Тяжело быть геймером с внушительным стажем - помнить игры двадцатилетней давности, четко осознавать, сколь велико было магическое воздействие тайтлов тех времен на умы сограждан. И в то же время с грустью и обидой наблюдать, как громкие названия, за которыми в свое время выстраивались очереди в магазины, превращаются в ничто, в пшик, в повод для эксплуатации. Уж от кого-кого, а от "доброй" Sega, которая всегда ставила качество вперед количества, ожидать наплевательского отношения к фанатам было невозможно. Увы, времена проходят, корпорации меняются.
Полет звездной фантазии
Началось все с Phantasy Star Online, которая ни к одной из предыдущих игр серии отношения не имеет. Несмотря на наличие в ней offline-режима, не требующего подключения к Интернету, все происходящее далеко от классических игр серии. Вышедшая недавно Phantasy Star Universe, по сути повторяющая PSO, но обладающая гораздо большим набором игровых функций. Как и предшественница, PSU делится на два режима - онлайновый и оффлайновый. В системе Gurhal вокруг звезды обращаются три обитаемые планеты - Parma, Moatoob и Dezoris. Есть еще четвертая, Ryucross, но обитаемой ее назвать сложно, к тому же она появляется в зоне досягаемости всего лишь раз в тысячу лет. Звездную систему обжили четыре расы, две из которых являются искусственными: Humans, Numans, Beasts и CASTs. Практически каждая раса образует свой собственный альянс, милитаристический либо научный. Основная ударная сила людей - Guardians, солдаты без страха и упрека, способные выполнить любую, самую сложную военную операцию. У киборгов-андроидов (CAST) подобную функцию выполняет AMF - Alliance Military Force, только подход у них более рациональный и менее гуманный, что и отличает роботов от людей. Новые люди (Numans), в свою очередь, образуют Communion of Gurhal - религиозный институт, занимающийся помимо прочего политикой и наукой. Вселенная PSU проработана достаточно хорошо, не размазываясь по десяткам планет и сообществ, концентрируясь на резких различиях между расами и объединениями. По сравнению с другими амбициозными jRPG, выглядит не очень выгодно, но ярко выраженные отношения подтверждаются эпизодическими примерами. Так, например, в первом эпизоде андроиды из AMF хотят выжечь зараженный участок планеты, но где-то там потерялся ребенок - сын местного фермера. Главные герои просят отложить бомбардировку, и только после настойчивых уговоров киборги соглашаются. Сюжет протекает в духе японских игровых дизайнеров. В мирно бурлящую жизнь звездной системы врывается нечто злобное под названием SEED. Совсем главный герой по имени Итан со своей младшей сестрой Люмией обитает на борту космической станции, принадлежащей Guardians. Во религиозной церемонии станция подвергается атаке неизвестной формы жизни, которая начинает стремительно расползаться по всем помещениям. В это же время отдельные единицы SEED проникают на обитаемые планеты системы Gurhal и начинается тотальный бардак. В итоге, как несложно догадаться, Итан оказывается ввязан в расследование вторжения SEED по самую макушку. Начинается все с того, что он вступает в Guardians, несмотря на то, что он искренне ненавидит эту организацию - в свое время его отец, работая на Guardians, погиб на задании. Итану выдают саблю и пистолет и отправляют на первую миссию на планету Parma.
Звезды и холодные игрушки
В игре есть несколько видов оружия, но выбирать в основном придется между огнестрельным оружием, холодными лезвиями и чем-то вроде волшебных палочек, стреляющих особой энергией. Некоторые из этих игрушек занимают одну руку, позволяя во второй держать пистолет. Отдельной кнопки для второго оружия нет, но великолепный японский мозг придумал такую вещь: чтобы выстрелить из пистолета, надо зажать одну кнопку, затем нажать кнопку удара первым оружием. Зачем нужны такие навороты - неясно, но играть неудобно даже с джойстика. Выбор оружия внушает доверие и ужас оппонентам: огромные мечи, двуручные и одноручные лезвия (работающие в том числе и в паре), кинжалы, пистолеты, ружья и винтовки. В отличие от PSO, режимы работы оружия не делятся на легкие и мощные, так что никаких лимитов на удары нету. Зато можно прикупить специальных предметов (photon arts), которые улучшают характеристики оружия - например, к винтовке можно присобачить специальную штуку, которая к выстрелу добавляет урон той или иной стихией. Иногда это даже помогает - например, в борьбе с огненными существами очень не помешает урон льдом. Дополнительный бонус - в некоторых случаях выстрел может поджечь врага (если он улучшен огненным photon art), заморозить его (ледяная побрякушка) и так далее. Проблема в том, что каждый такой выстрел тратить энергию, так что особенно не разбежишься. К счастью, энергия имеет тенденцию к самостоятельному восстановлению, к тому же есть специальные предметы, повышающие энергию буквально в одно мгновение. Три игровых класса имеют серьезные различия. Hunter отлично управляется с холодным оружием, Ranger обладает дипломом по стрельбе из любого оружия, а Force умеет использовать самые высокоуровневые техники (аналог магии). Выполняя миссии и получая опыт за убийство монстров, персонаж растет как качественно, так и количественно - при этом выдается доступ к лучшему оружию в этом классе. В любой момент можно поменять класс, но, как известно, мультиклассовая прокачка не доводила до добра еще ни в одной игре. Персонажи разных рас обладают различным набором характеристик, что напрямую влияет на эффективность каждого класса. Вряд ли стоит делать "магом" андроида, у которого запаса технической энергии крайне мало, зато новые люди подходят на роль исполнителя зажигательных техник на все 100%. Забавно, что новые уровни суперприемов растут с частотой их использования, так что и здесь приходится выбирать - либо пользоваться всем понемногу, либо одним приемом, но крайне мощным.
Звездный монстрятник
Противник не отличается особой вычурностью. К счастью, никаких классических крыс и лужиц вы не встретите, зато в полном объеме насладитесь необычным набором - пингвиноподобные инопланетяне, маленькие дракончики, огромные "колтовы" - помесь коров и плезиозавров, а также целый игрушечный набор механических солдатиков и роботов. Все по учебнику. Бой с любым количеством врагов заключается в том, что Итан бегает по кругу, цепляя на себя монстров, в то время как остальные участники группы расстреливают, режут и колют их до самой смерти. Если врагов мало, то можно и самому потыкать сабелькой или пострелять из пистолета. Но следует помнить, что Итан - самая сладкая для врага цель. Почему - неизвестно, но чаще всего нападают на именно него. К счастью, вовремя нанесенный удар (все равно чем) прервет атаку врага, сшибая того с ног. А дальше - хоть ботинками пинай, уже все равно. С боссами, конечно, такая тактика не прокатит. Ни один из пятнадцати мега-врагов не представляет из себя чего-то слишком уж хитрое, но хорошее чувство ритма необходимо в каждом случае. К тому же неуправляемые соратники могут напортачить, и тогда уже надо принимать меры. Различные предметы, разбросанные по всей игре, сберегают нервы и ценную аппаратуру, восстанавливая жизненную и техническую энергию, а также поднимающие соратников из мертвых. Но руки все равно должны расти оттуда, откуда следует. Система нацеливания решает многие проблемы с позиционированием персонажа и монстра. Взяв в цель противника, можно поразить его из оружия с приличного расстояния или же нанести парочку смертоносных ударов вплотную. Быстрой смены целей нету, но достаточно немного повернуться - и прицел уже "висит" на другом оппоненте.
В главных ролях - звезды
Сюжетная часть игры состоит из двенадцати глав, которые замаскированы под телевизионные эпизоды, словно PSU - это телесериал. Каждую из них предваряет одна и та же заставка, а в конце демонстрируют отрывки из следующего эпизода. При этом в игре несколько часов FMV-роликов весьма приличного качества. Анимешная направленность дизайна чувствуется во всем, хотя над графической составляющей не работала какая-нибудь известная студия. Движок довольно скуден по современным меркам, и пространства, ограниченные надписью Loading удручают по своим размерам. Такой подход был бы понятен, если бы Phantasy Star Universe была запланирована только для приставок предыдущего поколения, но ведь она вышла не только на PS2, но и на Xbox360, и на РС. Видимо, портированные игры всегда будет преследовать такая нелегкая судьба. Естественно, это коснулось и сохранения прогресса игры - только в определенных местах. Как правило, перед боссами и между большими кусками уровня, включая подземелья (коих тут аж 20 штук). Неутешительный вывод напрашивается сам собой: оффлайновые приключения весьма однообразны по своей консистенции. Больше всего PSU похожа на Diablo 2 своим ураганным экшеном (увы, не таким "мясистым", как в игре от Blizzard), хорошо проработанной атмосферой и сюжетом. Но при этом наблюдается явная нехватка ролевых элементов, талантов, умений, перков и прочей хардкорной ерундистики. 40 часов однообразного бега по различным ландшафтам выдержат разве что поклонники PSO. Что касается онлайнового компонента - а это ровно то же самое, только на шестерых игроков и за 10 баксов в месяц - то вряд ли он способен увлечь настолько, чтобы платить просто за возможность пробежать с друзьями парочку подземелий, слегка прокачав своих персонажей. SEGA всегда отличалась изумительным потенциалом своих продуктов, но абсолютно никаким маркетингом. Порой прислушиваясь к фанатам, она забывает про конъюнктуру. Уж на что я, в свое время утопавший в Phantasy Star 2/3/4, а все равно с грустью смотрел на то, во что превратили Phantasy Star Online - а затем и Phantasy Star Universe. Совершенно ясно, что несколько тысяч подписчиков не спасут игру, а вымирающий жанр hack'n'slash просто не имеет права рассчитывать на место в классической jRPG. Возможно, успех римейков "старых" Phantasy Star поможет разработчику задуматься - а не пора ли засесть за Phantasy Star V?