Игровая индустрия - это один сплошной парадокс. Некогда успешная компания Westwood создала добрый десяток хитов, но теперь от нее не осталось и вебсайта. Боготворимый Фергус Уркхарт и Black Isle Studios давно забыты обществом, где целая армия геймеров с уважением относится к серии Fallout. Зато Bungie, которая просто обязана была остаться в памяти народной как создатель крепких середнячков - Oni, Marathon, Myth 1 & 2 да Abuse - поднялась на невиданные вершины, благодаря столь же середнячковому (но маркетингово успешному) шутеру Halo. О, ирония судьбы! Серия Halo вообще не должна была стать серией. По большому счету, первая игра должна была с треском провалиться из-за невысоких тиражей. Невнятный шутер от первого лица с откровенно неудобным управлением и кое-каким мультиплеером. Но Halo невероятно повезло: она вышла на правильной консоли в правильное время под правильным логотипом. Есть одна вещь, которой не смогла овладеть компания Sega и которая вывела Microsoft в список самых успешных корпораций. Она называется "маркетинг", и в ее задачи входит позиционирование продукта. Вешанье лапши на уши, обещание молочных рек вдоль кисельных берегов и все в таком духе. Игре необязательно быть восхитительной, качественной или популярной. Достаточно того, что у нее есть издатель, изрядно поднаторевший в области рекламы. Так вот, едва лишь появившись на Xbox, игра Halo стала своего рода иконой для всех покупателей. Будучи весьма посредственным шутером, Microsoft позиционировала ее как launch title - то есть, игру, которая выходит одновременно с приставкой и фактически является лицом консоли. Агрессивная реклама и, вероятно, прочие грязные трюки сделали свое дело - западные сайты безоговорочно проставили игре не ниже 9/10, в результате чего образовался классический эффект толпы с примесью легкого зомбирования населения. Окрыленные неожиданным успехом, Bungie в сотрудничестве с известными трешеделами и дерьмопортировщиками Gearbox задумали проползти на PC со своим "лучшим шутером года". Но тут не помогла ни раскрученность оригинала, ни легкий маркетинг - Halo: Combat Evolved оказалась в жесточайшем пролете. Все-таки Xbox слабее, чем PC того поколения, а халтурщики из Gerabox не подвели: слажали везде, где только можно было. В результате - средние оценки и извиняющиеся редакторские фразы типа <ай-яй-яй, такая хорошая игра была, а тут вдруг испортилась". Впрочем, беда только постучалась в ворота. Несмотря на то, что магия рекламы сработала и в случае с Halo 2, игроки очнулись от дьявольского зомбирования и в большинстве своем выразили недоумение и сожаление по поводу того, что игра, в общем-то, ничего нового на Xbox не принесла (и это верно - после Halo вышла масса отличных шутеров). Пресса по неизвестным причинам вновь проставила высокие оценки, и этого издателю вполне хватило, чтобы начать разработку игры для PC. На этот раз за дело взялась сама Bungie, безо всяких халявщиков. При тесном сотрудничестве с Hired Gun (подразделение Microsoft Game Studios) разработчики вовсю освоили DirectX 10, хотя для нормальной игры достаточно будет DX9-совместимой видеокарты. Отсюда маленькая деталь: для запуска Halo 2 на PC потребуется операционная система Windows Vista, которая на данный момент особой популярностью среди пользователей не обладает. Вероятно, c помощью игры (как и Alan Wake с Crysis) хотят протолкнуть не особо удачную операционку - но тут еще возникает вопрос, кто кого проталкивать должен. Вполне возможно, что все не так уж и плохо. Halo 2 продолжает историю противостояния землян и двух рас - The Covenant и The Flood. Главный герой серии, Master Chief встает на пути инопланетян, чтобы практически в одиночку помешать их грандиозным планам по захвату Земли. Сюжет столь же банален, сколь скучен и примитивен. Одинокий киборг, куча оружия и толпы врагов - в отсутствии оригинальности даже есть какая-то фишка, что-то вроде "а больше нам и не надо, лишь бы пострелять". В конце концов, именно так мы и относились к Duke Nukem 3D, Quake и прочим столпам жанра. Но разработчики Halo, ограниченные возможностями Xbox, столь небрежно взялись за дело, что играть было дико скучно - уровни, украшенные однообразными текстурами и постоянно повторяющимися комнатами, были неоправданно затянуты. Та же фирменная структура перетекла и в сиквел, в результате чего игроки даже обрадовались тому, что сюжетная кампания была гораздо короче оригинала - стало быть, пользователи меньше мучались. Нельзя не порадоваться за них. Графическая составляющая по определению не может оказаться великолепной. В наше время, когда балом безраздельно правят Unreal Engine 3.0 и Gamebryo с великолепнейшими технологиями вроде HDR, ожидать от игры, разрабатывавшейся под железо уровня 2001 года, чудесных откровений ни в коем случае нельзя. Если кто-то наивно надеется, что Bungie с нуля перепишут (или улучшат) движок, то он свои надежды может запихнуть обратно - ничего подобного от этих лентяев ожидать не следует. Максимум - это поддержка технологий DirectX, в список которых входят далеко не все чудеса современного железостроения. Управление - бич всех портированных игр - обещает быть удобным и понятным. С этим не поспоришь, ибо порт Halo: Combat Evolved обладал действительно приличной поддержкой мыши и клавиатуры, и проблем практически не возникало. Абсолютно уверен, с Halo 2 этой традиции не изменят, и даже если игра будет отвратительной во всех остальных своих аспектах, то дойти до конца уровня не составит никакого труда. А для извращенцев есть и поддержка контроллера от Xbox. Сетевая игра - одна из более или менее реальных причин восхваления сериала. Целая куча самых разнообразных режимов и пара десяток карт под это дело (дополнительный набор в придачу) позволяют скоротать время в онлайновых увеселениях. Обеспечит это дело служба Games for Windows Live, позволяющая столкнуть в боях и владельцев PC, и обладателей Xbox. Ну и под конец хочется заметить, что совсем недавно один из разработчиков Крис Батчер высказал откровенное мнение по поводу собственной работы: "У нас было порядка месяца, чтобы отполировать Halo, но в случае с Halo 2 месту такой роскоши не нашлось. Мы просчитались, облажались и приведшие к этому авральные работы не спасли ситуацию. Так что Halo 2 - это не совсем то, что мы хотели сделать, что должно было быть сделано. И даже мультиплеерный режим - бледная тень наших задумок. Я, блин (в оригинале - fucking), не могу играть в мультиплеер Halo 2. Просто не могу". Через пару недель посмотрим, удалось ли разработчикам исправить ситуацию и сподвигнуть хотя бы одного человека на покупку Windows Vista.