Test Drive Unlimited - последняя на данный момент надежда издательства Atari. Терпящая убытки компания уже успела расстаться со своими франшизами, новая часть Alone in the Dark вряд ли сумеет поправить худо-бедное финансовое положение паблишера, ввиду того, что продаваться будет эпизодами, стоящими гроши; так что роль спасителя взгромоздили на хрупкие плечи творения Eden Games. А ведь это всего лишь аркадные гонки...
История длиною в жизнь
Навряд ли хоть кто-нибудь вспомнит, что первая часть серии Test Drive появились задолго до коронования Need For Speed - аж девятнадцать лет назад. Затем, правда, в мгновении ока популярность серии сошла на нет, а освободившееся вакантное место занял NFS. И вот теперь появилась надежда на воскрешение серии. Разработку поручили опытным и знающим свое дело гражданам из Eden Games, которые, недолго думая, решили снести былую концепцию серии, и пойти подражать тому же NFS. В результате Test Drive Unlimited - это уже не просто гонка, а что-то большее. Но обо всем по порядку.
Добро пожаловать в рай!
Если у наших игроделов в моду вошло творить игры по мотивам знаменитых произведений отечественных фантастов, то на Западе болезнь нумбер ван - это выдумывание новых жанров. Eden Games с Test Drive Unlimited - не исключение. Сами разработчики величают свое детище как Massively Open Online Racing (MOOR), что на язык осин переводится примерно как "Массивные Мультиплеерные Автогонки". Что интересно, жанр, прямо скажем, не новый. В 2001 году пресловутый Need For Speed ошеломил общественность своей онлайновой версией, называемой Motor City Online. Должной популярности MCO так и не получил. Причиной провала игры стала ее ненужность в тот период времени. Тогда еще онлайновые игры не заслужили такой популярности, как сейчас. Так что тогда говорить о таком специфическом жанре, как онлайновые гонки. Сейчас, когда без доступа в Сеть не может себя мыслить любой уважающий себя геймер, многопользовательский режим в Test Drive Unlimited не кажется таким заведомо проигрышным вариантом. Напротив, возможность раскатывать по обширным территориям с игроками из онлайна, устраивать заезды с участием десяти-двадцати человек, обмениваться средствами передвижения, могут обеспечить TDU огромную популярность без участия сингла. Более подробно о том, как реализован многопользовательский режим, мы поговорим чуть позже, а пока определимся с одиночной "кампанией". Смешно звучит, но создатели переработали концепцию серии по сравнению с оригиналом девятнадцатилетней давности настолько, что нынче Test Drive похож больше не на современных представителей жанра racing, а скорее на пресловутый Grand Theft Auto. Фактор "вседозволенности" в Unlimited присутствует лишь с малейшими оговорками: во-первых, никакой крови! Насилия быть не должно, да его и не будет. Во-вторых, выйти из машины и пошляться по местности не позволят. Всю игру придется находиться в душной кабине автомобиля. В остальном - воля и свобода. Кататься где и когда угодно, выполнять миссии, пытаться давить прохожих (удастся только покушаться на их жизни, у нас ведь тут игра без малейшего намека на насилие) и покупать собственность - все разрешено. По сюжету игры (да-да, он будет; опять-таки это сродни дани моде, как это было в NFS: Carbon и Most Wanted) наш безымянный главный герой прибывает на Оаху (историческая справка: главный остров в Гавайском архипелаге величиною в полторы тысячи квадратных километров, пользующийся большой популярностью среди туристов), дабы совместить приятное с полезным - покуролесить, отдохнуть и заработать денег на своем увлечении - гонках. Лучшего места для этого занятия и не найти. Пальмы, пляжи, горные серпантины и общая территория размером, повторимся, в полторы тысячи квадратных километров. У нашего гулены в кармане двести тысяч долларов - вполне неплохая сумма, дабы стать владельцем приличной машины, которая сможет выдавливать из себя 120-150 км/ч (по меркам Test Drive Unlimited данная скорость - сущая мелочь). Можно так и вовсе выбросить деньги на ветер и в одном из магазинов арендовать машину. В дальнейшем, заработав достаточно деньжат, полюбившуюся тачку можно выкупить. Вообще зарабатывать деньги можно несколькими способами. Первый, и самый распространенный, это гонки. Чтобы игрок не заблудился на острове, разработчики приготовили ему электронную карту местности. Так вот на самой карте услужливо отмечены все ключевые точки: магазины, автомастерские, побочные и сюжетные основные миссии, места нелегальных гонок, "крутые" участки, на которых не рекомендуется кататься с большой скоростью. Игрок волен сам выбирать, в каких соревнованиях участвовать. Причем чем выше его престиж, тем больше, соответственно, сумма, выдаваемая за победу. Сумма итогового платежа также зависит от количества участников гонки и их авторитета. Радует, что найти соперника среди NPC очень легко: практически любой житель Оаху в сердце настоящий Михаэль Шумахер и готов посоревноваться с игроком в любое время дня и ночи. Да этого нужно остановиться рядом с будущим противником, оговорить с ним сумму выигрыша и маршрут. Если же вам не нравится все, что связано с правонарушениями, то есть вариант зарабатывания денег более легальными путями. К примеру, стать таксистом и развозить туристов по острову в нужные им точки (правда, и здесь без превышения скорости, скорее всего, не обойдется ввиду большой "загруженности" местных дорог) или заняться доставкой ценных грузов. Наняться дальнобойщиком, одним словом. Электронная карта отмечает специальным значком организации, готовые выдать вам задания по перевозке всякого рода имущества. Стоимость перевозки зависит от многих факторов: стоимостной ценности доставки, расстоянии перевозки, сохранности груза, в конце концов, от финансового положения самой клиента, предоставляющего работу. Даже от того же авторитета водителя итоговая сумма может существенно разниться с первоначальной. Сотрудничать со всеми организациями никто не запрещает, но толку от этого мало. Лучше работать на тех, кто платит больше, так ведь? Благо, отзывчивая карта позволяет отображать только тех партнеров, с какими желаешь сотрудничать. Способов потратить деньги вагон и маленькая тележка. Если вы коллекционер крутых тачек, то вам прямиком на автовыставки. За наличием в ваших карманах достаточного количества зеленых бумажек, местные продавцы с радостью продадут вам новую модель Ferrari или Aston Martin. Если вы кутила, то побеспокойтесь о своем внешнем виде; хоть наш безымянный альтер эго и слова не скажет во время одиночного режима, это не значит, что он должен выглядеть как оборванец. На острове Оаху знают толк в моде, а посему помимо многочисленных магазинов, продающих автозапчасти, нашлось место бутикам с дорогой, но модной одеждой от известных модельеров, парикмахерским и салонам красоты. Перед нами не GTA, конечно, но выбор тех же причесок внушает уважение. Да и не стоит забывать, что в Test Drive Unlimited будут играть не ради маникюра для своего персонажа (хотя кто знает). Данное нововведение придумано было с той лишь целью, что в многопользовательском режиме картина, когда по острову разъезжают на дорогих автомобилях персонажи похожие друг на друга, как две капли воды, выглядеть должна весьма абсурдно. К слову, перед началом игры вас попросят выбрать внешность своему персонажу: задать ему рост, вес, цвет кожи, внешние данные и пол. Салоны красоты, соответственно, помогут изменить внешний облик героя, если он вам порядком надоел. Дадут вволю и поработать над своей машиной. Разработчики с самого начала говорили, что тюнинг для них занимает отнюдь не последнее место в общей концепции их проекта, однако зацикливаться на нем они тоже не собираются. И вот что на деле авторы реализовали: во-первых, набор всех запчастей предоставлен производителями автомашин, которые дали добро на использование их продукции в игре. Иначе говоря, от всемирно известных компаний, производящих исключительно автозапчасти, мы наборы для тюнинга не увидим, увы. Во-вторых, запчасти приобрести можно в рассказанных выше магазинах, удобно разбросанных по всему острову (при этом у каждого "ларька" есть свои уникальные, эксклюзивные, спойлеры, колеса, бамперы, которые нельзя купить в других местах), а также у подпольщиков. Цены там не особо кусаются, но и в случае ареста вашего протеже, помимо штрафа за превышение скорости и других совершенных вами нарушений, приписать могут срок за использование некачественных деталей. Ну и, наконец, если вам окончательно некуда девать деньги - так купите себе недвижимость! Несколько десятков пустующих особняков так и ждут своего будущего владельца. Непонятно только, дадут ли новые места жительства дополнительные задания, или единственный от них толк - сохранение процесса игры. Надеемся на первое. Остров, по которому нам надобно колесить, создан буквально под кальку по сравнению с реальным прототипом. Каждая деталь на своем месте, при этом разработчики воссоздали остров целиком, а не какой-нибудь его кусок, как обычно поступают создатели других гоночных серий. Времени на прокатку по периметру всего острова потребуется порядка полчаса, если не больше. Кстати, опять-таки на манер GTA и NFS с самого начала игры игроку дадут кататься не по всему острову, а лишь по маленькому его кусочку. По ходу продвижения по сюжету, новые районы будут все открываться и открываться. Как только Оаху станет доступен полностью, чтобы уже в который раз не передвигаться по знакомой местности в электронной карте возникнет специальное меню, с помощью которого можно передвигаться в любую точку райск5ого местечка. Прямо как в Elder Scrolls IV! Очень быстро, надо сказать, и удобно. Не обойдется без достопочтенной полиции, которая в Test Drive Unlimited работает на "автомате". Но иногда мешать она нам не станет. Например, во время любых видов соревнований, блюстители закона и глазом не поведут. Зато во время свободной езды по острову, перевозке грузов и пассажиров, полиция не дремлет. Кроме этого, за любые мелкие правонарушения (превышение скорости, сбивание объектов и людей, езда на красный свет) автоматически штрафуют игрока даже тогда, когда полицаев и рядом нет. Впрочем, в моменты попыток арестовать главгероя, блюстители порядка тоже не особо усердствуют. Да следуют за ним сзади, да подрезают, да иногда таранят и берут "в коробку", но в основном они безобидны. В Need For Speed: Carbon полицейские вели себя на манер агрессивнее и настырнее. Что-то мы все вскользь про машины говорим и говорим, а более подробно о них все не расскажем. Не порядок! Итак, в Test Drive Unlimited представлен широкий выбор транспортных средств. Если быть точнее, то игрок может выбирать из ста двадцати пяти транспортных средств. Здесь и современнейшие модели автомобилей (Shelby, Viper, Lamborghini, Lotus, Aston Martin, Noble; короче говоря, все самые известные марки за исключением Porsche, лицензию на которую приобрела Electronic Arts без возможности любой другой игровой компании ее пользоваться в течение ближайших трех лет), и мотоциклов (о которых, по правде говоря, ничего неизвестно) и грузовые машины (специально для работы дальнобойщиком). Тем, кому данный список покажется маленьким, доводим к сведению, что в планах Atari и Eden Games выпуск нескольких адд-онов; изменений в игровом процессе ждать не стоит, зато дополнительные тачки точно ожидаются. Безусловно, эти далеко идущие планы реализуются в том случае, если Test Drive Unlimited оправдает ожидания издателя и компании-разработчика и продастся хорошим тиражом. Раз уж мы открываем тут все тайны, то давайте откроем главную задачу одиночного режима. Помимо приобретения всего имущества на Оаху (а это пара десятков особняков общей стоимостью в несколько виртуальных миллионов долларов), необходимо будет купить все сто двадцать пять видов транспортных средств. Ходят слухи, что на все про все игроку потребуется 25-40 часов.
Блики солнца твоего
Поначалу в Eden Games говорили, что Test Drive Unlimited станет экслюзивом для Xbox 360, однако затем решили подзаработать побольше денег, и в феврале 2006 года маркетологи компании официально объявили о разработке версий игры для платформ нынешнего поколения и персональных компьютеров. Благо, данное заявление последовало после того, как графический движок для Xbox360-версии TDU был полностью готов. А посему обладателям персоналок пугаться нечего. Им "придется довольствоваться" Next Gen-графикой. Картинка действительно поражает. Да что там, просто взгляните на скриншоты! Лики солнца, отражающиеся на хромированных капотах машин, яркие краски местной природы, трехмерный вид кабины автомобиля с возможностью включать печку (в реальности почувствовать тепло не получится, но сам факт радует неимоверно) и открывать окна. Все черты проекта следующего поколения налицо: здесь и тонны блюра, используемые где ни попадя, и высокая детализация окружающего мира (HDR), и детализация моделей транспортных средств на высочайшем уровне. Есть повод и погрустить. Физика игры уже сейчас на стадии бета-теста не терпит никакой критики, и это несмотря на то, что Test Drive Unlimited использует физический движок Havok 2.0. Данный моторчик давно зарекомендовал себя как отличный движок для экшенов. А вот для автогонок на нашей памяти он используется впервые. Итог не из утешительных. Мы поиграли в демо-версию игры для Xbox 360 и там физика вытворяла такие кренделя, что ощущение испытываешь, словно играешь в Micro Machines. В смысле аркадность не то чтобы преобладает. Она занимает весь пласт геймплея, и играть в таком состоянии очень сложно и неприятно. Посудите сами: автомашины ведут себя сверх странно, понять их поведение невозможно. То они движутся по дороге, состоящей из кочек, равнин, бугорков и поворотов, как утюг по гладильной доске, словно стезя равна; а то от малейшей кочки взмывают вверх, творя в воздухе кульбиты. Не лучшим образом обстоят дела с "тяжелым" транспортом и мотоциклами. На дороге они ужасно неповоротливы. Нерасторопность этих транспортных средств просто убивает! Временами доходит до абсурда: чтобы правильно войти в поворот, вертеть руль приходиться примерно за 100-150 метров до самого поворота. И это, господа разработчики, вы реализмом называете? В общем, как обычно, спишем все на недочеты сырой версии игры, которая ко всему прочему нещадно тормозила.
Он-лайн сообщество
Все, что вы прочитали ранее, можете смело относить к мультиплееру игры. И соревнования, и магазины, и перевозка грузов, и полицейские, и покупка имущества, и многое многое другое в многопользовательском режиме присутствуют, как говорят разработчики. Различие лишь в том, что играть придется не с NPC, а с реальными игроками и, следовательно, сам процесс реализован в разы интереснее. Устраивать соревнования в онлайне так же просто, как и в сингле. Подъезжаете к одному из игроков, предлагаете ставку и маршрут, по которому пройдет гонка - и вперед к победам! Для ленивых припасен другой вариант: оставляете сообщение на сервере игры, где в мельчайших подробностях рассказываете о соревновании, времени и месте его проведения, суммы, необходимой для участия в гонке. В положенный срок пребываете на место встречи и с теми игроками, которые вложили залог, участвуете в гонке. Все просто. Накопленные деньги, помимо описанных выше способов можно потратить на создание своей банды. Приглашаете своих друзей или опытных ветеранов, придумываете эмблему команды и все вместе зарабатываете себе на хлеб насущный. Вместе с членами команды можно заняться бизнесом: продавать запчасти, машины, мотоциклы. Прибыль маленькая, но и не требующая существенного труда. Знай себе только отдыхай возле пляжа и дожидайся покупателей.
Эксперимент
В принципе, выданной на-гора информации вполне хватит на приличный обзор. Но это анонс. И таким объемным он получился по двум причинам. Первая - Test Drive Unlimited очень интересный и амбициозный проект, а узнать о нем дополнительную информацию никогда не помешает. Вторая - ответы на определенные вопросы уже даны в анонсе благодаря знакомству автора этих строк с демонстрационными версиями Test Drive Unlimited для Xbox 360. Согласитесь, крайне интересно сравнить то, что нам наобещали разработчики (а наобещали они - будь здоров!), что реализовали в версии для "белого ящика", и что приготовили для владельцев персональных компьютеров. Соотнесение фактов начнем после выхода PC-версии Test Drive Unlimited. А появится она не далее января 2007 года. Вот тогда все и узнаем.