Злобный, как тысяча зеленых урок, с налитыми кровью глазами, с руками, трясущимися мелкой-мелкой дрожью, и нездоровым цветом лица, аки "мокрый асфальт", заканчивал ознакомление с очередным фэнтези-шедевром по имени "Eragon". Измученная душа кричала: "Остановись! Сопли, штампы, пафос - надоело!" Обстановка накалялась. Еще чуть-чуть, и в монитор полетела бы правая тапка. Спасение для жидкокристаллического друга пришло, как в глупых американских фильмах - в последний момент. На глаза попалась цветастая коробочка с "Братвой и Кольцом". Как заверяла аннотация, в игрушке наличествовала мощная боевая система. Но главное, действие происходило во вселенной, созданной Дмитрием Пучковым, более известным в народе как cт. о/у Gоblin. "То, что тебе нужно" - прохрипел внутренний голос. И он не ошибся. Бортовые системы организма пришли в норму, самочувствие улучшилось, а настроение стремительно потопало к светлому будущему.
Дмитрий Юрьевич - друг молодежи!
С творчеством Дмитрия Юрьевича Пучкова (того самый Гоблин) некто, известный под псевдонимом Том Сойер, знаком уже давно. Началось всё с любопытной пошаговой игрушки "Горький-18" (в девичестве - "Gorky-17"). Проект так и остался бы заурядным развлечением на два дня (до тактической глубины "X-COM" ему как до Китая раком), если бы не одно веское обстоятельство. Циничную локализацию выполнил тогда еще малоизвестный cт. о/у Gоblin - мастер слова и большой любитель "Quake". Откуда ни возьмись, в игре появились атмосфера, колоритные персонажи и килотонны ядреного житейского юмора. Далее последовал целый ряд забавных и не очень (их окрестили "правильными") переводов фильмов. Над "Братвой и Кольцом", "Шматрицей" и "Бурей в стакане" от Гоблина и творческой артели "Полный Пэ" посмеялось полстраны. Народ шустренько растащил великие труды на цитаты, пословицы и поговорки. Попутно Дмитрий писал статьи в игровые журналы и, по собственному заявлению, был одним из "самых видных бумагомарателей демократической России". На основе его первой книги "Санитары Подземелий" уже существует компьютерная игра, которую без сомнений можно назвать лучшей российской RPG 2006 года. Сейчас Дмитрий Юрьевич активно и усердно работает над томиками по мотивам смешного перевода "Властелина Колец". Первая часть цикла давно в продаже, а на днях к ней присоединилась сопутствующая компьютерная игра. В то время, как "Санитары" рассчитаны на взрослого и зрелого игрока, "Братва и Кольцо" обязана понравиться широким массам. Приятно видеть, что творчество Пучкова развивается не только вглубь, но и вширь. "Тупые дети" нервно курят в сторонке. Что ж, пора бы поговорить непосредственно об игре.
"Кто к нам, с чем зачем - тот от того и того!"
"Истинная красота игр внутри" - думаете, так говорят только разработчики некрасивых игр? Неправда. Сложно поверить, но в сердце "Братвы" бьется печально известный моторчик Dagor. Сие чудо вы могли видеть в "замечательной" и поистине народной игре "Lada Racing Club". Кто бы мог подумать. И где же глюки, баги, вездесущие адские тормоза? Непорядок! Почему взор услаждают симпатичные спецэффекты? Проще простого. Прямые руки ребят из Gaijin творят чудеса. На приличном компьютере "Братва" наотрез отказывается вылетать на рабочий стол и вообще ведет себя воспитанно и покладисто. Согласитесь, такое уважение к игроку пока еще редкость для проектов с пометкой "From Russia with love". Любители высоких технологий (чудаки, обожающие тратить по тысяче "зеленых" за кусок текстолита) вопят в унисон: "Полигонов мало! Шейдеры простенькие! Текстуры плохенькие!" Не слушайте. Граждане банально зажрались. Нормальная тут графика. Конечно, не флагман прогресса, но и не страшно. Красочно, ярко, освещение толковое - мило и цивильно, в общем. Анимация - чуть ли не лучшая среди "наших". Да и летает игруха очень шустро. Правда, ходят слухи о периодическом падении производительности на системах со слабыми видеокартами. Проблема решается отключением теней. Покупая новенький Хаммер, вы вряд ли отправитесь гонять зверь-машину по барханам Ирака. Посмотрев вступительный ролик нашей сегодняшней подопытной, вы вряд ли будите ждать от неё какой-то глубины. Одно слово - стёб. Плевать на глупость происходящего, на переворачивающегося в гробу дедушку Толкиена. Ведь смешно, черт возьми. Если вы не просидели последние 5 лет в танке, завязка вам знакома. Один умник выковал зловредное мега-кольцо, уничтожить которое можно лишь в мордовской домне. Страдать во имя священной миссии суждено друзьям-карапузам Фёдору Сумкину и Сене Ганджубасу. А чтобы никому не было обидно, в поход снарядили еще несколько суровых воинов. Бомжа Агронома, оперуполномоченного Баралгина Гондурасского, гаишника Пендальфа Серого, прибалтийского эльфа Логоваса и придурковатого гнома Гиви Зурабовича Церетели. Картинки с изображением персонажа (см. левый нижний угол) забавно анимированы в стиле "DooM". Чувствуется уважение к классике. Подвигу братвы всячески мешает гнусный старикан Сарумян и подвластные ему стада гнусных урок. А так же злыдни локального масштаба, вроде Мумми-Троллей, Спрута-аквалангиста из озера Лох-Неес и потешного рогатого Бандерлога в пожарной каске и с огнеметом. Душещипательная история странствий всего этого цирка-шапито подается в виде симпатичных видеороликов и выпусков "Гондурас News". Диктором на телевидении Гондураса подрабатывает сам Гоблин. Камрад с совершенно неземным выражением лица самолично вещает о приключениях наших героев. Особо фанатичные почитатели творчества бывшего оперуполномоченного тихо балдеют от удовольствия. Юмор - душа и сердце "Братвы". Смеяться придется много. Помимо старых добрых перлов в духе "Тикайте хлопцы. I'll be back!", есть немало новых. Одна из любимых фраз Логоваса: "Тере-тере, кюрпа сере!". Перевод не пропускает цензура. Любознательным, даём подсказку - язык финский. Не забываем про совершенно чумовой дизайн уровней, главных героев и их врагов. Все 11 локаций разные, непохожие, колоритные. Запоминаются всерьез и надолго. А протагонисты... Чего только стоит жирный поросенок Сеня в коротеньких джинсовых шортах, топике и с бейсбольной битой. Или Пендальф с модифицированным милицейским жезлом и майорскими погонами на плечах. А как вам толпы урок в шапках-ушанках и тролли в памперсах? За сюжет, озвучку всех реплик и образы персонажей отвечал лично Дмитрий Юрьевич. Можете не беспокоиться. Крепко, забористо, в лучших традициях. Посмеётесь от души. Музыка - отличная. Тут вам и потешные аранжировки "Калинки", "Черного ворона", и римэйк застольного хита "Ой, мороз, мороз", а так же переделки любимых мелодий "Прощание славянки", "Соловей" и многих других. К игре подошло идеально. Браво!
Копытом в рыло
В этой чрезвычайно ёмкой фразе вся суть игры. Затягивает. Уже после пяти минут боя с мордовской гадиной, ощущения такие, как будто получил ведром адреналина по макушке. Еще не "Серьезный Сэм", но близко. Помните слешер не первой свежести "Lord of the Rings: Return of the King"? Так вот "Братва", самая что ни на есть точная калька с творения EA. Все тот же не останавливающийся безбашенный экшен. Выбранный герой убивает врагов с особой жестокостью и цинизмом. Есть даже расчленка (головы отлетают только так). Словом, кровища и красотища. По доброй традиции приставочного слеша на выбор нам подсовывают семь разных внешне, но по сути одинаковых персонажей. Конечно, боевые характеристики шустрого Логоваса и тормоза Сени существенно разнятся. Только геймплей от этого не меняется ни на йоту. Разве что на клавиши жмем с разной частотой и амплитудой. У героев есть четыре вида атаки - быстрая, мощная, дистанционная и добивание. Из приемов самообороны - блок и отскок. Управление отзывчивое, удобное. Возможны комбо, которые особенно приятно отстукивать на замученном жизнью геймпаде. Мудреные манипуляторы игра поддерживает (даже обратная связь работает), что конечно несказанно радует. Вообще, рубить монстров в капусту жутко весело. Чем активнее мы этим занимаемся, тем эффективнее получается. За крутые комбо повышается рейтинг и, соответственно, сила удара. А еще в "Братве" есть прокачка. После каждого уровня на заработанные очки нам предлагают прикарманить какой-нибудь приём или улучшить характеристики. Апгрейды колоритные: Гешефт олигарха, Кремлевская таблетка. Приёмчики не отстают: Удар Дембеля, Копытом в рыло, Поцелуй Сталина, Удар Передембеля, Пляска смерти и еще пара-тройка суперударов. Правильно раскочегаренный Пендальф ближе к финалу рвет гадов на флаги не хуже озверевшего Костика Дзю. А теперь, о паре несуразностей. Битву с гигантским Мумми-Троллем я переигрывал раз, этак 10. Задание "защити Фродо" - все 20. И проблема была не в том, что бородавчатый амбал формата 4x4 отлично управляется со своим боевым молотом. И даже не в моей профнепригодности. Смертью храбрых погибал вовсе не мой персонаж, концы отдавали товарищи, управляемые AI. Постоять за себя болванчики совершенно не могут, а бегать от одного беспомощного существа к другому, попутно кроша в винегрет урок, не по-детски напрягает. Так что есть мнение, что здоровья коллегам по оружию нужно было выписать побольше. Порой сильно раздражает фиксированная камера. Представьте такую ситуацию: мы, зажав кнопку "вперёд" добегаем до края экрана, ракурс резко меняется, тут же инвертируется управление и вот, не отпуская кнопки, мы стремительно несёмся назад. Неудобно. И еще, никогда не включайте "альтернативное управление". Как пишет readme, управлять героем мышкой - забава на любителя. Коли нет девайса подозрительно похожего на рогалик - лучше по старинке, с клавиатуры. Ещё можно вспомнить какую-нибудь мелочь. Например, полное отсутствие чекпоинтов, так что если в конце уровня вам крепко накостыляли - придется переигрывать с самого начала. Хотя, учитывая длительность игры, при желании, сей факт можно записать как положительный.
Take it easy
Геймплея в "Братве" ровно на один вечер. Четыре часа, ни больше, ни меньше. И это, несомненно, радует. Склепай Gaijin еще десяток локаций, было бы только хуже. Бездумный и, по сути, монотонный раш имеет свойство надоедать. А так - ощущения после прохождения остаются самые приятные. Вроде глупенько, простенько - но динамично и весело. Того вменяемые люди и ждали. Глубина "Gothic 3" тут совершенно неуместна. Немного утомляют вышеупомянутые мелкие пакости, однако, некритично. Наконец, в России научились делать игры без лишних заморочек и выкрутасов. На этом предлагаю монолог закончить. Ждут великие дела и свершения. Ммм... снова этот запах мяса и предвкушение забористой шутки. Господа, к оружию! За Гондурас! P.S. Кстати, есть информация, что Gaijin непременно состряпает продолжение. Лучше, забавней, с учетом пожеланий общественности и авторитетных служителей пера. Обещания заряжают оптимизмом. Ждем-с...