За последние несколько месяцев жанр стратегий в реальном времени обогатился множеством достойных самого пристального внимания проектов. Тут и ParaWorld с ее "вкусными" динозаврами, и масштабная Warhammer 40.000: Dawn of War - Dark Crusade и красивейшая Age of Empires III: WarChiefs. Не забываем о динамичном суперхите Company of Heroes, спорной, но безусловно оригинальной Joint Task Force, звездной эпопее Star Wars: Empire at War - Forces of Corruption, средневековой Stronghold Legends и недавних "зубодробительных хитах" Warhammer: Mark of Chaos и Medieval II: Total War. Осилить одновременно более дюжины RTS физически невозможно. Поэтому и приходится выбирать. И выбор этот фанатам жанра дается отнюдь не легко. Так, юные палеонтологи смотрят в сторону параллельных миров с гигантскими рептилиями, вспоминающие былые битвы "Эпох Империи", отправляются в США и сражаются бок о бок с индейцами, любители фентези и sci-fi обращаются к вселенной Warhammer, а ностальгирующие по армейским денькам переносятся на поле масштабных военных конфликтов. Более серьезно, комплексно, сложно? Пожалуйста...
Первый среди себе подобных
Немецкую игровую индустрию можно любить, а можно и не очень. Слишком уж специфична, колоритна, национальна что ли. Зато со своим лицом, ни за что не спутаешь! Вот и Related Designs вместе с уже успевшими отметится в этом году арийскими компаниями Sunflowers и Aspyr (да, да - ParaWorld) снова вторгаются на рынок RTS. На этот раз с более традиционным, но вылизанным до блеска, цельным и безумно интересным проектом - продолжателем славного, победоносного шествия игры Anno по планете. Которая, между прочим, наряду с Gothic, Settlers и Nations является одной из самых удачных и популярных серий родом из Германии. Первые две части, Anno 1602 и Anno 1503: The New World зарекомендовали себя, как сбалансированные, увлекательные и зрелые экономические стратегии. То есть, в отличие от, скажем, Warhammer: Mark of Chaos, тут уже вторична сама война. Мы имеем дело уже со вторым сиквелом и третей серией соответственно. Да, в процессе разработки название Anno 3 (как выяснилось позже - рабочее) было заменено на более благозвучное Anno 1701 (или 1701 A.D.). Но суть не в этом. Славный продолжатель дела породистых родителей, проект не разочаровал. Наоборот, превзошел все ожидания. Были исправлены решительно все ошибки предшественников, настроен баланс, что-то добавлено, что-то вырезано за ненадобностью, где-то упрощено (массовая поп-культура того требовала), местами подкорректировано. На выходе получили завернутую в красивейшую обертку конфетку. В качестве "одежки", по которой встречают, новый, выразительный трехмерный движок, оказавшийся способным на очень многое. Это правда, что вы можете использовать скриншоты игры в качестве заставок на рабочем столе - ярчайшие краски, дотошное воспроизведение ландшафтов (до самой, даже мельчайшей, детали), доселе невиданная детализация зданий, плавательных судов. Если боевой фрегат (или любой другой объект) должен выглядеть величественно, то именно так оно и будет. Достойна уважения и шейдерная реалистичность водной поверхности (даже лучше, нет, значительно лучше, чем в Age of Empires III: WarChiefs) и правильная анимация. К тому же, все прекрасное по отдельности ничуть не теряет и в цельности. В отличие от того же Caesar IV, разнообразие зданий велико и по этой причине города не выглядят нелепыми нагромождениями клонированных кирпечей. Тут же и погодные эффекты (а облака, какие тут облака), и наглядная жизнь дикой и "социальной" природы. Шутка ли, почти 8 миллионов евро на разработку (видимо, рекорд в жанре)! И, о чудо, камера ведет себя действительно идеально. Интерфейс сказочно дружелюбен, внешне не навязчив и прост в освоении. При этом никаких сумасшедших системных требований. Ближайшие конкуренты, значительно менее прекрасные, без стыда тормозили (или запросто отказывались запускаться) и на более мощных ПК. Anno 1701 же действительно хорошо пойдет на той конфигурации, которая указана в графе "минимальные системные требования". Провожают по уму
В том, что Anno 1701 самая удачная игра серии - сомневаться не приходится. Но является ли она лучшей экономической стратегией последнего времени? Трудно сказать, когда рядом "бродят" такие массивные мастодонты жанра, как Caesar IV и Railroads! Нам, признаться, она понравилось больше. Присутствует какая-то необъяснимая, неосязаемая магия, особый шарм, атмосфера. Это дорогого стоит. Если попытаться уложить суть игры в пару фраз, то получится примерно следующее: прибегая к помощи экономического гения, искусству торговли и умению правильно использовать имеющиеся ресурсы, игрок постепенно должен привести свое поселение (колонию) к процветанию. По сути, как в SimCity, Caesar и десятке других игр сходной тематики. Что делает Anno 1701 захватывающей? Целый ряд факторов. Начало не предвещает ничего грандиозного. Вы оказываетесь на огромной карте, в распоряжении - всего один корабль и малое количество денег. Морское путешествие вскоре приводит к острову, который кажется пригодным для возведения города (впрочем, город - громко сказано; скорее поселок). Строим хижины, рыбацкие домики, склад. Позднее, по накоплению достаточного количества ресурсов, возводим центральное здание и делаем "апгрейд" всего селения. Классическая схема развития в итоге выливается в то, что у вас в подчинении находится уже не пара сотен человек, а целый миллионный мегаполис. С постройкой новых домов, прокладыванием торговых путей и развитием инфраструктуры, проблемы будут расти в геометрической прогрессии. Быть богом трудно. "Эксклюзивного" внимания к себе будет требовать каждый, будь-то член образованный, начитанный педант (всего же ваши жители будут подниматься по 5 ступеням социальной лестницы) или какой-нибудь оборванец-попрошайка. "Построй церковь - жаждем помолиться! Дай нам одежды! Хотим фермы! Требуем портного! Нашим детям нужны школы! Хотим пить пиво!". И так, каждый день, каждую минуту. Чем дальше в лес - тем страшнее волки. С повышением социального статуса жители будут становится все более и более привередливыми. Путей решения проблем великое множество. Вот, к примеру, вы прекрасно живете на своем острове, вас все любят и почитают (хотя, это, конечно, утопия). Неожиданно приходит осознание факта, что, несмотря на то, что продукты питания, на вашей земле произрастают в достаточном количестве, табак почему-то отказывается следовать их примеру. А скверные жители мечтают о хорошей сигаретке за чашечкой баварского пива. Покой нарушен. Есть выбор - покупать товар у других колоний (обычно втридорога) или же попытаться обойтись силами собственного интеллекта. Смело выбираем второй вариант, в срочном порядке строим новый корабль, отплываем в направлении соседнего острова, на котором почва пригодна для нужного вам сорта продуктов. Суть уловили? Вдобавок, чем быстрее вы захватите острова той или иной карты, тем больше у вас шансов, что противник не сможет вперед вас развить мощную колониальную сеть. Но не факт, что враг не решится на создание мощной армии. И тогда...
Будни губернатора
Можно спорить о том, следовало ли включать в Anno 1701 военную составляющую или нет, но данного не изменишь - она есть. Как и ожидалось, в несколько кастрированном виде. Назовем их условно, "солдаты" в основном служат для защиты караванов. И не дай бог врагу удастся перекрыть путь (иди, что еще хуже, уничтожить) вашему судну с запасом нужных жителям одного из ваших городов продуктов. Вам ведь ни к чему восстание. Поэтому, хотите жить спокойно, придется позаботиться о безопасности грузов. А что, непосредственно бои? Исход морской потасовки зависит только от того, у кого больше армия. Все, никаких других категорий не существует. Стратегическое мышление можете повесить у себя на вешалке; не пригодится. Возможность захватывать вражеские суда по неясным причинам отсутствует. Ничуть не лучше на суше. Несмотря на возможность содержать армию, состоящую из разных типов юнитов, битвы просты, практически неконтролируемы и также сходятся на "у кого больше солдат - тот и их и танцует". Вдобавок содержание армии способно хорошенько пошатнуть ваше финансовое положение. Порой непоправимо. Любопытно, что по захвату подавляющего числа островов на карте, игроку будет предложена возможность провозгласить Независимость от страны-покровительницы. Но хватит ли у кого-нибудь терпения дождаться этого (а займет прогресс до этой стадии никак не меньше 10-15 часов) события, под вопросом. Основной режим Anno 1701 - требует огромных затрат времени, полной отдачи. Не можете или не хотите? Добро пожаловать в сценарии. Увлекательные и ценные, как самостоятельные единицы. То требуется сбежать с острова, на котором вот-вот произойдет стихийное бедствие, то непременно нужно остановить распространение чумы. Мультиплеер (увы, но его нам протестировать пока не удалось) и обучающий режим на своих местах. Anno 1701 вообще дружелюбна к новичкам. Первые несколько часов - все просто, сложность увеличивается медленно, подготавливая игрока к тем или иным событиям. Это не SimCity 4; вас не бросят на произвол судьбы в клетку с тиграми. Приятно.
Чтоб тебе
А вот дружелюбный закадровый голос, поначалу услаждающий слух, через, скажем, 10 часов, обязательно начнет раздражать. "Все прекрасно! Идет как надо! Колония процветает!", - говорит он. Точно таким же, добрым, милым, спокойным тоном он скажет: "Произошел переворот! Караван потопил враг! В казне денег нет!". Издевается, не иначе. Этот же голос будет постоянно напоминать вам, сколько времени вы провели за игрой без перерыва (2, 4, 6 часов). Но все это, конечно, мелочи. Anno 1701 - настоящая находка для любителей экономических стратегий, которой, видимо, наряду с The Settlers, SimCity и Caesar суждено стать классикой жанра. Удачный дизайн, увлекательный игровой процесс, чуть ли не самая лучшая в жанре RTS графика (а, возможно, что на сегодняшний день и лучшая) вкупе с глубиной, бездонностью возможностей и разнообразием. Большего нельзя и пожелать. P.S.: Мы вправе ждать дополнения.