Ex Machina: Меридиан 113: Исправленная и дополненная
Исправленная и дополненная
Есть наблюдение: вот уже который осенне-зимний сезон, народные массы самозабвенно заигрываются в "NfS: Carbon" до цветастых "фордов-мустангов" перед глазами. Неправильно это. Чужды российскому менталитету все эти "турбонадувы" и "закиси азота". Хочется чего-то своего, родного. Чтоб кузова ржавые были, капоты мялись, бензин кончался. Суровые реалии - вот, что по настоящему манит и взывает к подвигам. И ведь есть такая игра, есть. Боже, храни Ex Machina! Январь 2006 года подарил игрокам великолепный экшен на колёсах в антураже постапокалиптического будущего. Дебютный проект молодой студии Targem сразу же влюбил в себя тысячи увлечённых геймеров. Динамика "Bandits: Phoenix Rising", экономическая часть "Дальнобойщиков", элементы ролевой игры и атмосфера "Fallout" пришлись по вкусу многим. Ex Machina отхватила целый ворох престижных наград. Разумеется, баги и несуразности наличествовали, но в каком-то совершенно смехотворном количестве. Шефство над перспективными ребятами из Targem взяла известная компания Nival Enteractive. Руководящий состав дал первое партийное задание - не теряя времени, состряпать аддон. Да не простой, а чтобы нововведений было побольше и без надоедливых глюков и странностей. Еще чтоб без оригинала запускался. Разработчики сопли жевать не стали. Не прошло и года, как продолжение увидело свет. Его то нам и предстоит разобрать по винтикам.
Дождались...
Сначала о забавном. Targem Studio, похоже, сама еще не определилась с тем, как величать свое детище. Имеет место казус: на сайте издателя название игрушки пишется "Ex Machina" (раздельно). Но в файлике readme и в руководстве пользователя аддон почему-то обзывают "Ex Machina" (соответственно, раздельно). Недоглядели? Однако перейдем к игре. Кардинальных изменений в концепции практически нет. Зато косметических - пруд пруди. Начнем с глобального. Первое и самое главное обещание разработчиков - мультиплеер. Просили? Держите! Вот только реализована многопользовательская игра, к сожалению, через известное место. На первый взгляд - всё замечательно. До 16 игроков, режимы самые подходящие: deathmatch и team deathmath. На картах в обилии разбросаны разношерстные бонусы. Бои стремительны и динамичны. Баланс - хороший. На выбор предлагается сразу несколько громыхающих и бибикающих тарантасов (два из них - новые). Плюс каждый транспорт можно разукрасить по своему взыскательному вкусу. Так в чем же, собственно проблема? Во-первых, прежде чем просить мультиплеер, надо было подстраховаться. Потребовать побольше карт, хороших и разных. Забыли? Теперь страдаем, ибо четыре тесные арены надоедают уже на второй день. Закоулки изучаются досконально, как и все возможные пути для маневров. Остается лишь только помечтать о патчике, добавляющем хотя бы пяток новых карт. Вторая глупость - полное отсутствие работоспособных серверов. Ситуация такая же, как в недавней "Войны Древности: Спарта". Легче откопать в своём огороде метеорит, чем найти хоть какого-нибудь противника. Благо, в "Меридиане" предусмотрены боты. Глупенькие, вялые, периодически путающие вторую и третью передачу... "Чайники", одним словом, но что делать, выбора то нет. Тренируемся на болванчиках и ждем чуда. С одиночной кампанией тоже не всё так гладко, как хотелось бы. С одной стороны - абсолютно все персонажи "Ex Machina" стали живей, реалистичней, виртульные человечки обзавелись яркими характерами. Их реплики стали проще, и теперь, вовсе не походят на кривляния плохого актера провинциального театра. Без юмора - никуда. Чего только стоит слоган на старом и ржавом рекламном щите авиакомпании: "Ближе к богу". Хорошо? Бесспорно. А теперь о дегте... Нелинейность приказала долго жить. Рельса всего одна и абсолютно прямая. История о бравом парне (по словам разработчиков, его характер писали с персонажей Брюса Уиллиса), который колесит по Америке в поисках утопического городка Эдмонтона, интригует только поначалу. События сменяются с невероятной скоростью. Понять, а тем более осмыслить мотивацию происходящего невозможно. То мы корчим из себя героя, то бегаем на посылках у местного "крестного папы", то устраиваем диверсию на базе боевых роботов. Цельности - никакой. Внушительное количество бессмысленных роликов на движке только путает и без того отчаявшегося игрока. Проходится "Меридиан 113" чрезвычайно быстро. При желании и должном умении, финальные титры вы будете смотреть уже часов через шесть после начала кампании. Планомерное выполнение побочных заданий отнимет еще 3-4 часа. Только стоит ли? Дизайн окружения совсем того... однообразный. Всё по системе "Copy-Paste".
Пожелания трудящихся
От общего - к частному. В свое время высказывалось немало нареканий в адрес внутриигровой физики оригинала. Мол, машины больно крепкие, падают с обрывов слишком медленно, как на луне - нереалистично. Разработчики прислушались к гласу народа и чуток помудрили с отладкой физического движка. Результат превзошел ожидания. Теперь даже самая заурядная потасовка таит в себе нешуточную опасность, ведь абсолютно все машины (да-да, и "Миротворец"!) лишились немалого запаса прочности. Если раньше, даже на высоком уровне сложности, можно было просто стоять на месте и постреливать в прущих напролом супостатов, то теперь сей фокус не прокатит. Маневры, маневры и еще раз маневры! Взад, вперед, вокруг своей оси... Чем активнее двигаетесь, тем меньше шансов закончить дни на автосвалке. Как и прежде, уровень прочности и огневая мощь вражеских автомобилей растут параллельно вашим характеристикам. Только если раньше ближе к концу вашими врагами были исключительно здоровущие крепости на колесах, то теперь ими могут быть и маленькие, юркие авто, оборудованные серьезными орудиями. Ключевое нововведение - возможность починки и дозаправки прямо посреди пустыни. Здорово облегчает жизнь. Не покатушками едиными. Получив по бамперу, вы рано или поздно причалите в какой-нибудь городок. В каждом оплоте цивилизации непременно есть бар, торговый зал и автомастерская. В забегаловке можно пообщаться с жителями, узнать последние новости, получить задание. Знакомые товарно-денежные отношения с оптовыми базами не претерпели никаких изменений. Покупаем подешевле, продаем подороже. Спекуляция одним словом. В мастерской за некоторое количество вашу машинку заправят, починят и приведут в надлежащий вид. Примелькавшийся в Ex Machina тюнинг шагнул еще дальше. К каждой модели мы все так же вольны прикрутить новую кабину или кузов. Замена первой может существенно повысить скорость, прочность и маневренность вашего авто. Кузов же отвечает за количество слотов для перевозимого груза. Существенно расширились возможности по покраске железных коней. На выбор предоставлены две маски, которые игрок волен разукрашивать сугубо на свой вкус. Разработчики добавили горстку новых средств защиты и обороны. В основном это орудия ближнего боя. Шипы, вращающиеся свёрла, лезвия - теперь, любой сможет почувствовать себя летчиком Гастелло. А вот новоявленный огнемёт практически бесполезен. Повреждения наносит небольшие, да и дальность поражения символическая. Очень не хватает автосохранения. Бывает, войдешь в раж, забудешь кнопочку нажать, а тебя через полчаса ракетой в клочья. Так чем же можно заняться в мире Ex Machina? Вариантов масса. Не боитесь длительных и скучных путешествий? Да вы прирожденный дальнобойщик! Хватайте мешки с картошкой и везите в соседний населенный пункт. Неплохо заработаете. Ваша черная душонка жаждет крови и авантюр? Вы настоящий бандит, не иначе. Покупайте пушку помощнее и добро пожаловать на охоту. За награбленное положена звонкая монета. Презираете флибустьеров? Тогда вы просто обязаны проредить их поголовье. Коли вернётесь с битвы живым - пополните личный бюджет. И это лишь вершина айсберга. Для любителей экстрима разработчики придумали несколько мини-игр вроде гонок на болидах, отстрела противников из стационарной турели. После выполнения некоторых заданий, вам презентуют коллекционную книгу. Если собрать десять штук - после финального ролика откроется секретная миссия. Элементы RPG стали более явными. За особые заслуги герой получает различные звания, дающие различные бонусы вроде бесплатной починки в городах. В игре появился новый показатель - "харизма". Определяется он внешним видом вашего авто. Так что не стоит рассчитывать на лояльность торговцев оружием, подкатив к ним на мило раскрашенной "машинке Барби".
Те же щи
С игровым процессом разобрались. Ничего выдающегося, но интересно и занятно. Теперь, поговорим о графике. По сравнению с оригиналом изменений совсем немного. Палитра осталась прежней. Блума чуток добавили, машинки малость прилизали, погодные эффекты разукрасили. Симпатично! Если бы еще не мутные текстуры ландшафта - вообще красота. Но: Время берет своё. Зато машинки - образцовые. Все прописаны до мельчайших деталей, при грубом обращении реалистично бьются и царапаются. Присутствует даже кое-какая интерактивность окружения. Конечно, сровнять с землёй целую скалу не дадут. Зато заборчик сельского назначения - это запросто. Программисты отлично поработали над оптимизацией. "Меридиан 113" не только красившее, но и значительно быстрее предшественницы. Загружается новая игра в два раза шустрее, памяти кушает меньше, периодические подтормаживания выродились как класс. Остались разве что глюки: частенько в машинах застревают брёвна, а сами колёсные железяки периодически ни с того, ни с сего забавно подпрыгивают. Мелочи, а неприятно... Звуковое оформление на уровне. Шумы, взрывы, рев моторов - вообще без претензий. Громко, чисто, в меру реалистично. При наличии мощного акустического мега-девайса (читай сабвуфера) довести соседей до состояния "убей себя об стену" - проще простого. Персонажи на удивление хорошо озвучены, так что погружение во вселенную Ex Machina будет максимально комфортным. А вот с музыкой как-то не сложилось. Вроде бы бодренькая, лихая, но вот нету в ней изюминки, хоть убей. Слушать "творения" доморощенных композиторов быстро надоедает, и их место занимает собственный, теплый сердцу плей-лист.
В путь!
Без сомнений, игра удалась. После строгих экспертиз и тестов "Меридиан 113" сохранил и форму, и содержание. Кое-какие огрехи (дизайн, "кривая" организация мультиплеера, манера подачи истории) старательно пытаются испортить удовольствие, но у них ничего не выходит. Слишком малы и несмышлены. Всё чаще и чаще отечественный разработчик радует нас действительно сильными проектами. Поклонникам оригинала продолжение строго рекомендовано к покупке. Новые яркие персонажи, интересные мини-игры, неизменная романтика приключений и потрясающий стиль... Стоит ли продолжать? В кабине - мягкое кресло, за спиной - 40 тонн брони и оружия. Выжимайте газ до упора, приключения ждут!