О российской автопромышленности ходят легенды, слагаются песни, пишутся книги (!); ореол таинственности окутывает заводы мифического "ВАЗ", вокруг аббревиатуры "Lada" создается аура недоступной обычному обывателю философии. "Нива", "2112", "Десятка" - это не автомобили. Все мы тут здравомыслящие, интеллигентные люди и прекрасно понимаем, что никакой ценности и конкурентоспособности в общемировом производстве средств передвижения наши серийный, гражданские машинки не имеют. Потому что... Взять хотя бы отсутствие элементарных элементов безопасности, никудышные тормоза и комфорт сравнимый разве что с каким-нибудь американским "козликом" времен Второй Мировой Войны. И все-таки русский автомобиль - это стиль жизни. Сразу же становится ясно - водитель имеет особое отношение к мирозданию. А кто-то так и вовсе, отвергая все пережитки буржуазии, стремится все "исправить". Пока немцы бьются над решением вопроса полной шумоизоляции, наши соотечественники наоборот стараются сделать "погромче" (прямоточный выхлоп, народная "перделка"; или полное избавление своего коня от глушителя). Спортивный руль без гидроусилителя, гипертрофированные диски с и без того тряской и неинформативной подвеской, кожаный салон а-ля "тряпочные накладки как будто бы Рекаро" и прочие элементы.
Удачный экземпляр
Впрочем, несмотря на обилие в газетах, журналах и Интернете, объявлений типа: "продаю ВАЗ первой модели; резина Dunlop, эксклюзивный обвес, изготовленный в Урюпинске в тюнинг-атель "Авторитет", ксенон - 10 комплектов, подсветка всего и вся. Состояние отличное. Не на ходу. Спросить Гургена:" наш автопром отнюдь не безнадежен. Мы, конечно, не берем во внимание эксклюзивные тачки (мощные, комфортные, действительно динамичные), которые наши заводы создают штучно и продают забугорным миллионерам по цене в несколько сотен тысяч долларов. Хотя, конечно, и не без этого. Рассуждения на тему, "а почему же для народных масс рынок таков?" - также не имеют смысла потому, что когда есть спрос и нет конкуренции, производитель ни за что не станет видоизменять существующий товар. Поговорим лучше о бездорожье. "Хаммер", "Паджеро" и прочие "Rav 4" - это, конечно, хорошо. Но место им либо под каблуком пафосной, непритязательной (в плане дорог) девушки, либо у солидного бизнесмена, иногда выбирающегося на природу. Истинное бездорожье, настоящая дикая русская реальность или просто суровая зимняя дорога в средней полосе - вне всяких сомнений стихия "УАЗ". "УАЗ" без каких-либо проблем пересечет самую взыскательную к техническим параметрам выносливости местность. И, в самом деле, лучшего по проходимости автомобиля в мире попросту не существует. Не удобно, много бензина, ломается? Ну уж, батюшка, чем то надо уметь жертвовать. Благо достоинства с лихвой компенсируют недостатки. В зависимости от вашего образа жизни, конечно.
Дороги нет
Столь пространное вступление не случайно. "Первый спортивный симулятор вождения внедорожника по труднопроходимой местности", - как охарактеризовали свое детище сами разработчики Avalon Style Entertainment, на самом деле таковым и является. Игра "Полный Привод: 4x4", подобно главному герою (а точнее героям) "УАЗ", настолько же противоречива, где-то уродлива, но местами бесспорно прекрасна. Слава богу, это не убожество вроде "хвалебной" Lada Racing (вот уж воистину - игра для отморозков; а ведь кому-то нравится), о которой, надеемся, вы уже успели забыть и вспоминаете лишь в страшных снах. "Полный Привод" вполне имеет право на существование. И достаточно шумная рекламная кампания, предваряющая выход игры, и обещания разработчиков, и практически все заявления с официального сайта - не были громогласны. Мы получили как раз то, что нам пообещали. Останетесь ли вы довольны, приобретя 3 CD или 1 DVD, зависит от того, как вы относитесь к отдельно взятой марке (в нашем случае, понятно, "УАЗ") и привлекают ли вас гонки по бездорожью. Ничего другого тут искать не приходится. Нам нравится, когда с нами честны. Поэтому постараемся предельно объективно оценить сие творение.
Ускользающая красота
Необходимый минимум выполнен: чемпионат, одиночный заезд и мультплеер. Конечно, мы бы не были против, например, какого-нибудь сюжетного режима или интересных мини-кампаний (движок и общая концепция вполне бы потянули некоторые довольно интересные идеи). Но не судьба. Основное время игрок проведет в чемпионате России по бездорожью. Все действо произойдет на территории живописных районов нашей необъятной родины. Минуя города и трассы, которые, впрочем, в реальной жизни в большинстве своем хвастаются отсутствием асфальта и наличием ям размером с голову мамонта, вполне подошли бы для "Полного Привода". В сторону лирику. Кататься мы будем, во-первых, по Средней Полосе. Тут самые простые заезды и наименьшее требования к умению играющего. Лесостепь, луга, болота, редкие обрывы и склоны. Затем отправляемся на Байкал - более трудный этап. Но визуально мало чем отличный от предыдущего. Позднее, если хватит терпения, увидите Карелию, Тайгу и Камчатку. Воображение рисует перед глазами картины именитых художников. "Полный Привод" не пытается быть похожей на западные игры. Она Русская, от самых первых кадров и до завершения последней гонки. Пейзажи именно "наши", ни с чем (Канадой, США, Скандинавией) не спутаешь. Деревни в стиле "золотого кольца", густые леса, четко воссозданная атмосфера отечественного бездорожья. Весьма похвально и внимание девелоперов к мелочам. Будь то узнаваемые российские цветы ("Иван да Марья", "Шиповник", "Ромашки", "Одуванчики), хрестоматийные деревья, лермонтовские просторы. Но красиво ли? Скорее неоднозначно. Первые минуты - эйфория, гимн "русскости". Затем уже следует осознание факта, что картинка слишком блеклая, пейзажи, несмотря на климатические и территориальные различия, практически идентичны (за исключением разве что Камчатки). Не имеет значения, где пробирается ваш "Хантер": ландшафт повторяется раз за разом, заезд за заездом - лес, реки, озера, болота. Системные требования не завышены. Хотя навскидку, может показаться, что это и так. Приглядитесь, и вы поймете, что тут используется большинство известных современных эффектов. Chrome Engine (на нем же была создана Xpand Rally) не сказать, чтобы способен на многое, но с задачей создания в меру современной картинки справляется. Автомобили выполнены на твердую пятерку; в грязи пачкаются, в воде тонут, царапаются и двигаются реалистично. Пожаловаться можно только на слишком условную модель повреждений. Да, мнутся, да, стекла бьются. Совсем чуть-чуть. Уничтожить какой-нибудь "Патриот" подчистую вам вряд ли удастся. Двигатель, подвеску, тормозную систему испортить можно. Но только если задаться такой целью, ценой нечеловеческих усилий. Намек на непробиваемость и непоколебимость УАЗа? Открытые пространства, на которых происходят гонки, нарисованы недурственно. Небо красивое, а вот вода, увы, имеет мало общего с той, что течет в "живых" водоемах (причем неважно, какое ее качество вы выберете в настройках) . К тому же, по непонятной нам причине изображение всегда мутноватое.
Выбор есть
Заезды делятся на пять типов. Ориентирование - нужно проехать по местности, отмечаясь в контрольных пунктах, за минимально короткий промежуток времени. Успех зависит от правильности выбора маршрута. Трофи-рейд - также требует прохождение через контрольные пункты. Отличительная особенность - можно выбирать любой пришедшийся по душе маршрут. Хотите - по дороге, хотите - по бездорожью, так называемая "песочница" на джипе. Триал требует наибольшей точности. Отклонились от маршрута - потеряли бонусные очки, придерживаетесь указателей ("ворот") - победите. Внедорожный спринт требует прохождения трассы за обозначенное время. Наконец, фрирайд - бонусный уровень, в которой за определенное время вы должны набрать как можно больше очков (специальные треугольные значки, разбросанные по карте в произвольном порядке). Чем труднее добраться до приза - тем выше награда. Печально, но на всех трассах вы будете одиноки (не считать же за компанию машину-призрак). Никакого веселья наперегонки! Конкуренты присутствует лишь в качестве надписей в рейтинге. Обидно. Выбор автомобилей также не велик. Но, принимаем во внимание, что модельный ряд ограничен одним заводом. Поэтом упрекать разработчиков не за что. Вдобавок, авто действительно чувствуются по-разному, управляются отлично друг от друга и достаточно хорошо проработаны. УАЗ Hunter - наиболее оптимизированный и сбалансированый, легендарная 2206 ("буханка"), наиболее комфортный и простой в управлении "Патриот" и прочие. Фанаты будут в восторге. Остальные: Хм, не будут. Для успешного начала карьеры внедорожного водителя требуется создать профиль и выбрать персонаж. Что присутствует "для галочки". Потому, что аватар влияет разве что на внешний вид модели водителя. Никаких изменений в игровом процессе и динамике. Выбрали? Отправляйтесь в гараж и купите себе приглянувшийся экземпляр. В кармане - 15.000 долларов. На выбор - 4 автомобиля. Позже здесь же будет происходить и процедура ремонта и тюнинг. Деталей немного, но характеристики машины они поднимают значительно. Турбонаддув, другая резина, новый комплект амортизаторов - все это тем или иным способом будет сказываться на езде, будьте уверены. Да, порой тюнинг будет носить и внешний характер.
По горным дорогам
Динамичных заездов с высокими скоростями от "Полного Привода" ждать не приходится. Специфика дорог не позволяет развить скорость выше 70 километров в час (и то, в редком случае). Основной упор делается на правильном преодолении препятствий, умение сокращать путь и ориентироваться на местности по компасу. То есть, перед нами игра, которую с трудом можно отнести к жанру гонок в общепринятом понимании этого слова. Игрок скорее "ползет" и "карабкается", чем "едет". Колея, глубокие броды, болота, разбросанные то тут то там бревна, казалось бы непроходимые болота. Также стоит помнить, что, если определенный участок трассы кажется непроходимым, следует включить пониженную передачу, и УАЗик тут же со скрипом, медленно, но успешно минует тот или иной овраг. Надо ли говорить, что такой в чем-то усыпляющий стиль "Полного Привода" придется по душе далеко не каждому. Достаточно продолжительные трассы, отсутствие какой-либо динамики и высочайшая сложность способны привести в восторг разве что ярых поклонников бездорожья и автомобилей "УАЗ". То есть, однозначно ответить на вопрос, стоит ли эта игра вашего времени, мы не беремся. Возможно, что от заездов на 10-20 минут, от музыкального сопровождения (саундтрек, увы, отличается малым количеством композиций русского поп рока; также на большого любителя) и от лицезрения на протяжении многих часов культовых автомобилей Ульяновского Авто Завода вы получите лишь положительные эмоции. Но велика и вероятность того, что более 20-30 минут близкого общения с игрой вы не выдержите. "Полный Привод: 4х4" способна понравиться, но с такой же легкостью может вызвать и полное отвращение.