трудно правильно оценить сегодня. Но уж, поверьте, именно тогда, PC, как игровая платформа, и получила свою путевку в жизнь.
Неопознанный летающий объект
Знаете, какая игра продалась наибольшим тиражом в 1995 году? Так вот, это была пошаговая стратегия с элементами ролевой игры и невероятной глубиной под названием X-Com: UFO Defense (в Европе - UFO: Enemy Unknown), в которой игроку предстояло сражаться, что следует из названия, с пришельцами. Конечно, после оглушительного успеха (награды многочисленных профильных изданий говорят сами за себя), не могло не случиться продолжения. Сиквелей и "последователей" за минувшие почти что два десятка лет появилось великое множество. Но передать дух и встать на одну ступень с оригиналом: Нет! Где-то страдал баланс, где-то все испортили новомодные технологии. Или что-то еще. Но факт остается фактом - переплюнуть оригинальную X-Com (UFO) не удалось никому. Сегодня мы имеем дело, как заявляют сами разработчики из команды Chaos Concept (вы, скорее всего, о них никогда не слышали), с первым "настоящим" продолжением той самой, великой игры. "Тот же самый игровой процесс, схожий стиль и дух с применением современных технологий", - говорят создатели. Так ли это, на самом деле, мы сейчас и будем разбираться. Начать стоит с сюжетной линии. Итак, Землю, несмотря на все старания человечества, пришельцы все-таки захватили. И защищать на этот раз придется другой "дом". А именно - планету, освещенную светом трех звезд, Эсперанса, некогда (дело было в 2020 году) колонизированную космическим кораблем Магалиншем. Отныне это процветающее государство со своими лидерами, так называемыми странами, бурной коммерческой деятельностью и счастливым населением. Все бы хорошо, но неожиданно обитатели планеты узнают, что случилось с их сородичами на далекой Земле. И понимают, что аналогичная участь в самое ближайшее время может настигнуть и Эсперансу. Принято решение, подготовить мощную армию, дабы дать достойный отпор кровожадным чужим. Для этого формируется новый милитаристский анти инопланетный орган, в котором собрались лучшие ученые, самые талантливые солдаты и, конечно же, инженеры. Продолжит ли человечество свое существование или будет стерто с лица галактики? Собственно, чтобы ответить на этот вопрос, предстоит провести долгие месяцы у монитора.
Три кита
За сценарий чешским парням из Chaos Concept спасибо говорить не стану. Он не то, что бы ужасен. Его тут просто нет. Нельзя же принимать во внимание схематичный начальный ролик очень низкого качества. Мы то, изнеженные дорогостоящими блокбастерами и разветвленными миссиями, привыкли к другому. Забудьте о звездах B-movie; не ждите диалогов. Хотите страстей? Тогда вам прямая дорога на официальный сайт. Там полного экспрессии текста много. С первых же секунд на вас сваливается сразу вся "планета". С которой не знакомым с оригиналом (а таких, видимо, учитывая преклонный возраст X-Com) индивидам придется справляться собственными силами, без привычного обучающего режима. И, если без него обойтись можно, то очень проблематично. Тут сразу же чувствуется нацеленность на аудиторию, знающую X-Com, истинных hardcore геймеров. Остальным в этом мире будет трудно. Хотя дать шанс недружелюбной Extraterrestrials должен каждый. Благо качественный, интересный геймплей (тот самый - фирменный X-Com'овский) здесь присутствует. Большую часть времени вы будете проводить, наблюдая за планетой сверху, с орбиты. Она, в свою очередь, размечена на государства, на территории одного из которых находится ваша база. Выглядит картинка не слишком привлекательно, зато берет функциональностью. Вот полетел НЛО, здесь была захвачена дружественная страна. Тут же можно послать боевые корабли, которые сразятся с недругом. Игрок может и должен следить за всем и сразу. Не следует наплевательски относится к врагу. А, главное, не позволяйте инопланетным уродцам, захватывать территории. Ничего хуже в мире UFO случится не может. Лучше сразу, с первых минут, уничтожить как можно больше летающих тарелок. Ведь именно от этого в Extraterrestrials зависит, как к вам будет относиться та или иная страна. Война все же ведется на их деньги. Поэтому, будут довольно они, ваша казна никогда не опустеет. Не оправдываете надежды? Что же, не получите необходимых средств. Переходя к экрану базы (она у вас, конечно же, не обязательно должна быть одна), вы получаете право возводить строения, следить за достижениями ученых, назначать исследования, осматривать ваш боевой состав (как живой, так и механический) и заниматься рутиной, привычной любителям стратегий. Ничего сверхсложного. Есть защитные сооружения, есть ангары для техники, а также казармы для воинов. Не забыты защитные системы и, так называемые, дополнительные сооружения. И снова никакой красоты, одна лишь схематичная, функциональная картинка. На этом "сером" экране вы также обязаны проводить долгие часы, осматривая, добытое в бою "добро" и решая, какое оружие дать в руки тому или иному юниту и что будут изучать ученые в данный период времени. Третья составляющая процесса - пошаговые тактические сражения. Которые происходят, когда вы отправляете взвод исследовать место крушения инопланетного корабля, сбрасываете армию на базу пришельцев или же пытаетесь отвоевать собственную землю. Любителям современных красот картинка Extraterrestrials покажется архаичной. Пусть так, но свой особый стиль тут все же есть. Не красиво, но с шармом. В боях, как и во всех пошаговых стратегиях прошлого и настоящего, у вас и у врага есть очки хода. Когда их количество у каждого вашего юнита подходит к концу, наступает черед действовать противнику. Как в шахматах. В Extraterrestrials враг обладает весьма неплохим AI, поэтому легких битв ждать не приходится. Даже, самая, казалось бы, безобидная вылазка, может в итоге печально для вас закончится. Только вот не совсем понятно, почему ваши солдаты никогда не погибают "насовсем". То есть, юнит может быть исключен из боя и только! Затем он попадает в больницу, где залечивает раны и в итоге снова готов к бою. Не впечатляет. В любом случае, хочется сказать спасибо, за то, что новый UFO заставляет думать. Я уже даже забыл, как это - планировать каждый шаг, стараться правильно использовать каждое доступное очко. Также, следует помнить о таком тактически важном элементе, как самом поле боя. Все потому, что здесь оно - полностью деформируемое. На вашем пути дерево? Его можно снести ракетой. Мешает дверь? Просто взорвите ее. Спрятаться негде! Немаловажно, что все юниты по мере накопления боевого опыта получают уровни, продвигаются по карьерной лестнице, становясь сильнее, умнее, быстрее.
Почти
UFO: Extratterestrials - из числа тех игр, которые первые несколько часов кажутся чудовищно сложными. А затем, в свою очередь, наоборот, слишком простыми. Так вот, ни то, ни другое не является верным. Это игра, которой нужно дать время. Тут следует прочувствовать игровой процесс от и до, изучить нюансы (почитать "Уфопедию" наконец), проникнуться идеей. И тогда, велика вероятность, что на ближайший год из жизни вы выпадете. А на вопрос, превосходит ли римейк оригинал, я отвечать не стану. Сами ведь все уже поняли, правда?