"Стой, товарищ! Мимо не проходи! Коробку с You are Empty с собой прихвати!" - взывает пропагандистки раскрашенная обложка бокса с новой игрой украинских разработчиков из Digital Spray Studios. Красивый арт, множество "уникальных" особенностей в описании - сложно не поддаться искушению и не расстаться с тремя сотнями честно заработанных (или выпрошенных у родителей) рубликов. Но будь бдителен, покупатель! Не всё золото, что блестит. Не всё "Шанель №5", что воняет. Насторожись! Хороший отечественный шутер скорее исключение, чем правило. На повестке дня You are Empty - враг народа или любимчик великой всесоюзной партии геймеров? Уважаемый Феликс, принесите чугунный утюг, пол-литра серной кислоты и фотографии Памелы Андерсон без грима. Пора устроить кое-кому проверку на вшивость... Рекламная кампания YaE похожа на причудливый зигзаг. Видели пируэты подбитого кукурузника? Чудеса на виражах. Тут примерно то же самое. Когда разработчики впервые представили технологические ролики и концепт на КРИ 2003, публика слегка прибалдела. Судите сами: интригующая завязка, потрясающий стиль утрированного социализма, графика уровня "почти Half-Life 2" (второй "Полураспад" к тому моменту еще не вышел). И все это счастье от украинских ребят. В недавнем прошлом - наших соотечественников. Весь 2003 год в игровом сообществе столь тщательно мусолили лишь четыре игры: YaE, "S.T.A.L.K.E.R.", "Half-Life 2" и "DooM 3". Шло время. Постепенно проект стал принимать видимые очертания и вдруг, неожиданно, ушёл в тень. Ни новых видеороликов, ни напыщенных презентаций. Народ уже стал забывать, что же это за зверь такой. Вдруг по магазинам расклеили плакаты с подозрительно знакомой красноармейской физиономией и выложили на прилавки килограммы дисков. Какая приятная неожиданность, не находите? Знающий человек за версту почует подвох. Похоже, вместо обещанного ультимативного убийцы буржуйских стрелялок, нам снова подсовывают дохленького заморыша-камикадзе. Игроки в ярости, пиарщики считают барыши. Привычная схема работает безотказно. И не брезгуют ей даже гиганты индустрии вроде "1С". О мир, ты жесток!
Граждане, опасайтесь коммунистов!
Давайте поставим вопрос прямо: "Интересно ли играть в YaE?" Отвечаю: "Ни капельки". Вот выдержка из монументального труда в трех томах "3000 и 1 интересное занятие, вместо игры в You are Empty" (спрашивайте в магазинах и аптеках вашего города!). "...вылейте в коктейльный бокал 100 грамм водки, добавьте стопку хорошего армянского коньяку и рюмку абсента. В получившуюся смесь плесните содержимое банки с энергетическим напитком "Adrenalin Rush". Смешайте, но не взбалтывайте. Возьмите бокал в руки. Сделайте глубокий вдох и не менее глубокий выдох. Поехали! Ах да, и не забудьте привязать себя к креслу стальными канатами. Поздно... ...обложитесь журналами "Вокруг света", "За рулем", "Yes!" и "Cosmopolitan". Выписывайте каждую третью букву всех четных слов, начинающихся на "в" и "у". Как только среди набора символов вы обнаружите словосочетание "фазовый модулятор", можно считать, что жизнь прожита не зря. ...откройте замечательную книгу М.А. Шолохова "Тихий Дон". Читайте. Только, чур, честно, не перескакивая через строчки и абзацы. Получите отличную дозу культурного самовоспитания. После того, как к вам явится дух Михаила Александровича в обнимку с Микки Маусом, чтиво можно прекращать. У вас иммунитет к классической литературе? Посмотрите одноименный фильм Бондарчука. Эффект сопоставимый. ...переберите 40 килограмм риса, раскладывая каждую крупинку в отдельную кучку в зависимости от размера, формы и баланса белого цвета. ...подойдите к компании суровых бритоголовых ребят и во весь голос проорите: "Нет антисемитизму!" и "Еврей - друг человека!". Пока бригада скорой помощи будет отскребать вас с асфальта, хотя бы на полчаса почувствуете себя героем и жертвой национализма:" Шутки-шутками, но относиться к YaA серьезно не получается, при всем желании. Причем, это не комплимент, как, скажем, в случае с "Serious Sam". При желании и должном старании из всего этого балагана можно было бы сделать шикарный "мясной" шутер. Не срослось. То ли лень-матушка обуяла разработчиков, то ли опыта не хватило (это первый их серьезный проект). То, что мы имеем в итоге - явно не то, что ожидали охочие до хороших экшенов массы. Теоретически, играть в ЭТО, конечно, можно. Если закрыть глаза на то, что игра по сути безобразная. Штампованный, но забавный сюжетец про очередного подвинутого советского ученого ныне расцвел новыми красками клинического идиотизма. На дворе 50-е годы XX века. Типичный советский мегаполис. Собирательный образ, назовем его, хм: Сталинбург. Патриотические агитплакаты гласят: "Мир, труд, май!" и "Догоним и перегоним!" Наш герой, добропорядочный член партии, по пути с работы попадает под грузовик. Придя в себя, он обнаруживает жуткую картину: по клинике шастают длинноногие демонические медсестры с во-о-от такими глазами и "душевные" пациенты-имбицилы (складывается впечатление, что после аварии нашего безымянного героя привезли в местный дурдом). Сестра, еще укольчик! Можно продолжать. Пробившись на свежий воздух, мы окончательно понимаем - что-то неладное вокруг творится. Все окрестные жители превратились в монстров. Пробиваясь сквозь сотни тварей и собирая многочисленные записки очевидцев, нам предстоит узнать страшную тайну. Хотя, вы, наверное, уже в курсе. Смышленые разработчики в многочисленных интервью и пресс-релизах уже раскрыли всю интригу. Вы же уже знаете, про ученого с большими комплексами, опыты с сознанием населения, про неудавшийся эксперимент...
Классицизм
Пора пропеть под баян песнь "о геймплее". Горланить, правда, особенно нечего. Одна фраза "Это ж DooM!". Самый первый. Хотя сетовать на примитивность игрового процесса - все равно, что доверить любимой жёнушке припарковать новенький "Volkswagen Passat". Или, скажем, поручить женщине обзор шутера. То, бишь, глупо и недальновидно. В обоих случаях результат один - виновато-глупое личико и катастрофа. Есть устоявшееся мнение, что экшен без порции финтифлюшек обречен на забвение. Продажи "DooM 3", "Painkiller" и "Serious Sam 2" кричат о неверности суждения. Все зависит от качества исполнения. Рабочие обезьянки дядюшки Кармака по месяцу моделировали каждый дверной проем в его великом детище, результат вышел, соответствующий усилиям. Есть твердая уверенность, что если бы Digital Spray работала над You are Empty с таким же усердием - проект бы не скатился на задворки жанра. Истина сокрыта за семью замками, но складывается впечатление, что каждый второй трудовой день "работяг" начинался и заканчивался одним и тем же перерывом на кофе. Самый любопытный эффект от знакомства с YaE: уже через пару уровней игра начинает по-настоящему раздражать. Не по-детски, прямо до кровавой пелены перед глазами и пара из ушей. С одной стороны - играть до неприличия легко. Гораздо проще, чем отнять у современного ребенка "Чупа-Чупс". С другой - очень скучно и нудно. Но, даже не смотря на внешнюю простоту, для достижения успехов в игре, активно работать придется сразу обеими руками. Левую кладем на знакомые клавиши WSAD, а свободными пальцами нащупываем кнопки прыжка и приседания. Правой - хватаем манипулятор типа "мышь" и начинаем елозить им по столу, пытаясь загнать в перекрестие прицела мельтешащего монстрика. На кнопки "мышки" у нас записаны действия "огонь" и "альтернативный огонь". Помножьте это на 6 часов чистого игрового времени и час битвы с глюками (о них ниже по тексту). Вот, собственно и все. "У-у-у! Круто! Чумовые перестрелки с дедовской берданкой наперевес!" - подумаете вы и ошибетесь. В игре нет и намека на динамичность. Сценок на движке кот наплакал (те, что есть лучше не видеть). Тотальная линейность убивает. Противники соображают дольше старшего оперуполномоченного после Дня милиции. Стоят на месте, тупо палят мимо. Детский сад. Оружие стандартное: старый газовый ключ, двустволка, наган, автомат и вариации на тему. Немного разнообразия вносит, разве что, электрическая мега-пушка. Уровень сложности влияет лишь на ударопрочность нашего героя и коммунистов-мутантов. Больше про игровой процесс ни слова, ибо сказать попросту нечего. Сейчас небольшой перерыв на сдержанную похвалу. Хочется похлопать по плечу людей, работавших над концептом и оформлением уровней-коридоров. Неплохо. Знакомые плакаты с забавными слоганами, автоматы с газировкой и шкалики со спиртом безотказно восстанавливающие здоровье гражданина страны Советов. Как будто попал в прошлое. Немного карикатурное, но, простите за странное сочетание, чудовищно привлекательное. Вражины удались на славу (спасибо дизайнерам). К уже упомянутым медсестричкам и их пациентам можно приписать суетливого дедульку в ватнике, цыплят-акселератов, размером с небольшого динозавра, пучеглазых сталеваров, нежить в красноармейской шинели и добрый десяток (если не два) других колоритных существ. Если бы подобный юморок мы не видели в "Painkiller", то игра заработала бы минимум на балл больше. Как говорят настоящие знатоки: "Пиво без водки - деньги на ветер". С игрушками так же. Шутер без мультиплеера это страшно. А ведь бесшабашные перестрелки на фоне колоритных пейзажей могли бы здорово продлить жизнь даже такому слабенькому проекту. Жаль, но создатели YaA так не считают. Что ж, флаг им в руки, барабан на шею, паровоз на встречу.
Лик революции
Не красавица, определенно, не красавица. Да еще и жутко неуклюжая. Серость картинки еще можно простить, или списать на "гнетущую атмосферу" (какой естественно нет и в помине). А вот постоянные вылеты в систему оправдать не получается. Причем, после установки патча свидания с "Окнами" не только не прикратились, но и стали регулярнее. Про зависающие в воздухе будильники, бутылки, и автомобили (!!!) я молчу. Давненько мой винчестер не засорял столь жирный кусок глюка (это ты не играл в Gothic 3! - прим. ред.). Даешь стабильность, разработчик! Картинка уже не поражает воображение. Ничего особого - приличные текстурки, скромненькие спецэффекты. Модели - от распоследнего бойца НКВД до летающего электромонтера - чертовски хороши. Полигонов не пожалели, жаль, анимация подвела. Технология motion capture нынче дорогущая, а тут еще повысили цены на газ. Хотя иногда убогость даже забавляет, особенно сцена превращения в монстра деда Макара. "Маску" смотрели? Если бы за компьютерные игры давали "Золотую малину" (выдают за сомнительные заслуги в искусстве) Digital Spray взяли бы все призовые места. Звук... Чтобы такое гадкое сказать. Особо выдумывать не придется. Музыки почти нет. Изредка, проскальзывают недурственные бодренькие мотивы, но бывает это не чаще, чем раз в полтора часа. Да-да, мы знаем, так задумано. Зато редкие диалоги озвучены вполне прилично. Могло быть и лучше, однако на фоне столь печальной картины, как лучи солнца в непогожий день.
Ногами ее, ногами!
Да, к сожалению, все и впрямь НАСТОЛЬКО плохо. Естественная реакция на это непотребство - отвесить люлей. С особой жестокостью. Чтоб живое осталось, но впредь так не шутило. Немногочисленные просветы (стиль, монстры) положения не спасают. Ведь, в первую очередь людям нужна игра, а не куцый суповой набор концепт-арта. Пульс не прощупывается. Пациент мертв. Выносите! P.S. Если после моих пламенных речей вы все же решите заценить You are Empty (хотя бы из любопытства), особое внимание обратите на видеовставки. Настоящий "Арт-Хаус". Стильное видео - самая ценная и вменяемая часть игры