Даже в далекие, практически дремучие времена, когда мониторы были маленькими и тяжелыми, а небо - светлым и ясным, уже существовало некое поверье в идеальную российскую игру. Отыграв в легендарные "Settlers II" и "DooM", счастливые обладатели самодельных "четверок" ночами грезили об отечественном проекте, способном затмить мировую классику. Спрос рождал предложение, попыток убить или хотя бы покалечить "Warcraft", "Quake" и "Need for Speed" было много. Чаще всего оплеухи получали сами "убийцы". Отечественный разработчик, хоть смел и талантлив, но чрезвычайно рассеян. То сюжет забудет привинтить, то графический движок поменяет за пару месяцев до релиза, а то и вовсе бета-версию на продажу выставит. Однако, изредка бывают исключения, и мы получаем не просто красивую подставку для кофе, но еще и отменную забаву на несколько дней. Уж больно понравились нам постапокалиптическая "Ex Machina", светомузыкальный "Адреналин " и сатирические "Санитары Подземелий". Прецеденты были, есть и будут. А пресловутый идеал... Говорят, мы увидим его в тот день, когда усть-курдюмский историк Михаил Петрович Раскопкин найдет янтарную комнату. Ждать осталось нeдолго? К превеликому сожалению, волей судьбы, ваш покорный слуга не попал на презентацию проекта воронежской студии World forge и компании Russobit-M "Войны древности: Спарта", которая совсем недавно прошла где-то в недрах замечательной московской гостиницы "Ренессанс". Есть забавное наблюдение: живое общение с разработчиками и непринужденный фуршет до неузнаваемости преображают финальную оценку игры. После пары фужерчиков перебродившего компота графика становится как-то ярче, шустренько исчезают назойливые баги и глюки. А уж после беседы с очаровательными пиарщицами, так и вовсе хочется отвесить проекту все мыслимые и немыслимые награды. Да, бывает и такое. Непрофессиональный подход. Однако, можете не волноваться. На этой странице вас ждет только правда и ничего, кроме правды. Приговор мой будет суровым, жестким, но справедливым, без купюр. Проделайте в оцинкованном ведре прорезь для глаз и носа, нацепите импровизированный шлем на родной котелок и усаживайтесь поудобней. Нам предстоит окунуться в мир античности... Вперед, и с музыкой.
Civilizations at war
Запускается "Спарта" очень долго. А ведь компьютер у меня вроде неслабый. Даже, помощней рекомендуемой конфигурации. Видать, хитрая особенность движка. Так и запишем. После совершенно неуместной рекламы тур-путевок и наушников для "реальных пацанов" мы, наконец, попадаем в главное меню. Пара безобидных кликов - игрок на поле боя. К слову, обучения нет. Как и руководства пользователя (речь о jewel-версии). Придется положиться на собственную смекалку и сообразительность. Как водится, для разогрева, немного о сюжете. Вы когда-нибудь видели детские книжки-раскладушки? Прогресс заставил преобразиться милую забаву до неузнаваемости. Например, в интерактивные учебники, коим, в принципе и является "Спарта". Разработчики не стали размениваться на интриги и просто максимально достоверно воссоздали имевшие место исторические события. Тут вам и странствия Леонида, и завоевания персидского царя с презабавнейшим именем Ксеркс. Сюжет подается в виде коротеньких текстов во время загрузки, внутриигровых диалогов и жутких, почему-то отрейдренных, роликов на движке. Для справки, игра занимает на винчестере 3.7 Гб, из которых 2.8 Гб - убогое видео. Хотите прожить до 100 лет? Проматывайте вредоносные заставки. Пресловутая историчность порой утомляет. Как вам такая ядрёная фраза: "Артобазан восстал против нас! Пошли Артабана к сатрапу Акрофоон" (причем, именно "Акрофоон", а не "Акрофоону"). С какого раза поняли смысл фразы? То-то же, а ведь вроде не тупые. Орфографических ошибок и опечаток в игре непозволительно много, несколько даже притаилось в меню кампаний. Уважаемые разработчики, мы их нашли. А вам, слабо? Стороны конфликта самые, что ни есть исторически достоверные: спартанцы, египтяне и персы. Три десятка миссий скреплены в три непродолжительные кампании. Прохождение половины сюжета за спартанцев отняло полтора часа. Мало? Не то слово! После 10 часов игры за три фракции вам покажут финальные титры и диск (между прочим, защищенный зловредным StarForce'ом) навсегда отправится пылиться на самую дальнюю полку. Миссии скучные. Конвой, оборона, раздача пиндюлей неверным... Хотя, изредка попадаются простенькие квесты и, даже, "моральный" выбор. Кому помочь, племени метателей бумерангов или воинам с топорами? От выбора будет зависеть, какое вы получите подкрепление, но не более. Мультиплеер не может предложить ничего, кроме пустых серверов и одного-единственного режима Deathmach. 9 карт, до 8 игроков - абсолютно ничего выдающегося. За долгие часы общения с игрой я лишь единожды смог найти себе противника в Интернете. И то, после загрузки битвы бедолага убежал, сверкая пятками. Клиническая стерильность серверов вряд ли понравится любителям онлайновых нерестилищ. Как станет совсем тоскливо, на этих же 9 картах можно померяться силушкой с AI. Skirmish'ом это дело кличут. "Искусственный интеллект" совсем глупенький (солдатики любят застревать в самых неожиданных местах и берут исключительно числом), поэтому такая забава определенно на большого любителя.
War never changes?
Знаю, вам не терпится узнать об игровом процессе. Неудовлетворенный читатель - злой читатель, поэтому тянуть кота за хвост не буду. Все худшие опасения подтвердились, перед нами самый обыкновенный клон нестареющей "Warcraft III". Локальная войнушка, не имеющая понятия о масштабе и эпичности, всё те же три вида ресурсов (еда, дерево, золото), апгрейды юнитов, выдаваемые в специальных зданиях... Ничего не напоминает? Даже интерфейс получился, как две капли воды похожим на "Варкрафтовский". Следуя традициям Blizzard, воющие стороны вышли не просто штампованными разноцветными солдатиками, а довольно оригинальными фракциями. Так спартанцы тренируют сильную, но дорогую пехоту. Персы гоняют по полю здоровенных слонов-убийц и очень любят всякие механические осадные сооружения. А египтяне прослыли, как главные химики. Ибо литрами дуют целебные зелья и отвары. У каждой игровой расы есть свое головное здание. У спартанцев - величественный Акрополис, у персов - Тачара, а у Египтян - Жилище фараона. Все это -повторение пройденного, дань сложившимся традициям и просто хороший тон, если хотите. Впрочем, некоторые собственные фантазии разработчиков все же вырвались наружу. Лошади, верблюды и прочий полезный в бою скот, потерял всякую связь с наездниками. Ваш пеший отряд в пух и прах разбил кавалерию противника? Благо, несколько лошадок уцелело. Получите - распишитесь. Теперь можете рассчитывать на поддержку новоиспеченной конницы. Иногда под нашим командованием будут целые флотилии. Красивые-прекрасивые, ведь старательные художники тщательно прописали каждую трещину в корме деревянных корыт. Анимированы античные кораблики чудесно. Гребцы, как им положено, гребут, паруса - развиваются на ветру. Из нестандартных методов взаимодействия корабликов - абордаж и таран. Первый позволяет пополнить флот на одну водоплавающую единицу. А второй просто чертовски красив. В игре активно применяется простенький редактор юнитов. Прежде чем, аки папа Карло, выстрогать в казарме верных соратников, придется хорошенько пораскинуть извилинами. На выбор предлагаются 3 вида "заготовок". Наши бойцы могут быть легко-, средне- или тяжеловооруженными. Оружие можно выдать как стандартное, так и подобранное на поле боя (занятие совершенно неблагодарное). Всяких рубяще-режущих предметов масса - от мечей и секир, до изящных восточных сабель. Мастерится все это счастье в подсобной кузнице. По ходу потасовок опыт "пушечного мяса" повышается, им выписываются звездочки и биться они начинают куда усердней. А теперь о странном. Бойцы ближнего боя прямо во время сражения легко трансформируются в стрелков, если предварительно им выдать лук, как второе оружие. Баланс такая "фишка" гробит намертво. Зачем теперь разведки и вылазки в тыл? Все равно не знаешь, кто тебя встретит, отряд лучников или рота тяжеловооруженной пехоты. Без героев нынче - никуда. В "Спарте" их много, хороших и разных. Если вы хотя бы вскользь читали учебник по истории древнего мира для пятого класса, то имена покажутся вам знакомыми. Легендарный спартанский царь Леонид, его брат Павсаний, египетский полководец Инар, персидский владыка Ксеркс и многие другие. Исторические личности накапливают экспу и, в отличие от "пушечного мяса", переходят от миссии к миссии. За каждый полученный уровень можно прикупить какой-нибудь героический выкрутас. Скажем, смертоносный боевой прием или возможность на время повысить характеристики соратников. Пользоваться услугами сюжетных персонажей нужно обязательно. К середине кампании бравый джигит Ксеркс со своей мега-саблей укладывает противников штабелями, да так, что перья летят.
Spartan Quest
Меня можно обвинить в богохульстве, святотатстве и закидать яйцами, но картинка "Спарты" до боли напоминает о сладких вечерах, проведенных наедине с "Titan Quest". Лучшим слешером уходящего года. Самодельный AWE Engine выглядит совсем недурственно. Вокруг много ярких красок и все прорисовано до мельчайших деталей. Зоркий глаз журналиста уловил даже "эффект раскаленного воздуха". Если бы не верблюды с квадратными задницами и не страшные модельки солдатни - можно было бы поставить пятерку. Недостаток полигонов компенсируется сочными и красивыми текстурами. По полям бегают олени, по пустошам - отчаянно пищащие тушканчики. Умиляет. Твердое "хорошо". Тем более, периодически достают надоедливые глюки. Скажем, стрелка, которая появляется при зажатии правой клавиши мышки (направление движения отряда) на равнинах ведет себя вполне нормально. Но, коли на пути встретится холмик, смышленый указатель ныряет под него. Сущая мелочь, однако, общее впечатление портится. О музыке ничего плохого сказать не могу, равно, как и хорошего. Скучновато, нет изюминки. Зато, озвучка вызывает море самых разных эмоций. С одной стороны, здорово удались реплики персидских рабов и воинов. По крайней мере, вышло не скучно. А вот царя Ксеркса, с явным еврейским акцентом, понять не могу. Как и добрую половину спартанских и египетских человечков. Откуда такая разница в профессиональном уровне актеров? Паузы в диалогах, зачастую, слишком длительные, что тоже не поддается логическому объяснению. Даже, если игру создавали с прицелом на западный рынок и английский язык, соответственно, такого эффекта быть не должно. Ведь реплики на языке Джонни Деппа и Джорджа Буша в среднем на треть короче тех же фраз на великом и могучем.
Для вас, детишки
В игровой журналистике всё как в жизни. "Прости меня!" - на коленях умоляет роковую красотку, убитый горем расставания, поклонник. Но девушка холодна и непоколебима. "Это наш первый проект, не судите строго!" - просят рецензентов ребята из World forge. Сложно остаться беспристрастным. Понимаю, для первого блина "Спарта" вышла очень даже аппетитной. Как пишут впечатлительные коллеги, воронежский проект "выглядит крепкой и современной игрой". Скажу больше, перед нами лучшая российская историческая RTS 2006 года ("а есть из чего выбирать?" - прим. ред.). Симпатичная, простая, ненавязчивая. Отличный подарок младшему братику. А вот если подойти к делу обстоятельно, картина преобразится до неузнаваемости. На фоне какой-нибудь "Company of Heroes" отечественный кусок программного кода смотрится, как столетний трактор "Беларусь" рядом с новенькой Lamborghini Gallardo. Блекло. Ждем патчей и искренне верим в творческий гений коллектива World forge. Москва не сразу строилась. Неплохой старт. Почему-то есть твердая уверенность, что парни еще заявят о себе. Fin!