Sam & Max Episode 5: Reality 2.0 - И двух миров мало
И двух миров мало
Маленький, но юбилей в этом месяце празднует тоже маленькая, но гордая компания Telltale Games. Во-первых, остался всего один эпизод до завершения первого сезона. Уже сейчас известно название подзаголовка: Bright Side of the Moon ("Яркая сторона луны"). Во-вторых, пять частей за пять месяцев - разве не повод для праздника? Что немаловажно, именно последний на данный момент эпизод искоренил разговоры на тему: неужто серия деградирует? Творившаяся на фанатских форумах полемика, напомним, началась после не совсем удачной третьей части. А вообще, родственных связей между эпизодами множество и не запутаться в них смогут только самые стойкие, которые были с нами с момента выхода Culture Shock. Тем не менее, советуем прочитать данный опус даже тем, кто к предыдущим частям не прикасался. Ибо тема, затронутая Sam & Max: Episode 5 - Reality 2.0 щекотливая и будет интересна любителям виртуальных развлечений, куда как больше проблем мировой политики и мафиозных семей.
Слезы умиления
Итак, у нас праздник-юбилей. В такие моменты принято утирать слезы и припоминать, как много мы прошли вместе. Так давайте же вспомним! Мы успели пронаблюдать за комедией абсурда, сыграть в ситкоме в рамках ситкома (тоже, в принципе, еще одна комедия абсурда, но немного в другой направленности) американского телевидения, спасти город от нашествия игрушечных гипнотизирующих медвежат, а заодно побороться с мафиозной семейкой, и выиграть президентские выборы у самого каменного Авраама Линкольна. И это за четыре месяца! Как свидетельствует подзаголовок очередного приключения вольнонаемных полицейских, речь пойдет о такой злободневной теме, как онлайн во всех его проявлениях. Наверное, авторы выбрали самый лучший на сегодня источник для стеба, который перекрывает по уровню внутренних и внешних противоречий, скажем, американскую политическую систему. Только ленивый не пнет "детей хай-тека". Мол, они просиживают штаны за компьютером, когда можно заняться другими более интересными вещами, портят зрение, становятся параноиками и душевнобольными. Об этом говорят все: политики (привет, Джек Томпсон!), люди разных профессий и вероисповеданий, ваши родители... О ней даже бабульки сидя на скамейках спорят. В общем, сделай разработчики и сценаристы первоклассную хохму на онлайн, они сорвали бы куш. И они это сделали...
Сплошное реалити
На этот раз события вертятся вокруг некой многопользовательской онлайновой адвенчуры, имя которой Reality 2.0. Пока что она находится на стадии бета-тестирования, поэтому играет в нее не весь мир. Что впрочем, к лучшему. Игрушка затягивает в свои сети со страшной силой и делает из геймеров настоящих идиотов. А в разработчиках числится компания C.O.P.S., о которой никто ничего не знает. Предыдущие четыре эпизода пускай и не прочными нитками связывал единый сюжет, касающийся мирового порабощения путем всеобщей гипнотизации. Мы рассмотрели оный сценарий со всех сторон: начиная банально мафией и заканчивая американской и мировой политикой. А вот пятая часть от общей колеи тихо и мирно отбилась. Хотя смотря с какой стороны посмотреть. Основа осталась прежней: гипноз и мировое господство. Начинается Sam & Max: Episode 5 - Reality 2.0 просто-таки отвратно, скучно и занудно. Традиционное уморительное вступление (телефонный розыгрыш, дуэль на пистолетах, etc), выступавшее на правах первой шутки, убрали. Дальше - хуже. Еще один заученный игроками прием - поездка на полицейской машине к месту преступления - и его списали за ненадобностью. Находясь в легком смятении, начинаешь оглядываться по сторонам. Все на месте: "Неудобная лавка Боско", офис Сибил, пара новых плакатов, еще больше мусора на улицах и полицейская машина. По выработавшейся привычке первоначально заходишь к Боско. Затем к Сибил. По второму разу просматриваешь все активные объекты, снова говоришь с персонажами. В конце концов, доходишь до той кондиции, когда нервишки начинают пошаливать - неужто все так плохо? Но тут Сэм и Макс надевают специальные игровые приборы и попадают в онлайновую игру... Что творится дальше, пересказать можно только разбрасывая слюни в ближайшем радиусе, словно бешеная собака. Все так прекрасно и хорошо потому, что привычная беготня туда и обратно с родных улиц на новые локации (с которыми связано новое дело) остались, но за счет этой самой виртуальности игровой процесс видоизменяется в лучшую сторону, да и процесс восприятия происходящего проходит иначе. Ведь как было раньше? Возьмем, к примеру, второй эпизод. Сэм и Макс то и дело носились из телевизионной студии в родные пенаты за предметом, который поможет решить головоломку. Здесь, в принципе, то же самое. Бравые фрилансеры-полицейские попадают в онлайновую игру Reality 2.0, продвигаются по сценам и в случае проблем, возвращаются в реальность за помощью к Сибил, которая снова поменяла профессию - теперь она бета-тестер этой самой гипнотизирующей игры. Ну, так вот, если в реальности Сэма и Макса начинаешь помаленьку зевать (ведь не раз такое видели), то во псевдо онлайновой адвенчуре геймплей преображается. Начинает играть новыми красками, веселить, смешить, завораживать. Словом, гипнотизировать. Именно онлайновое местечко - основная огневая мощь эпизода. Помимо нестандартного художественного оформления, тут сосредоточена существенная часть шуток и гэгов, здесь собраны практически все головоломки и персонажи. Насчет последних стоит сочинять поэмы. Дело вот в чем: Сибил и Боско существуют как в реальном, так и в онлайновом мире, но за счет специфики вселенных, они там совершенно другие. К примеру, тот же Боско существует в двух версиях: в действительности ничего не изменилось. Хозяин "Неудобной лавки" по-прежнему торгует товарами и носит острые резиновые ушки, пытаясь быть похожим на эльфа (эта такая замена национальностям). А вот в Reality 2.0 магазинчик превращается в маленькую лавочку. Боско - настоящий эльф, раскрашенный цветами радуги. Он торгует не какими-нибудь продуктами питания, а волшебными зельями, щитами и мечами. Аналогичная ситуация с нашими старыми друзьями: Хью Блиссом и телеведущей Мирой. Они представлены в очень неординарном виде. Интересно, что на сопоставлении реальности и виртуальности строится мостик по которому ходят шутки и головоломки. С точки зрения геймплея, пятый эпизод не похож ни на что ранее виденное, включая предыдущие главы. Авторы смешивают в одну большую густую кашу все, что можно: жанры, антуражи, персонажей. Но на деле игра все равно остается адвенчурой. Причем адвенчурой отличной.
Ностальгия
Мир Reality 2.0 живет по своим законам. Здесь полно вирусов, а населяют его не обыкновенные люди, а забавные маленькие программы. Там нет места синдрому "трех задачек от Lucas Arts". Законы вершат сумасбродные по своему выполнению задания. В игре действительно смешано все, что можно представить. Скажем, жанры. Отдельные задачи решаются не обыкновенным взаимодействием предметов и не выбором правильных фраз в диалоге, а совершенно невообразимым способом: с привлечением элементов других жанров. Но формально - превращать игру в адвенчуру с элементами РПГ и гоночного симулятора в планы Telltale Games не входило. Тем не менее, некоторые герои имеют даже показатели и характеристики, как в любой уважающей себя RPG. Они никак не проявляются, но сам факт существования фиктивных параметров добавляет долю перчинки в общий котел юмора. Так, в одну минуту Сэм и Макс применяют на деле элементы ролевой игры, а в другую - едут по виртуальной трассе - и адвенчура перевоплощается в настоящие аркадные гонки. На экране при этом творится форменная вакханалия. События стремительно сменяют друг друга. Вот мы взламываем компьютеры, а спустя пару минут сражаемся с Боско с мечом в руке. То есть вся прелесть Sam & Max: Episode 5 - Reality 2.0 не укладывается в рамки всего лишь разделения миров и новом подходе. Доминирующую роль играет увеличение по сравнению с прошлыми частями динамики. Пятый эпизод до отвала напичкан событиями, курьезами, шутками и приколами. Сюжет не играет практически никакой роли. Есть завязка и развязка, но то, что происходит в процессе перехода от начала истории к концу - цепь событий, не играющих никакой роли в сценарии. Динамика растет за счет большего числа локаций и головоломок. Буквально на каждом клочке виртуального мира, героев поджидает новое задание. Если не задание, то персонаж или активный предмет. А вот диалогов, напротив, стало меньше. Ненужные фразы убрали, осталось только самое необходимое. Но несмотря на это, львиная доля шуток содержится именно в диалогах, а большинство из них основаны на игре слов. Вообще, что касается таких важных для сериала вещей, как юмор и сценарий, с этим у Sam & Max: Episode 5 - Reality 2.0 обстоят дела даже лучше, чем у четвертого эпизода. Как ранее говорилось, тему для очередной "ситкомовской" серии разработчики выбрали отличную. И при условии грамотного сценария, у пятого эпизода были шансы стать лучшей частью. Так оно, друзья, и произошло. Если вкратце, собирая по кусочкам сказанное, вот что получается: смена курсов пошла на пользу. Весьма интересно: предыдущие главы ругали за непристойную быстротечность и их же считали единственным существенным недостатком. Пятый большей продолжительностью похвастаться не может, но за счет иного антуража оставляет после себя совершенно другие эмоции. Плюс нельзя не заметить работу над ошибками. Авторы правильно сделали, сократив роль сюжета, а также подкорректировав механику игры событиями. Да и сокращение длинных диалогов стало правильным вариантом.
Ложка дегтя
Без недочетов, конечно, не обошлось. Нередко герои произносят шутки по несколько раз, не говоря уже, что они упоминались в предыдущих эпизодах. Вообще-то заимствование многих деталей, в том числе юмора и головоломок из престарелой классики Sam & Max Hit the Road - далеко не грех. Ветераны во время таких моментов утрут слезы, новички вдоволь посмеются. Но всегда ведь хочется чего-то нового. Головоломки, кстати, постигла аналогичная участь. Кроме этого, музыкальное сопровождение удручает с каждым разом. После барабанного марша в Sam and Max: Episode 4 - Abe Lincoln Must Die! мы если и ожидали возвращение джазовой музыки, то не с двумя новыми нотами. В действительности изменение приметить сможет разве что человек с музыкальным образованием - настолько мелодии похожи. В общем, при желании можно накопать много недостатков, но ввиду очевидных сдвигов в области геймплея, к теме минусов возвращаться ой как не хочется.
Формула успеха
Как оказалось, зря мы роптали на малую продолжительность. Достаточно было повысить градус событий, чтобы каждую секунду что-то происходило, как сразу трех часов счастья будет предостаточно. Жаль, что в недрах Telltale Games настоящую формулу успеха начали использовать только сейчас под самый конец первого сезона. Sam & Max: Episode 5 - хрестоматийный пример как надо делать практически идеальную адвенчуру: веселую, быструю, захватывающую. Классика жанра, красиво перенесенная на экран монитора, - от нее другого не ждешь. По крайней мере, за девять долларов (столько стоит эпизод) просить большего как-то неловко.
624 Прочтений • [Sam & Max Episode 5: Reality 2.0 - И двух миров мало] [28.05.2012] [Комментариев: 0]