Разговор о ролевой игре такого масштаба, вдобавок невероятно долго ожидаемой, да еще и от столь именитого разработчика по определению не может быть коротким. К тому же, тут не обойдешься без всевозможных лирических отступлений, многочисленных "воспоминаний" и сравнений. Поэтому хочу заранее попросить у читателя прощения за то, что на этот раз не смог "подружиться" с "сестрой" таланта. Думаю, вы меня поймете и строго судить не станете. Возрождение, точнее перерождение, жанра компьютерных ролевых игр (CRPG) - во многом заслуга сотрудников легендарной BioWare (конечно, вместе с не менее значимой студией Black Isle и отчасти уже усопшей создательницей Might & Magic New World Computing). "Бесконечный" движок Infinity, настолько гармоничный, стильный и удачный, что произведения, созданные на его основе, продолжают восхищать до сих пор. Шедевр 2D-программирования, произведение искусства в цифрах и строчках кода. И, конечно же, мы не должны забывать игру, которая его нам открыла. А именно, величайшую Baldur's Gate образца 1998 года - точку отсчета, для многих главную игру всех времен и народов, культ, вселенную, шедевр, который, как и хорошее вино, никогда не потеряет своего вкуса. Некогда задумывавшаяся, как "всего лишь" клон многострадального Diablo (которого, как хотели все всегда убить, так и продолжают хотеть), она в итоге разрослась до титанических масштабов (в итоге издателю пришлось выпустить ее аж на 6 компакт-дисках), став чуть ли не самым серьезным и глубоким творением жанра своего времени. И уж точно лучшей игрой на основе свода правил Dungeons & Dragons. Четко воссозданная атмосфера средневекового сказочного Фаеруна, досконально прописанные правила AD&D. При этом, без какого-либо намека на утомление от многостраничных описаний. Вдобавок, художественно прекрасная картинка (каждое здание, каждое дерево, каждое живое существо - было уникальным, нарисованным с любовью) и потрясающая музыка (образчик эпически-патриотичного саундтрека). Высокий класс "презентации" проекта - это, безусловно, важно, без этого в реалиях рынка никуда. Но в этом лишь малая часть очарования проекта. Главное в Baldur's Gate: увлекательный игровой процесс, впервые в истории "живые" NPC (еще не Oblivion, но уже и не Might & Magic VI), великолепная проработка соратников по команде. Добавьте сюда более 100 часов игрового процесса (в котором сюжетная линия - лишь малая часть от общего большого целого), несколько десятков живописных локаций, огромные города, "дышащие" поселения, возможность выбора между добром и злом (никогда еще репутация не играла такой важной роли в ролевой компьютерной игре). О Baldur's Gate можно говорить бесконечно долго. Впрочем, вы наверняка об этом знаете. Потом случился не менее великолепный последователь. Более того, еще более масштабный и концептуально комплексный. Baldur's Gate II завоевала большее количество сердец и продалась куда более внушительным тиражом, чем предшественница. Но, конечно, первая часть более значима. Просто потому, что она первая, уникальная. Завершение злоключений "Дитя Бала" было показано в дополнении, вполне (будь у разработчиков чуть поменьше совести) способном сойти за полноценный Baldur's Gate III. Throne of Bhaal добавил в копилку и без того огромной второй части (вот уж где можно провести больше 200 часов своей жизни) еще примерно 30-40 часов увлекательного действа. Третью часть обещали уже позже. Кормили вкусными пресс-релизами, грозились пресловутой трехмерностью (чего мы, признаться, очень боялись) Но не срослось. Как и в случае с Fallout, о "Вратах Балдура" предпочли забыть. Впрочем, сиквелу культового пост апокалипсического шедевра недавно был дан зеленый свет. Спасибо за это Bethesda. Случится ли это и с средневековым фентези эпиком, трудно сказать. Слухи ходят (увы, никакие официальные заявления их не подкрепляют), но я лично предпочитаю им не верить. Дабы потом не заливать палас солеными черноморскими слезами. Да и, признаться, так ли она нам нужна - трехмерная, совсем другая, чуждая. Кажется, что Throne of Bhaal поставил весьма жирную точку в повествовании. Эпоха движка Infinity принесла нам еще и весьма необычный "холодный" rogue-сериал Icewind Dale (также весьма атмосферный, но, увы лишенный требующейся для "убийцы Diablo" динамики), и философски-интеллектуальную притягательную Planescape: Torment (творении для эстетов, интеллектуалов, далеко не Pop Art - поэтому и не особо популярное; мечты, грезы о продолжении, которым не суждено было сбыться). А затем случилась, давно надвигавшаяся, трехмерная революция (которая, признаться, непонятно зачем и кому была нужна) и был создан движок Aurora. Весьма неплохой, спору нет, удобный и невероятно гибкий, заслуживающий уважения. Но при этом какой-то чужой, квадратно-корявый, нелепый, лишенный "кристальной чистоты" рисованных пейзажей. Очарование как-то сразу, одним моментом, растворилось в небытии. Neverwinter Nights оказалась великолепным многопользовательским развлечением . И, главное, конструктором, набором средств для реализации творческих амбиций игроков со всех концов света. Но никак не самостоятельным, самоценным сюжетным RPG произведением сравнимым по накалу с любым проектом движка Infinity. Нет, нет и еще раз нет. Спорить с этим, думаю, никто не станет. Однопользовательская кампания Neverwinter Nights - отвратительна, скучна и просто не способна вызвать какого-либо интереса. Блеклые герои, глупые задания, отсутствие нормального, интересного сценария. Так, маловразумительный довесок. Вроде "да вот вам, подавитесь". Ситуацию попытались спасти аддоны, но что-то толковое удалось слепить только к самому последнему (тому, что про темных эльфов), когда уже пришло время начать "сворачивать" устаревший материал. Свернули. Хотя, развитое сообщество фанатов NWN за номером один до сих пор предано продолжает создавать всевозможные моды и настраивать игру. Следующими представителями наследния RPG "по BioWare, Black Isle и Ко", становится пока что дилогия Knights of the Old Republic, основанная на великой (и, нельзя забывать, невероятно популярной) вселенной "Звездных Войн" Джорджа Лукаса. Тот же движок, Aurora, похорошел, сменил макияж, научился новым приемам и показал вполне сносную, местами даже красивую, картинку. Которая, впрочем, все также до целостности лучших Infinity экземпляров не дотягивала. Зато сам игровой процесс - безумно порадовал. Во-первых, великолепные персонажа - настоящие личности, в которых веришь, во-вторых, обилие неодинаковых, непохожих друг на друга квестов, в-третьих - захватывающая сюжетная линия о добре и зле. По всему вышел еще один "памятник" (если быть более точным, монументов у нас в количестве двух штук) CRPG, достойный вечной памяти.
Невероятная легкость бытия в Поднебесной
Дальше происходит следующее. Aurora Engine наконец-то взрослеет настолько, что начинает показывать трехмерную картинку по силе воздействия вполне (хотя еще не совсем) сравнимую с 2D-творениями Infinity эры. Выходят два суперпроекта, столь не похожих друг на друга. Это, давно доступная всем нам, и наверняка уже опробованная вами весьма неожиданная Neverwinter Nights 2 (то, что называется, истинная ролевая игра - крепкая сценарием, геймплеем и позволяющая жить в своем мире; совсем не похожая на оригинал) - сиквел, который не просто оправдал все ожидания, но и значительно превзошел их! Тут даже уместны споры, вроде: "Что интереснее - Neverwinter Nights 2 или Oblivion?". И да ее вполне можно почти что на равных сравнивать с оригинальным Baldur's Gate (хотя, преимущество, конечно, все равно останется за последним). До сих пор не приобрели, все думаете - а стоит ли тратить на нее деньги? Бросайте все, бегите в магазин: В котором вы также уже можете встретить Jade Empire: Special Edition - за авторством самой BioWare. Которая нам, PC-игрокам стала доступна буквально пару дней назад, а обладателей игровой приставки Microsoft Xbox радующая уже почти два года (там она вышла в апреле 2005). В общем, по всему вышло так, что она требует вашего внимания, заслуживает тех десятков часов, которые вы на нее потратите и, да, является великолепным представителем жанра в лучших (и, к нашей радости, неизменных) традициях ролевых игр вышеупомянутого производителя. Так уж повелось, BioWare веников не вяжет. И порт у них вышел более чем качественный. Я бы даже сказал идеальный, в чем-то (ну в чем и так понятно) даже превосходящий оригинал. Как вы уже знаете, самое интересное, что есть в Jade Empire - ее вселенная, уникальный, ни на что не похожий сеттинг. Основа - мифологический Древний Китай. А это значит - удивительный азиатский колорит и большое значение разнообразных школ боевых искусств. Никаких заимствований - все с нуля. При этом, проблем, связанных с "новым" миром, вселенной "во младенчестве" не наблюдается. Вам кажется, что Империя действительно существует уже несколько тысяч лет. Исторический "подтекст" передается по средствам многочисленных рассказов старожил, упоминаний в диалогах и сотен книг (увы, слишком кратких, в отличие от того же Baldur's Gate; сказывается консольная родословная). К тому же, весьма интересной находкой являются пожилые граждане Империи, говорящие на "родном", к моменту начала действия игры забытом, (язык этот был специально придуманн для игры, и называется То Фан; он был создан кандидатом лингвистических наук Вульфом Викли). Неожиданно, очарование Древнего Китая, который казалось бы, для западного человека еще дальше, чем какая-нибудь Древняя Греция, очень велико. Любите кун-фу, любите раннего Джеки Чана, сходите с ума от "драконьей" философии и пересматриваете по тридцать пятому разу "Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон"? Ну, что же тут есть очень многое: потрясающая хореография сражений, многочисленные отсылки к классическим китайским фильмам про единоборства, своеобразный юмор, узнаваемая восточная архитектура. Не говоря уже о природных особенностях ландшафта (горы, реки, леса.), мифологических тварях, драконах, богах, дающих советы и вмешивающихся в дела простых смертных.
Мастер восточных единоборств
Вначале вы посмотрите на красочные логотипы "причастных", оцените предварительный короткий ролик, нажмете "начало игры" и вам предложат выбрать героя (одного из шестерых). Именно выбрать, не создать. В Jade Empire: Special Edition такие уж правила. Итак, определяемся с полом, так называемым классом и вперед, в мир полный проблем и опасностей, красот и достопримечательностей. Не ждите традиционно богатых для компьютерных RPG статистических характеристик. В Jade Empire: Special Edition таковых по-спартански три: Body, Mind и Spirit. То есть понятное дело: тело, мышление и дух. Которые с свою очередь отвечают за здоровье, концентрацию внимания и энергию Chi. Ну и за такие минорные дела, как привлекательность, интуиция и умение убеждать ближних. Концентрация (модный Focus) важна для тех, кто собирается сражаться при помощи контактного оружия: деревянных посохов и холодных железных мечей. Вдобавок, персонаж, обладающий высоким значением Focus, может на продолжительное время включать режим Focus Mode, замедляющий движения противников и позволяющий вашему герою действовать со сверхвысокой скоростью. Отголоски "Матрицы" и "Максима Пейна" в Древнем Китае. Chi - духовная энергия персонажа, которую он или она использует для лечения, проведения специальных атак или в качестве простой маны и сотворения всевозможных заклинаний. Как восполнять? Просто подбирать, выпадающие из врагов предметы соответствующего назначения или же молиться в специальных храмах. Вдобавок, некоторые члены вашей партии имеют возможность лечить главного героя. Лекари всегда в цене, запомните это. А как же все-таки происходят непосредственно битвы? Сразу оговорюсь, невероятно зрелищно - ни в одной другой игре жанра такого вы никогда не видели. Совершенно точно. Скорее в каком-нибудь, не самом плохом файтинге. Красиво было и на Xbox два года назад. А на PC, сегодня, благодаря мощным видеокартам, доступным спецэффектам и высокому разрешению, смотрится еще лучше. При этом, и глубина соответствующая. В каждом боевом стиле, которых в Jade Empire великое множество имеются по три типа ударов - быстрые, мощные и сбивающие с ног. Это, не считая необходимого блока. Все просто. Преимущество быстрых ударов в скорости, недостаток - в незначительном ущербе. Сбивающие с ног атаких хороши, когда вам требуется отступить и обдумать свое следующее действие. Наконец, мощные удары порой способны моментально свалить с ног не самого слабого противника, пробить блок. Но при этом требуют кучу времени для проведения. Умение парировать атаки, уклоняться (с помощью прыжков, отходов в сторону, стрейфа и так далее) - этому также нужно обязательно научиться. Самая главная особенность сражений - обязательное присутствие игрока. Без этого никуда. То есть, каждая битва - динамична, быстра, но в то же время требует постоянного к себе внимания. Вы к этому не привыкли, предупреждаю сразу. Вовлеченность в процесс, а-ля какой-нибудь beat'em'up возможно придется по душе не каждому поклоннику RPG - но идея в любом случае интересная. Никакой пошаговой системы - лишь суровый real-time. Разнообразных боевых стилей величайшее множество, и изучать их приходится по мере прохождения игры. Это и "чистые" боевые искусства, и умения обращаться с оружием, и магические, и дополнительно-вспомогательные, и трансформирующие стили. Последние позволяют вашему герою превращаться в какого-нибудь особо опасного монстра. Кстати, в PC версии появилось нескольких новых боевых стилей, которые в оригинале отсутствовали (вроде Iron Palm - аналога борьбы сумо и Viper Style). Признаться, они не слишком уж впечатляющие. Скорее присутствуют здесь для галочки. Переключение между ними происходит нажатием всего одной клавиши. Проще не придумаешь. Все равно все вышеописанное кажется трудным? Не стоит беспокоиться, великолепный, а главное невероятно органично вписывающийся в контекст повествования, обучающий режим в прологе в помощь.
Судьбы мира
Рассказ о сюжете будет кратким. Потому, что раскрывать сюжетные повороты не хочется, ведь тогда пропадет вся интрига. Итак, вы начинаете игру молодым студентом и сиротой, воспитанным великим Мастером Ли, главой школы боевых искусств "Двух Рек" (Two Rivers). Ваше прошлое покрыто мглой мрака, но вы чувствуете, что невероятно талантливы и важны (ничего не напоминает?). Почему? Пока неизвестно. Но неожиданно, в один прекрасный день на город нападают какие-то недружелюбно настроенные люди, призывающие призраков для помощи в их грязных делах. Они убивают учеников, требуют выдать кого-то (именно - вас), грозятся страшной расправой над всеми и каждым в отдельности. В итоге выясняется, что во всем виноват клан "Убийц Лотоса", культ, служащий самому императору. А Мастер Ли, так и вовсе, оказывается братом того самого озлобленного императора. Он объясняет, что герой - последний из рода Монахов Духа (Spirit Monks), которых глава Империи почему-то боится больше, чем огня и в свое время вырезал все их племя (а, следовательно, убил предков главного героя). Месть, спасение мира, враги, оказывающиеся друзьями и друзья, перевоплощающиеся во врагов. Тут есть все, что требуется, чтобы увлечь. Вас ждут продолжительные приключения, постоянный выбор между добром и злом, несколько возможных концовок и цепь непредсказуемых событий. Голливудские страсти, резкие повороты сюжетной линии - на своих положенных местах.
Exquisite Masterpiece
Проблема выбора класса всегда являлась одной из важнейших в RPG. Кем быть: боевым монахом, воином, облаченным в доспехи, магом, бросающимся файрболлами, скрытным убийцей, вором или беспечным бардом? Все зависит от личных предпочтений того или иного игрока. Выбор героя в начале Jade Empire сказывается на том, кем вы в этот мир попадаете: верзилой с большим кулаком и маленьким мозгом, или, наоборот, хилым тщедушным интеллектуалом. Остальное зависит только от вас. Ведь впоследствии имеется возможность научить читать книги и решать задачи первого и накачать мышцы второму. Вопрос лишь в том, есть ли в этом смысл? Но поэкспериментировать все равно интересно. Благо отыгрывать роль в Jade Empire - одно удовольствие. Ибо в этом мире нет ничего однозначного. Вы вольны выбирать между двумя путями, двумя полярными философскими школами - Way of the Open Palm и Way of the Closed Fist. То есть, если попробовать разделить все на категории, то это "Светлый Путь" и "Темная Дорога" соответствующе. Что интересно, это вовсе не значит, что последователь Open Palm будет добрым, а приверженец Closed Fist злым. На самом деле различие именно в самой философии, в ее концепции. Учение Way of the Open Palm предполагает, что все во вселенной должно быть гармоничным. Человек должен гармонировать с природой, с окружением, с его положением в жизни. Одна из главных задач - борьба с присутствием хаоса в мире. Прекрасно, мило, человечно? Но одним из главных правил Open Palm является запрет на действие вне своего жизненного предназначения. Что порой ведет к величайшему злу. Или к случаям вроде: дали денег бедняку, а его в итоге из-за них убили. Или вовсе прошли мимо совершающегося злодеяния (скажем убийства), просто потому, что вам запрещает помогать ваша философия. Вот и думайте. Way of the Closed Fist наоборот утверждает, что нужно действовать хаотично, постоянно бросать вызов судьбе, принимать и проходить испытания, не соглашаться со своей участью. Но ведь, согласитесь, это вовсе не знак равенства со злом. Порой даже, наоборот.
Умение убеждать
Система общения и выполнения заданий в Jade Empire: Special Edition схожа с той, что вы могли видеть в обеих частях Star Wars: Knights of the Old Republic. NPC можно задавать вопросы, выбирать варианты ответов, чтобы узнавать важную для себя информацию. Многие из них могут попросить вас выполнить то или иное задание, а затем наградят вас деньгами, предметами или просто определенным количество драгоценного опыта. Практически все задания имеют несколько путей решения - по Open Palm или по Closed Fist (и порой не два, и даже не три). Конечно же, как и полагается любой, уважающей себя ролевой игре, сюжетная линия - это еще далеко не все. Поэтому неудивительно, что больше половины проведенного за игрой времени, вы потратите на дополнительные, сайд квесты. Внутрипартийные отношения в стиле BioWare - "игра в игре". По мере прохождения Jade Empire, к вам будут присоединяться все новые и новые персонажи. У которых действительно уникальные характеры, свои судьбы, любопытные предыстории и различные мировоззрения. Кто-то злой, кто-то, наоборот, добрый. Амбиции разные, цели тоже. Присоединяются они к вам - каждый по своей собственной причине. И ведут себя по-разному. Отношение к главному герою меняется в зависимости от его поведения: то, как вы отвечаете тем или иным NPC, как действуете, насколько сходится ваша жизненная позиция с конкретным партийцем. Да, к слову, в бою одновременно с вами может участвовать лишь один персонаж. На месте и любимые почитателями BioWare любовные отношения. Романтика во всем. Самое интересное, что в Jade Empire присутствует возможность влюбить друг в друга однополых героев (будь то два парня или две девушки)! Групповые отношения также приветствуются. Поцелуи, страстные ночи - прилагаются. Это взрослая игра. Тут пьют, курят, ругаются матом и даже "делают это". Влюбленный в вас персонаж, кстати, под вашим влиянием может даже поменять свое мировоззрение. В Jade Empire: Special Edition также присутствует так называемая мини-игра, воздушный шутер. Не слишком удачный, между прочим. Можно было бы обойтись и без этого. Но, впрочем, это мелочи.
Новый шедевр
А чем же все-таки отличается PC-версия от консольного вариант? Совсем немногим. Ну, во-первых, графикой. Современный среднестатический PC все-таки значительно превосходит по мощности уже изрядно устаревший первый Xbox. Поэтому здесь и применение эффектов bloom, и динамическое освещение, и более четкие текстуры и, конечно, значительно более высокое разрешение. Да, Jade Empire: Special Edition выглядит значительно привлекательнее того же Neverwinter Nights 2. Перед нами художественно цельное полотно, без дырок и с хорошей, очень удобной и послушной камерой. То же и с управлением, удачно перенесенном с джойстика на клавиатуру. А так, в принципе, все то же самое. Без купюр, но и без значительных доработок. Просто потому, что Jade Empire уже сама по себе чрезвычайно близка к идеалу и добавлять в нее просто ничего не нужно. Тем, кто уже исходил вдоль и поперек версию для Xbox (признаю, я из таких), PC-вариант предложит очень мало нового контента. Это по сути та же самая игра, просто несколько более красивая, а по сути почти не отличающаяся от оригинала. Но для тех, кто ее еще не видел и не пробовал, это настоящий подарок. Шедевр как никак. Произведение искусства в духе BioWare. Великолепный сценарий, внимание к мелочам, множество самых интересных находок, необычный сеттинг. Гарантирую, что Jade Empire: Special Edition вас не разочарует.
862 Прочтений • [Jade Empire: Special Edition - Коктейль из Азии] [28.05.2012] [Комментариев: 0]