Наверное, самое сложное для любого разбирающегося в спорте обозревателя - это каждый год писать рецензии на футбольные менеджеры. Никакого литературного стиля и в помине быть не может. Только "сухое" перечисление фактов: статистика, трансферы, тренировки etc. Мало того, из года в год приходится писать об одном и том же. Можно было бы запевать "плач Ярославны", но, к счастью, это не тот случай. Удивительное дело, но эволюционирующую с огромной медлительностью серию Football Manager ругать как-то не хочется. Скажем больше: по большему счету бранить не за что. За четырнадцать лет проб и ошибок (первая игра серии вышла в 1992 году, если вдруг кто не помнит) Sports Interactive, словно Жан-Батист Гренуй из популярного нынче романа Патрика Зюскинда "Парфюмер", нашла идеальный рецепт всего сеттинга игры. Геймплей, проверенный годами, настолько отточен до идеала, что и придраться не к чему. Реализм столь высок, что просто диву даешься: как пивные крышечки умудряются так походить на реальных прототипов во время матча? Они же двухмерные! Да, нет пределу совершенства. Но Football Manager 2007 так близко подобрался к идеальности, что аж страшно представить, а что будет дальше? Даем наводку: сменить движок не мешало бы.
Колобки На пути к идеалу перед Football Manager 2007 стоит огромная преграда, именуемая движком. Проще говоря, его пора менять. Но постепенно. Просто так сменить моторчик игры не получится. SI сама себя загнала в угол и теперь ей рано или поздно придется оттуда выползать. Проблем много: многолетняя огромнейшая база данных может пострадать при "пересадке" из одного места в другое, времени на данную трансплантацию понадобится много. Помимо этого, стоит учитывать тот факт, что с переходом Football Manager в полное 3D, большинству фанатов серии придется по полной апгрейдить свои доисторические машины (см. системные требования и все поймете). Я уж не говорю о полюбившихся игрокам двухмерных колобках, с которыми придется расстаться. Остается только надеется, что SI наконец-то соберется с силами и пойдет на кардинальные меры. А-то конкуренты не спят: FIFA Manager чуть ли не с самого рождения обзавелась трехмерным движком. Championship Manager вот давеча перешла в пускай убогое и корявое, но все ж таки третье измерение. Ответный ход за детищем SI. Ход, надеемся, намечен на следующий год.
Графики, цифры, столбики
Первое что сразу бросается в глаза (особенно это заметно хардкорным игрокам) - упрощенность игры. В самом начале тренерского пути нам даже предлагают выбрать команду, имя и фамилию своего протеже в специальном донельзя упрощенном меню. Ну а после составления своего виртуального менеджера, все возвращается в прежнее русло. Медлительное исследование настроек тактики и тренировок команды, постоянная ротация состава, поиск новичков, и на закуску - матч! Данная система работает из года в год слаженно, четко, не давая сбоев. Все отточено до блеска - никаких белых пятен. Но несмотря на это, SI все еще продолжает работу над улучшением геймплея. Загибайте пальцы, друзья, усовершенствований довольно много и все они достойны упоминания. В первую очередь подверглась серьезной переработке система разговоров с командой. Теперь вести беседы, как со всей командой, так и отдельным игроком можно когда угодно: перед матчем, в перерыве, или же в конце. Стоит ли говорить, что правильно настроенная команда, не обладая игроками высокого уровня, вполне может потягаться силами с грандами мирового футбола. Думаю, не стоит. Разговоры так же полезны во время трансферов. Скажем, скопил ваш клуб денег, дабы купить хорошего голкипера. Но вот беда! Кипер желает перейти в ваш клуб, но размер оклада труда (проще говоря, зарплата) его не устраивает. Что делать? Повышать уровень зарплаты, тем самым увеличивая расходы клуба, хотя руководство и так не довольно бюджетом? Можно поступить проще. Просто стоит поговорить с зазнавшимся игроком и тогда, возможно, осмыслив, под руководством какого великолепного оратора он сможет играть и каких успехов может добиться, голкипер вовсе захочет работать забесплатно. Обещать при этом можно все что угодно: горы золотые, пиво, "плэйбой" в закуску с девочками, почет, славу и титулы "самых-самых". Набор фраз поражает воображение даже прожженных скептиков. Ругай игрока, хвали, дари ему конструктивную критику. Короче говоря, делай все что хочешь. Естественно, звезды уровня Рональдиньо, скажем, в "Амкар" не пойдут ни под каким предлогом, будь вы хоть Иосифом Джугашвили и Владимиром Ульяновым вместе взятые, даже если предложить ему зарплату в десять раз больше, чем он зарабатывает в "Барселоне". Но сама перспектива стать политруком, ругаться матом как босяк, одеваться как заправский денди, и походить манерами на Валерия Газаева или Дика Адвоката - это ли не мечта каждого футбольного фаната? Вообще говоря, стоит отметить, что роль авторитета тренера и раньше играла в Football Manager далеко не последнюю роль, однако в версии 2007 года она стала чуть ли не первостепенной. Например, если у футболиста есть любимый тренер, под руководством которого ему нравится играть, то при первом же предложении на продажу этого игрока от любимчика-менеджера, игрок начнет собирать вещички, не выслушав, собственно, самого предложения. Временами вообще доходит до абсурда - молодое дарование, которого в своих рядах хотят видеть такие клубы, как <Челси> и <Милан>, может круглый год бегать из одной команды в другую вместе со своим папочкой-неудачником, которого назвать тренером язык не поворачивается. Все же не все белые пятна залатали в SI. Далее у нас по расписанию стоят более детально проработанные профайлы игроков. По сравнению с предыдущим годом изменений минимум, да они и не нужны были вовсе. Перед нашими взорами сразу несколько вкладок с обширнейшей информацией о каждом игроке. Рост, вес, амплуа, соотношения матчей и забитых мячей, любимые клубы и место рождения, физические и моральные кондиции. Список можно продолжать до бесконечности. Заметим лишь, что информацию, скажем так, скомпоновали, и теперь ориентироваться в дремучем лесу стало легче. Кстати, одного взгляда на профайлы хватило, чтобы убедиться, что скиллы всех без исключения футболистов значительно понизили. Привыкаешь ко всему этому с большим трудом. Теперь показатели, к примеру, Анри на уровне показателей средненького игрока из Football Manager 2006. Особенно, к огромному нашему сожалению, досталось Российскому первенству (о котором ниже), не говоря уж о более слабых лигах. А сейчас главный абсурд: если верить разработчикам MLS-лига является главенствующим первенством по футболу в мире. Что впрочем, неудивительно: пристрастие SI к американскому соккеру известно и долгое время вызывает негодование у фанатов серии, ведь баланс от этого страдает очень сильно. В итоге иногда случается еще один абсурд - игроков из США покупают очень часто, в то время как, отечественные игроки обитают лишь в Российской Премьер-лиге. Хотя здесь SI попала в точку - русских кудесников мяча действительно никто не хочет видеть в зарубежных чемпионатах. Однако это отнюдь не заслуга разработчиков - чистая случайность. Ну а на сладкое - видоизмененная колонка новостей. Во-первых, самих вестей со всех фронтов (сообщения от тренеров, прессы, селекционеров) стало в разы больше. Во-вторых, если какая-либо персона хотя бы мельком упомянута в новостях, то возле самой новости появится колонка с данными данного персонажа. Надо сказать, очень полезное нововведение, учитывая, что среди огромного количества схем, графиков и цифр, иногда теряешься и просто-напросто забываешь, где что находится.
Россия, нищая Россия - родина поселков и деревень
Отдельной строкой хотелось бы поведать о Российском первенстве, свое же как-никак, родное. Ни для кого не секрет, что и раньше нас не баловали вниманием к мелочам, но, увы, Football Manager 2007 переплюнул, кажется, все предыдущие части вместе взятые и на миллиметр остановился возле Championship Manager 2007, в котором единственное сходство между Российской Премьер-лигой в игре и реальной жизни - это название. Иными словами все плохо: скиллы, как я уже ранее говорила, столь занижены, что, кажется, будто у нас любительская лига. Более-менее прилично "выглядят" игроки питерского "Зенита" Андрей Аршавин и Александр Кержаков, форварды "Спартака" и "Локомотива" Фернандо Кавенаги и Дмитрий Сычев, а так же полузащитники "ЦСКА" и "Спартака" Даниэль Карвальо и Егор Титов. Остальные годятся разве что чертям на закуску. Ни нормально продать, ни выгнать (контракт обязывает), ни в аренду отправить. Ситуацию осложняет тот факт, что приличные игроки, как и прежде не хотят ехать в Россию, даже попросту тупо зарабатывать, как это делали Манише, Сейтаридис и Коштинья. Вот и получается, что без страшного слова "читерство" не обойтись.
В яблочко!
Многие рецензенты справедливо называют серию Football Manager "пожирателем времени". Тут одно из двух: или игра зацепит вас, или нет. Если все же первое, то все - прощай белый свет на несколько месяцев. До скорой встречи учеба, работа, родные и личная жизнь (мы проверяли). Просидеть за Football Manager 2007 недельку, а потом забросить игру в дальний ящик не получится. Словно наркоман после недельного воздержания от употребления наркоты, хочется снова окунуться в мир графиков и чертежей и привести все-таки свой клуб к чемпионскому титулу. Football Manager как пресловутые Покемоны для японцев - размах мании огромен, избавиться от влияния Пика: простите, творения SI практически невозможно. Либо любовь до гроба, либо ничего. Другого не дано P.S. Маленький сюрпрайз приготовила компания SI для фанатов серии, купивших лицензионную версию Football Manager 2007. В корневом каталоге игры поселились два других проекта SI - NHL Eastside Hockey Manager 2007 (будни тренера хоккейной команды) и Out of the Park Baseball 2006 (на этот раз придется встать у поста бейсбольной командой). Оба менеджера представлены в полном виде (никаких там демо-версий), однако, ограничены временем игры. Дабы играть можно было сколько хочешь, придется раскошелиться. За NHL Eastside Hockey Manager 2007 и Out of the Park Baseball 2006 разработчики просят _29.99 и _39.99 соответственно.