Если игра поставляется на одном CD, инсталлируется всего на 640 мегабайт на жестком диске, в требованиях прописана лучшая конфигурация за 2002-й год, а разрешение по умолчанию - это 800х600, то у бывалого игрока возникают здоровые сомнения относительно адекватности разработчиков. В курсе ли они о существовании HDR? Знают ли они о таких движках, как UnrealEngine 3.0, gamebryo и Source? Знакомы ли с другими тенденциями игровой индустрии и жанра First-Person Shooter в частности? Конечно, хочется верить в то, что Collision Studios открыла новые способы по оптимизации движка и различных ресурсов, и что внутри нас ожидается маленькое чудо - но, увы, чудо это недалеко ушло от своих собратьев типа Alpha Prime или, извините, Kreed.
Дас ист фантастиш
В попытках прыгнуть выше головы, а заодно хоть как-то оправдать геймплей (о котором ниже), авторы придумали до безумия примитивный сюжет, который знаком мало-мальски заинтересованному геймеру на протяжении вот уже трех лет. Некто Джек Хард, владелец школы подводного погружения, катает своих клиентов на катере и учит их нырять с кислородным баллоном, резиновым костюмом, маской и прочим тяжелым обмундированием. Однажды некто Хаммерсон попросил Джека доставить его в определенную точку и нырнуть там к самому океанскому дну. Это потом выяснится, что Хаммерсон - агент ФБР, а на дне покоится целый подводный городок (ранее принадлежавший СССР), наполненный террористами. А пока что Джек всего лишь слышит предсмертный хрип своего клиента и входит в гостеприимно открывшийся шлюз... После Far Cry подобный сценарий выглядит как бледная, неуклюжая копия. Понятно, что ему не на Оскар номинироваться, но никакой необходимости в таком плагиате никак не наблюдается. Даже если под рукой нет именитого писателя-фантаста, ничто не мешает людям с хорошей фантазией выдумать что-нибудь поприличнее. Тем более, что сама по себе подводная тема - это уже отличный повод для оригинального сюжета.
Куда ушел весь воздух?
Наверняка у многих уже возник вопрос - если дело происходит где-то на океанском дне, уж не будет ли там скучных, однообразных комнат, переходов, залов и так далее? Да! Все именно так! Тесные, темные и неуютные помещения, низведенные ленью дизайнеров до огромных разноцветных кубиков с видом изнутри. Местами встречаются типа подводные пещеры, так что обвинить в совсем уж чудовищной лени игровых архитекторов никак нельзя. Заявленные головоломки с водой практически отсутствуют. Все оригинальное из того, что нам обещали разработчики, в общем и целом едва ли наберется на десять минут чистого геймплея. Вместо этого игроку придется постоянно зачищать помещения, убивая одного террориста за другим. Со временем противников становится больше, они обзаводятся более мощной броней, хотя AI как был изначально туповат, так им и остается до победного конца. Какими бы крутыми ни были противники, все они склеивают ласты с одного попадания в голову даже из какого-нибудь пистолетика. При этом они не очень-то любят передвигаться (после "Сталкера" наблюдать такую апатию несколько непривычно), зато практически никогда не бегают поодиночке. Не совсем понятно, откуда на морском подводной базе столько народу, но совсем покрыта тьмой история их появления и обучения. Модельки врагов различаются исключительно броней, увешанной желтыми, синими или красными лампочками. Но что самое интригующее, каждый из бойцов, если он вооружен автоматом, носит с собой ровно шесть патронов. Ни больше, ни меньше. Я долго силился разгадать эту загадку - увы, ничего толкового из этого не вышло. Кроме того, что в начале игры патроны следует тщательно экономить, дожидаясь дробовика и плазмогана. Кстати, футуристические стволы (представленное двумя образцами) в Red Ocean выполняет функцию "оружия последней надежды". Когда закончатся все патроны, а враги продолжают лезть как тараканы, достаточно лишь расчехлить тот же плазмоган и как следует зарядить в толпу. Результат - не хуже разрывной гранаты (которые, кстати, тоже есть в игре). Альтернативный режим, который также есть у плазмогана, а у остального оружия играет роль прицеливания (легкий такой "зум"), тратит больше патронов, но охватывают большую площадь поражения. Интересно, что получить это оружие можно только после победы над первым боссом - истерического характера гражданина, напоминающего Дарта Вейдера, если бы тот состоял на службе у Гитлера. Техногенная архитектура так и тянет "вызвать Ихтиандра". Если забыть, что за тонкой стенкой - толща воды, то можно представить себя хоть на подводной лодке, марсианской научной базе или заводе имени Двадцатилетия Октября. Правда, в последнем случае было бы трудно объяснить такое количество туповатых террористов, выскакивающих из ниоткуда и открывающих пальбу. К тому же хозяева базы террористов весьма небрежны - повсюду разбросаны бочки с какими-то взрывчатыми веществами. Зачистка комнаты происходит по следующему сценарию: высовываемся за угол, локализуем бочки, ждем первую волну охраны, взрываем бочки, наслаждаясь, кстати, симпатичными спецэффектами, затем уже "вручную" расстреливаем недобитков. На крайний случай можно метнуть гранату и спрятаться обратно - враг достаточно туп, чтобы крикнуть "блин, граната!" и геройски погибнуть. Red Ocean не был бы таким нудным, если бы не постоянный дефицит аптечек и боеприпасов. Дурацкая вынужденная экономия приводит к тому, что больше времени тратится на переключение между пушками, чем на собственно отстрел террористов. Выбор оружия также великолепно несенсационен: нож, два пистолета (второй - с жуткой отдачей), дробовик, два автомата и две футуристические энерго-пушки. Ни снайперской винтовки, ни ракетницы, ни гранатомета. В принципе, у каждого оружия есть альтернативный режим стрельбы - за ним маскируется банальное прицеливание. А, ну и еще гранаты. Правда, летят они недалеко, но зачастую все же спасают никчемную Джекову жизнь. Заниматься исключительно нудным складированием террористов пачками было бы слишком жестоко, поэтому разработчики не стали городить огород, ограничив игру примерно шестью часами чистого геймплея. Отдельно можно отметить сражения с боссами, к примеру, одиночное выступление против подводной лодки. Некоторые битвы представляются откровенно сложными, в то время как другие - настоящим образчиком интеллектуального отдыха. Зачем это было сделано - непонятно. Мультиплеер, к счастью, отсутствует как класс. Не каждый мозг такое выдержит.
Техника, просвет?
Ворчания по поводу малого размера и опасения насчет технического совершенства, к счастью, оказались лишними. Графика Red Ocean повернулась к нам лицом - на удивление милым, с современным макияжем. Движок использует все классические навороты: бамп-мэппинг, световые эффекты, отличные четкие тени (увы, статичные). Выглядит все это прямо как Doom 3, хотя красноокеанному мотору это творение от id не догнать ни за что. При близком рассмотрении текстуры расплываются, превращаясь в невкусную кашу из пикселей, так что если уж и пытаться насладиться игрой - то лучше делать это на расстоянии. Достойны упоминания такие интересные физические эффекты, как полет ящиков и бочек от взрывов. Что касается воды, которую разработчики позиционировали чуть ли не вторым главным героем после Джека Харда, то она себя особо не проявляет. Редкие эпизоды с ее участием скорее удручают, чем вносят заветный интерес. Как уже говорилось в начале, Red Ocean нетребователен к системе, но для максимального удовлетворения от проделанной работы потребуется актуальная в нынешнее время графическая карта. А вот с анимацией беда. Противник умирает в самых нелепых позах, предварительно проехавшись на попе по железному настилу. Природа обделила бедолаг совершенной нервной системой, в итоге от попаданий враги лишь подпрыгивают на месте и нелепо взмахивают руками. Полет гранаты выглядит так, будто Джек не бросает ее рукой, а извергает откуда-то из района пупка. Выглядит все это настолько смешно, что даже не мешает играть - скорее вносит пикантную нотку в геймплей. Звук практически не подвел. Гулко ухает короткоствольный автомат, во всю мочь басит дробовик, боевой марш распаляется в самом процессе битвы, динамично поддерживая развитие событий. А выкрики немецких террористов, поначалу звучащих экзотично, начинают раздражать уже через десять минут. Реплики повторяются постоянно, давят на уши и вызывают желание найти звукорежиссера и заставить его слушать результаты собственной работы сутки напролет.
На дне океана
В итоге, конечно, Red Ocean не так уж и плох. Любители жанра, которые не вытерпели издевательства "Сталкера", вполне могут убить субботу-воскресенье на эту игру. Тем не менее, следует помнить, что этот шутер никогда в жизни не выберется на верхние строчки популярных чартов. С начала до конца игрок будет сражаться в одних и тех же помещениях, убивая криворуких и горластых террористов. Red Ocean не очень-то жалует динамические световые эффекты, заверения разработчиков относительно поведения воды не подтверждены. Радует лишь краткость прохождения - пожалуй, часиков пять-шесть на игру убить все же можно.