За последние несколько лет в российском кинематографе произошли серьезные, можно даже сказать, революционные, изменения. Хорошие или плохие, судить не берусь, но то, что "наше" кино изменилось - факт. Яркое явление - блокбастеры бывшего советского пространства. Ну да, пусть местами мы зачем-то и косим под пресловутый Голливуд, используем "гладиаторские", "спилберговские" и иже с ними приемы. Пусть так. В любом случае, у нас есть что-то свое, родное, едва уловимое. Атмосфера ли это, душа, которую ни чем не прикроешь. Будь-то два "Дозора" (второй из которых не грех и пересмотреть), наши "звездные" мультфильмы, "Девятая Рота" - все это русское, истинно наше. На Западе их смотрят иначе. И не нужно винить тамошних критиков в деланном национализме. Ничего подобного! Они действительно видят те недостатки, которые там есть. Просто, в отличие от нас, рожденных на этой земле, они не чувствуют другого - неосязаемого, эфемерного, ускользающего. Того, чего понять не дано. За большим - отправляйтесь смотреть "Русское" или "Граффити". Мы же рассмотрим очередное явление - игру по мотивам последнего, невероятно громкого, раскрученного и дорогого российского фентези проекта - "Волкодав". О достоинствах и недостатках первоисточника судить не берусь. Пусть это останется "на совести" соответствующих критиков. Скажу лишь, что экранизация, потеряв задор, часть смысловой нагрузки и событийной насыщенности книги, все же удалась. Кино смотрится, актеры прекрасные, картинка насыщенная, саундтрек подходящий. Все, молчу. Что до игр "по мотивам", то они, как известно, редко дотягивают до хотя бы удовлетворительной оценки. И тем более радостно, что сегодня имеем дело с исключением из общих правил.
Слезы Волкодавов...
Из истории проектов. Да, да, именно проектов. Если бы звездность фильма мерялась количеством игр, выходящим по нему, то "Волкодав" точно бы не затерялся среди всевозможных "Дозоров" и "Боев с Тенью". Итак, на сегодняшний день имеем два "Волкодава", уже продающихся в магазинах, и один, только готовящийся к выходу. Это "Волкодав: Месть Серого Пса" (создатели - Primal) от "Акеллы", "Волкодав: Последний из Рода Серых Псов" (разработчик - Meridian 93) и "Волкодав: Путь Воина" от "1С" (ответственность за который несут сотрудники Gaijin). И это, господа, очень важно. Когда отправитесь в магазин или на рынок за диском, помните, что я вас предупредил. Дабы потом не было разочарования. Ибо тот, что "Последний из Рода Серых Псов" качеством, мягко говоря, не блистает и в жанре Action/RPG вовсе неконкурентоспособен. "Путь Воина" выйдет со дня на день, и что из себя будет представлять пока неизвестно. Поэтому, остерегайтесь! И, да, ждите рецензий в самое ближайшее время. А вот "Месть Серого Пса" от "Акеллы" - то, что доктор прописал. Не шедевр, конечно, но одна из лучших российских игр последнего времени и уж точно лучшая "наша" игра по мотивам. Любопытно, что готова она была еще полгода назад и все это время пролежала в офисе, ожидая премьеры фильма. В связи с чем, спешу вас поздравить, очень многое здесь взято прямиком от первоисточника - книги Семеновой. От фильма тут - кадры, некоторая событийная канва и "по мелочи". Фанаты будут счастливы.
Месть должна быть страшной
Что должно быть в хорошей ролевой игре, так это проработанная, интересная вселенная и качественный сюжет. "Месть Серого Пса", конечно же, этими качествами обладает сверх меры. Все ж таки за плечами популярнейшая (и не за просто так) книга, писательский талант и профессиональные сценаристы. История становления добра в сердце главного героя, месть недругам, любовь, дружба, ненависть - все на своих законных местах, удачно вписывается, нет - вгрызается, в игровой процесс. Целостность - многого стоит, и она тут, чему я был, признаться, поражен, есть. Мир - русский. Славянское фентези, если хотите. А, следовательно, соответствующие пейзажи. Ели, березы, густой лес, реки, деревянные домики. "Князя" помните? Примерно также, только в сто крат красивее. Яркие краски, реалистичная смена дня и ночи, великолепное небо (вот, поверьте, не хуже, чем в Oblivion'е, с которым приходится всех мерить), эффект тумана над водой, невероятная дальность прорисовки. Атмосфера создает настроение, пейзаж очаровывает. Видно, что художники и дизайнеры старались. Увы, но движок далек от идеала (и не надо тыкать пальцами в сторону "Глаза Дракона"; сделаем вид, что мы ничего не заметили), хотя все же способен на многое. Не все объекты отбрасывают тени, да и те, что все-таки отбрасывают, не всегда делают это правильно. Как в той сказке: "Я остался, а тень убежала". Текстуры, в целом хороши, но местами пугают. Статичные деревья не сразу же бросаются в глаза, но настроение портят. Идешь себе по лесу, птички поют, травка на ветру развивается, небо переливается сиренево-синим, речка течет (ах, да, вода - увы, какая-то: что ли мутная) - смотришь на ель: А она - увы, статист. Сколько не смотри - не шелохнется. Впрочем, это ведь мелочи. Так, к примеру, модели персонажей великолепны. Причем внимание уделено не только главному герою, но и второстепенным, обычным жителям деревень, которых в "Волкодаве" великое множество. На своем месте и качественная анимация. Хотя, конечно, над животными стоило поработать. Тут и размеры несоответствующие и внешний вид страдает. Ну, что это за медведь, который ростом едва дотягивает до колена героя (я, конечно, все понимаю, Волкодав - могучий воин, но не пятиметровый же), да и кажется, что слеплен из правильных геометрических фигур. Лапа - квадрат, голова - треугольник, спасибо, хоть хвост - круг. Но, в целом, не обращайте на меня внимания. Вы, скорее всего, всех этих мелочей не заметите. Общая картинка - достойна уважения. "Месть Серого Пса" явно в сто крат симпатичнее "Последнего из Рода:" и многих других русских поделок. Преклоняюсь перед талантом и прилежанием Primal Soft. Действительно молодцы. И, да, не забывайте о системных требованиях, которые истинно фантастические. Игра прекрасно идет на PC двух - трехлетней давности. И даже не думает тормозить.
Волкоablo
Хотя в самом начале игры и кажется, что мы будем иметь дело с истиной представительницей жанра RPG, вскоре реальность пробивается в мозг игрока, стуча по черепной коробке и требуя отключить ее содержимое. Да, Diablo, пророк его Titan Quest и Dungeon Siege! Да здравствует безудержный, безжалостный стук по левой кнопке мыши. Суть открывается тут же - уже с самых первых минут. Нужно спасти несчастного пчеловода? Как? Одним способом - силой. Что делать с напавшими на торговца крестьянами-бандитами (вот именно так, да)? Пообщаться, уговорить? Какой там, дать топором по голове. Никакого выбора, отыгрыша роли. Волкодав уже давно сформировался. И действовать он будет так, как того потребует сюжет. От вас требуется лишь одно - вести его по этому самому сюжету. И отвлекаться разве что на однообразные почтовые квесты или, о, господи, сопровождение NPC. Впрочем, в итоге каждый (вот, именно, что каждый) квест, казалось бы, даже самый безобидный, оборачивается кровавой бойней. Законы жанра, господа. Вы знали, на что шли. Ролевая система есть! Упрощенная, не Baldur's Gate, не Neverwinter Nights. Всего четыре параметра, которые отвечают за четыре же характеристики - здоровье, наносимый ущерб, вероятность уклонения от ударов, скорость. Набирая уровни, получаем очки и распределяем их, как душе угодно. Да, также можем "покупать" так называемые скиллы или, скорее, фиты. Вроде, "увеличение мощности удара", "увеличение жизненной энергии", "особо мощный удар", "убиение сразу троих недругов" и так далее. Все просто - наглядно, рыться в настройках и особо задумываться над прокачкой не приходится. Все идет, как по маслу. В связи с чем "Волкодав" проходится на одном дыхании и никакого вызова не предлагает вообще. И никакой выбор уровня сложности не поможет. Легко ли, нормально или трудно влияет разве что на изначальный уровень вашего голодранца. Все. Поэтому, не ожидайте сумасшествия сродни последним уровням Diablo. Все просто! Всегда просто. Даже с боссами. Враги тупы до безобразия. Бои, впрочем, достаточно увлекательны. Особенно, когда на вас нападают сразу несколько десятков врагов. Нет, конечно, вы то знаете, что победите, но сам факт! Жмем кнопку мыши, периодически отвлекаемся на специальные атаки, лечимся. Все. Ах, да, есть оружие - мечи, топоры, палки и прочее. Экипировка? Самая лучшая продается в магазинах, денег всегда валом. Поэтому не стоит заморачиваться с блужданием по округе и поиском магического барахла. Деньги решают все. Проблема лишь в том, что разнообразие товаров хромает.
Молчи в тряпочку
Увы, но бродить по "древнему миру, полному загадок и тайн, населенному мифическими существами и могучими магами" приходится практически в гордом одиночестве. Эврих, Тилорн, которые вполне могли выступить в качестве однопартийцев, увы, так и остаются всего лишь важными, сюжетными NPC. Хотя летучий мыш, конечно, порадовал. Но там другая беда - с AI. А что же с общением? Диалогов, надо признать, много. Увы, практически не озвученных. Точнее, озвучены зачастую первые два-три слова, а затем уже идет чистый, не испорченный голосом, текст. Только рот "говорящий" почему-то продолжает открывать до конца диалога. Комизм, как он есть. Зато присутствуют цитаты из книги. Диалоги, к счастью, можно сворачивать и не слушать бредни до конца. "Волкодав: Месть Серого Пса" - короткая игра. Вы пройдете ее часов за 12-15. Прочитав рецензию, вы могли подумать, что игра не очень хорошая. Спешу вас обрадовать - это не так. Тут отличная атмосфера, увлекательный игровой процесс (да, с недочетами), все-таки красивая графика, разнообразные пейзажи. Для поклонников книги - must have. Для обычных любителей манчкизма - хорошая, крепкая игра на недельку. Резюмируя: это большем, чем просто проект по фильму. Это просто игра! И это комплимент.