Все уже привыкли к тому, что игры по мотивам фильмов (мультфильмов, сериалов, литературных произведений - нужное подчеркнуть) делают "для галочки". Но, заметим, ситуация в последнее время понемногу начала исправляться в лучшую сторону. К примеру, игры по мотивам мультипликации Голливуда уже не вызывают острый приступ тошноты (последние примеры - Open Season и Barnyard). Так что кто знает, может через несколько лет проекты, созданные по определенным произведениям, будут обласканы прессой и игроками. Но, ознакомившись с виновницей сей статьи, понимаешь, что это событие произойдет ой как нескоро.
Уникум
В случае с Eragon мы имеем дело с игрой по мотивам книги. Кристофер Паолини (Christopher Paolini) - довольно известный на Западе молодой писатель, написавший "Эрагон" в пятнадцатилетнем возрасте. Произведение юного писателя достойно оценило большинство критиков, а в середине 2003 года роман, состоящий из трех частей, опубликовали (к слову, сию книжонку так же можно приобрести у нас в России, причем на русском языке). Уже на следующий день Кристофер проснулся знаменитым и богатым. Если вы не знакомы с книгой, то сообщаем, что по общему духу и атмосфере Eragon тяготеет к "Властелину колец" Толкиена и "Гарри Поттеру" Роулинг, что, впрочем, и неудивительно. На момент написания романа, оба произведения охватила всеобщая фан-мания, а, учитывая, что Паолини тогда было всего пятнадцать лет и он был весьма впечатлительным юношей, нет ничего странного в том, что в мире его книги были волшебники, колдуны и драконы. В основном - во всех смыслах приятная книжка для детей, молодежи и их родителей тоже. История "из грязи - в князи" - отличный пиар, кроме того, роман оказался весьма прибыльным делом (по всему миру продано более двух с половиной миллионов экземпляров), поэтому, естественно, Голливуд просто не мог остаться в сторонке, и пришел к Кристоферу с черненьким чемоданом доверху набитым деньгами. Что происходило дальше - тайна, покрытая мраком, но догадаться можно. Предполагаемый бюджет картины, кастинг, съемки, премьера фильма (в нашей с вами стране она состоится в декабре), собранная "касса" пойдет, скорее всего, на съемки продолжения... "История Золушки" обречена была стать популярной и продвигаться по всем фронтам, включая и видеоигры. Так оно, собственно, и произошло.
Я и мой друг Дракоша
Вообще, когда игра "встречает" вас надписью, мол, для комфортной игры желательно использовать геймпад от Xbox 360, ничего хорошего от нее ждать не приходится. Справедливости ради надо сказать, что от "Эрагона" мы ждали что-то вроде прошлогодней игры по мотивам четвертой части 'Гарри Поттера". То есть средненький такой платформер с детсадовскими головоломками. Короче говоря, развлечение на несколько часов, идеально подходящее после просмотра одноименной картины, не более. Но игра Eragon пошла немного другим путем. Знакомьтесь: Эрагон (в смысле не название романа, так зовут главного героя) - обычный парень, живущий в обычном мире. Он, как и любой другой подросток, занимался своими мирными делами и даже не думал, что совсем скоро его жизнь кардинально изменится. Дело в том, что наш герой нашел яйцо дракона. Такой редкий "подарок" судьбы грех не использовать, поэтому он не долго думая, оставил яйцо себе. Эрагон явно не смышленый парень, иначе бы это самое яйцо выкинул бы куда подальше - в реальном мире драконы - большие огнедышащие твари, которые, завидев человека, обычно сжирают его. Но Эрагон все же его оставил. В результате выросло из яйца огромное чудовище, величаемое драконом. Наш герой - парень не промах, сразу же усмирил создание. Казалось бы, радуйся такому редчайшему подарку, который и в интернет-магазинах не купишь, но Эрагону этого показалось мало. Научившись великолепно летать на драконе, герой получает письмо с приглашением стать членом древнего рыцарского ордена и стать драконьим всадником. Чем не мечта любого прыщавого подростка, мечтавшего в детстве стать Гарри Поттером? А тут еще и повод нашелся: миру в который раз уже угрожает опасность. Кто его спасать будет? Правильно, дружище Эрагон. В этом благородном занятии ему будут помогать также члены ордена и его верный дракон. Метаморфоза
Вся эта общеобразовательная справка плюс завязка истории приведены выше для того, чтобы вы, друзья, могли невооруженным глазом заметить сходства книги и игры, имеющих общее название. Все остальное - бред сивой кобылы в исполнении граждан из Stormfront Studios. Мы отнюдь не против, когда игры "по мотивам" выходят не как дополнение к кинокартине, где каждая локация - сестра родная декорации из фильма. Напротив, это даже лучше поднадоевших "выжимателей денег", ведь проект не имеющий серьезного отношения к какому-либо произведению со своей концепцией, так сказать, своей дорогой, по обыкновению, выглядит лучше игр "выжимателей". По крайней мере, мы так думали. С "Эрагоном" (который игра) случилась так и вовсе расчудесная метаморфоза. Несмотря на то, что проект появился в продаже буквально за несколько недель до почти мировой премьеры картины и, следовательно, можно предположить, что разработчики явно предполагали таким образом срубить побольше бабла во время всеобщего ажиотажа вокруг киноленты, игра, как поговаривают знающие люди, ознакомившиеся и с фильмом, и с игровым воплощением романа, отличается от первого как земля и небо. Мы пока не посмотрели фильм, поэтому бить пяткой в грудь не решаемся. Однако поводов не верить проверенному источнику нет. Ну а как обстоят дела на деле? Увы, плохо. Начнем с того, что если вы не читали книгу, можете смело идти играть во что-нибудь другое. Из сюжета понять что-либо толком просто-напросто невозможно. Завязка истории, которую вы смогли прочитать выше, по правде говоря, вычитана мною из самого романа, в игре ничего подобного нет. В том смысле, что нам сначала покажут паршивого качества видеоролик, выступающий в роли этакого вступления и введения в курс дела (хотя автор этих строк из него так ничего и не подчеркнул - ролик как ролик, без смысла, ужасно глупый), а затем бросят, что называется, в бой. И такая, простите, фигня будет происходить вплоть до финальных титров. Учитывая тот факт, что одноименный фильм еще толком никто не видел, понять все тонкости переплетения сюжетных ниточек большинству геймеров не представляется возможным. Местами кое-что становится понятно. Почему, к примеру, один хороший дядька поступил так плохо, но событие это происходит по большим праздникам. При этом понять истинные причины, побудившие его это сделать разузнать очень сложно. То есть чем мотивировался данный гражданин, понять можно лишь прочитав книгу, и внимательно проанализировав характер персонажа. В игре же - столб столбом, бесчувственное дерево. Но сторилайн сторилайном, конечно, а геймплей мне, как игроку, а не поклоннику книги важнее. А вот с ним-то случилась засада посерьезнее. Во-первых, линейность в наше время - моветон. Если уж начистоту, Eragon - это коридорный одноклеточный экшен. Несмотря на то, что локации довольно обширны, игра создает только иллюзию простора. Даже если на пути Эрагона будет развилка, она все равно приведет игрока к одному и тому месту. Разница лишь в том, один путь короче, другой, соответственно, длиннее. Но основная проблема состоит в том, что на протяжении всей игры нам не предоставляют ничего нового, кроме как бегать по местностям и рубить налево и направо монстров. И так повсюду. Можете и не мечтать о полетах на драконе (извольте довольствоваться cut-сценами, вот там-то настоящие полеты), мощными заклинаниями и прочими радостями жизни. Правда, Дракоша все же будет сопровождать нашего героя практически повсеместно, помогая расчищать дороги и иногда уничтожать врагов своим огнедышащим дыханием. Но на этом праздник жизни заканчивается. "Рубка" низкополигональных уродцев занимает 99% всего игрового процесса. Остальное, выражаясь на журналистском жаргоне - вода. В нашем случае - чертовски занудный геймплей, где, кстати, помимо уничтожения всякой мерзости приходится решать задачки дошкольного уровня, наподобие тех, что были в прошлогодней The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe.За успешное завершение заданий Эрагон и его команда награждаются новыми умениями и заклинаниями. Но и здесь, увы, без откровений. Заклинания не так мощны, как хотелось бы (пара ударов дубинкой по голове намного эффективнее магии), а на фоне убогой природы и темных катакомб, спецэффекты заклинаний и вовсе сливаются с фоном. Как вы, наверняка, уразумели, графика не радует глаз. Все возможные недостатки представлены в Eragon в полной форме: ужасающая детализация, убогие трехполигональные персонажи, экран намазанный тоннами блюра... Непонятно одно, почему обладая таким никудышным движком, разработчики решились на "постройку" обширных локаций, да еще с природным ландшафтом. Ладно еще в темных пещерах можно было скрыть недостатки моторчика, но на "свежем воздухе", на свету, его изъяны видны, как на ладони. Самое ужасное, что ни мощные заклинания, зарабатываемые огромным трудом, ни оружие любой мощи не понадобятся в бою в принципе, ибо искусственный интеллект настолько туп, что можно идти врукопашную. Виртуальные противники постоянно застревают в деревьях и прочих объектах, их то и дело охватывает паралич, и они тупо стоят на одном месте, дожидаясь своей участи. Таким образом, у нас получается действительно одноклеточный экшен: ни заклинания, ни оружие, ни их модификации, ни умения здесь не нужны. Только и делай, что умерщвляй дедовским способом всех, кто под руку попадается. Сила есть, как говорится, ума не надо. Консольное наследие
Помимо PC Eragon выходит так же на всех доступных консолях (включая даже PSP и Nintendo DS). Естественно, мультиплатформенность наложила свой отпечаток на версию игры для персональных компьютеров. Однако отпечаток получился такого громадного размера, что, право слово, лучше бы PC-версию отложили в дальний ящик. Не спорим, все недочеты, перечисленные мною чуть ниже, относятся исключительно к версии игры для персоналок, для консолей - все шито-крыто. Тем не менее не стоит оправдывать разработчиков в том, что они недоработали многие компоненты игры до должного уровня. Мы, конечно, не очередную часть Half Life ожидали, но хотя бы отрегулировать камеру можно было. Но в Stormfront Studios, видимо, на "писишников" любезно забили. В итоге вот что получается: пресловутая камера не слушается игрока никогда. То она приблизится к Эрагону на расстояние вытянутой руки так, что поблизости ничего не видно, то, наоборот, взлетит ввысь, что вообще ни черта ничего не разглядишь. Иногда камера и вовсе чудит - она как бы виснет и при этом не собирается возвращаться в нормальное положение. Говорите патчами можно вылечить? Истинно можно, но почему раньше нельзя было все исправить, решительно непонятно. Конечно, если вы обзавелись геймпадом, в особенности если это джойстик от Xbox 360 (как и рекомендовала игра), то проблемы в большинстве своем отпадут сами собой. За исключением разве что управления, конфигурацию которого нельзя поменять. В "опциях" просто-напросто отсутствует данный пункт. Поэтому большую часть времени приходится проводить за заучиванием клавиш. В общем, можно сказать, что рекорд Devil May Cry 3 побит. Игра не просто сложна в управлении, она катастрофически неуправляема. Вместо удара последует блок, вместо движения вправо, Эрагон помчится влево. И так далее в том же духе.
Типичная картина
Eragon - это типичный представитель игр "по мотивам". Есть подозрение, что поначалу граждане из Stormfront Studios хотели сделать проект, идущий не как дополнение к одноименному фильму, а самостоятельный игру. Но потом, вероятнее всего, осознав, что им это дело не по силам, да и время поджимало, впопыхах начали делать хоть что-нибудь, дабы на выходе это самое нечто, по крайней мере, запускалось. А та недоработанная отсебятина, которая, нет сомнения, могла бы превратиться в нововведения в корне меняющие геймплей, так и осталась виду ради. А жаль. Тщательнее бы разработчики поработали над основными компонентами игры, не спеша за поездом, вышел бы из "Эрагона" толк. Но не вышел. А посему внимайте наш совет: если вы жить не можете без романа, то прочитайте его снова - время с большей пользой проведете, чем при общении с игрой, да и удовольствия в разы больше будет. Однако если вы такие упрямые, то приобщайтесь к творению Stormfront Studios на PlayStation 2. Там игра несравненно лучше, чем на родном PC.