Приветствуем вас, дорогие читатели. Сегодня речь пойдет об очередном творении столь модного нынче, несмотря на всеобъемлющую критику и явный отрицательный оттенок, общества потребления. Ведь ни для кого не секрет, что 90% продуктов, выходящих из под крыла крупнейших издательств, полностью подпадают под эту категорию. Такова жестокая правда жизни, в которой, если и есть место истинному творчеству, самобытному и оригинальному, то его, увы, совсем немного. Так уж устроен человек: требует хлеба, зрелищ, развлечений. Иначе, почему Psychonauts, Beyond Good & Evil и прочие художественно ценные игры довольствуются участи пусть и бесспорно культовых, но никому не нужных и коммерчески провальных произведений. Да потому, что, если бы перед вами стоял выбор, этот самый гениальный Psychonauts или скажем очередной Need for Speed, то, будьте честны перед самими собой, вы бы без раздумий выбрали второе. Раскручено, бренд, 100% качество. Кушайте "чипсы Лейс", господа. Наслаждайтесь.
Праздник каждый год
Родной сериал безумно корпоративной и чудовищно богатой Electronic Arts, Need for Speed - та очень вкусная конфетка "Чупа-Чупс", которой вся играющая братия наслаждается уже на протяжении более 10 лет. Начав свой жизненный цикл в далеком 1994 году на мощной (для своего времени), очень дорогой и провальной приставке 3DO, Need for Speed посетил практически все известные платформы. А именно: PC, PSOne, Sega Saturn, PS2, Game Boy Advance, Xbox, GameCube, PlayStation Portable, Аркадные автоматы (!) и Xbox 360. В будущем ожидается дебют именитой серии на PlayStation 3 и Nintendo Wii. Таким образом, лишившись какой-либо платформенной ограниченности, став наверное самым прибыльным в истории проектом "про машинки", сериал NFS оброс огромной многонациональной толпой преданных поклонников, которые с нетерпением ждут все новых и новых продолжений. Как и в случае со своими спортивными френчайзами, EA не подводит, ежегодно (начиная со второй части, которая появилась через три года после оригинала) выпуская все новые и новые серии. Да, конечно, не всегда все было гладко. История Need for Speed омрачена и некоторыми спорными поделками. Которые, к нашему удовольствию, немногочисленны. И сегодня, когда золотая формула создания сиквелей найдена, мы вправе ожидать ежегодного праздника; преимущественно осеннего. Итак, Need for Speed: Carbon - пятнадцатая игра трех заветных слов в названии. Ну или, если не быть такими мелочными, полноценная десятая часть. Квинтэссенция всего самого лучшего? Самая технологически продвинутая гонка на PC? Нет, конечно! Но - это та игра, в которую вы будете играть недели две-три по четыре-пять часов в день. А, возможно, забудете о сне и проведете в мире сумасшедших скоростей пару-тройку ночей. Если только не выбросите в мусорное ведро диск , выяснив чрезвычайно любопытный факт: на максимальных настройках Carbon безбожно тормозит на вашем "пентиуме" в 3 с лишним гигагерца, 1 гигабайте оперативной памяти и видеокарте объемом 256 мегабайт. При этом визуально практически не отличаясь от своего прошлогоднего предшественника, Most Wanted. Магия, одним словом. А точнее глубокая черная дырка в голове у кого-то.
За правое дело!
Пару лет назад кто-то в Electronic Arts сошел с ума и решил, что Need for Speed нужен сюжет. Концептуальные наброски Undeground 2 в итоге переросли в безвкусные видеоролики с использованием актеров даже не B и не C классов, откровенно тупой сценарий и мерзкую режиссуру в Most Wanted. Пафосные пацаны на дорогих автомобилях, их же девушки (прекрасные, да?) и отмороженная философия. Но жизненно. Игра об отморозках с улицы, которые носятся, сломя голову, на своих 8-ках с прямоточным выхлопом (напоминающем характерный звук расстройства желудка) по улицам населенных пунктов. Только 8-ки в данном случае для пристойности поменяли на "Кайман" и "Корвет". Непристойностей же ищите в Lada Racing... В любом случае, NFS всегда прекрасно обходилась без сюжета и, наверное, смогла бы обойтись без него и в будущем. Нельзя не признать, что сценарий Need for Speed: Carbon обрел хоть какую-то осмысленность и видео-ролики теперь хотя бы можно смотреть без содрогания. А кто-то, несчастный, возможно даже проникнется и будет с упоением следить за перипетиями "мощного" сценария. Итак, вы гонщик. Уличный. На той самой тюнингованной по самое не хочу BMW (и это диагноз). Которой вас, как и в прошлый раз, сразу же лишат. Но в отличие от Most Wanted (плохой парень - забрал авто - надо отвоевать свое добро), Carbon это детективная история. С захватом территорий (о, господи, привет тебе дорогой CJ и солнечный Лос Сантос), украденными деньгами и обязательными "вас подставили". Знакомые лица? Зачем набирать актерский (условно) состав заново. Парни также очень модные, все также переигрывают, все также слишком много пафоса, все также диалоги бессмысленны и глупы. Но! Тут есть Эммануэль Вогье, которая хоть и выглядит как клон Пенелопы Круз, бесспорно симпатична (в отличие от девушки в серой тряпке, которую вы будете лицезреть перед каждым заездом). И доставит массу удовольствия ценителям женской красоты своим присутствием на экране. Хотя, конечно, она достойна большего, чем пары фраз и бессмысленного хлопания глазами. Да, не знаем плакать тут или смеяться, FMV роликов в Carbon ну уж очень много.
Гости из прошлого и будущего
Имеем все самое лучшее из Undeground'а и Most Wanted'а с добавлением некоторых интересных элементов. Взятая из "песочницы" свобода передвижения, огромный город, поделенный на 4 зоны, магазины, гаражи, полиция и трафик. Игрок вправе всячески развлекаться. Хотя выбор невелик: уходить от погони, сеять панику, разрушая некоторые элементы ландшафта, ввязываться в "быстрые" уличные гонки. То есть, практически то же самое, что и в прошлом году. Впрочем, пейзаж изменился. Отныне, как и в Undeground, кататься предстоит только ночью. Дневного света, полей, лесов, заката или рассвета в Carbon нет. Только вечная ночь и мрачный (порой депрессивный) город с неоновыми вывесками, ненавязчивым advertising и богатой скалистой местностью. Технически почти то же, что и Most Wanted (но спецэффектов много, очень много). Разве что цветовая палитра иная. Что лучше? Зависит от ваших предпочтений. Модели автомобилей симпатичны - да, мир в меру красив, хотя от него и веет холодом. Сам собой напрашивается вопрос, почему так возросли системные требования!? Многие будут шокированы, но геймплей Carbon отличается от всех других частей сериала. Нет, конечно, это не симулятор, а аркада. Машины, хотя и слегка мнутся (или, скорее, царапаются), никакого ремонта не требуют и восстанавливаются сами. Легкий штрих: разработчики добавили в Need for Speed разделение автомобилей на классы (exotic, tuners, muscle cars) и градации (в количестве трех, от относительно маломощных до истинных зверей дорог). Наибольший интерес вызывают так называемые muscle cars и суперкары. Muscle Cars - это безумно мощные (с многолитровыми двигателями), старые, квадратные американские автомобили, вроде Шевроле Камаро и Форда Мустанга. Попробуйте сначала покататься на какой-нибудь среднестатической Мазде, а уже затем пересесть на творение буржуазной автопромышленности 70-х. За бешенную динамику разгона и высокие предельные скорости придется заплатить управляемостью. Да, они действительно ездят так, как и выглядят. Впервые в истории Need for Speed нам дают возможность взять на себя управление корытом. Или, пример более наглядный: контролировать "Мускулистый" авто в Carbon - все равно, что играть в Colin McRae Rally. И это, господа, самое значительное нововведение в сериале со времен NFS Underground. Да, конечно, Undeground 2 пыталась внедрить класс SUV. Но, как мы помним, безуспешно. Суперкары, ценою в несколько сотен тысяч долларов, не настолько оригинальны. Просто очень быстрые, мощные и красивые автомобили. И, конечно, мы не могли не заметить весьма навязчивой рекламы Audi R8, нового спортивного автомобиля, построенного на платформе Lamborghini, запускаемого Audi в самое ближайшее время. Не спорим, настоящее произведение искусства: Но в таком количестве!? Общее количество автомобилей переваливает через цифру 40. Немного, но зато разнообразно.
Из грязи в князи
Большую часть времени проводим в сюжетном режиме карьеры. Следим за тем, как главный герой поднимается с самых низов на самый верх. Происходит это по средствам захвата территорий, поделенных между враждебными группировками стрит-рейсеров. Каждый район состоит из определенного количества зон и гонок. Победите во всех и вам бросит вызов главарь. После чего вы станете полноправным хозяином того или иного отрезка суши. Аналогично GTA, враги не оставят вас в покое, и то и дело будут посягать на ваши территории. Долг - защищать их, побеждая в заездах. Очень простых и, к сожалению, однообразных. Битвы с боссами отличны от стандартных, рутинных гонок. Во-первых, происходят на скалистой местности карбонового каньона. Во-вторых, поделены на два этапа. Сначала вы пытаетесь догнать противника: чем ближе к нему находитесь на протяжении всего круга, тем больше очков накапливаете. Затем все происходит с точностью да наоборот. Отныне вам следует попытаться уйти от преследования. Чем ближе враг к вам, тем быстрее накопленные очки убывают. Иссякнут совсем - вы проиграли. Нет - победа. Вдобавок категорически воспрещается падать в пропасть. Новая фича - мгновенная смерть и неминуемый рестарт. Признаться, не слишком увлекательно. Впрочем, надоесть не успеет. Боссов то всего четверо - по одному на каждый район города. В остальном, стандартные: спринт, гонка на время (checkpoint), speedtrap (требуется набрать наибольшую суммарную скорость) и дрифтинг. Видимо, сказалась популярность "Токийского Дрифта". Заносы вернулись, заменив прошлогодний драг. Оправдано? Несомненно. Физический движок отличный. Хотя, конечно, не для всех. А для кого-то так и вовсе превратиться в настоящую каторгу. Некоторые дрифт-этапы приходится переигрывать десять-пятнадцать раз. Лучший результат достигается сочетанием быстрой скорости, долгими "чистыми" заносами, отсутствием столкновений. Звучит просто. Но это только звучит. EA ввели в NFS категорию команды. Не знаем, приживется ли она и будет ли в следующих сериях. Но в Carbon вы не одиноки и можете содержать бригаду из трех человек (всего же, по сценарию, их шестеро). Итак, товарищи-гонщики делятся на три класса: drafter'ы, scout'ы и blocker'ы. Первые вовсе бесполезны. Вторые предназначены для открытия коротких путей на трассе. Третьи - самые полезные - всячески мешают оппонентам прийти к финишу первыми. Вдобавок коллеги дают бонусы, вроде увеличенного времени действия нитро или прибавке к заработанным деньгам. Кроме того, они могут принести вам победу лично. То есть, не важно приедете ли вы первым или шестым. Если лидером стал автомобиль вашего клана, победа у вас в кармане. Проблема в том, что во время заезда они порой не только не помогают, но и мешаются под колесами, блокируют дорогу, не дают проехать. И, главное, постоянно пытаются поддерживать глупую беседу. Положа руку на сердце: вполне можно было обойтись и без них.
Кто тут самый быстрый
Побеждая в гонках, вы будете зарабатывать деньги, открывать доступ к новым деталям (как для внешнего, так и для внутреннего тюнинга). Покупка автомобилей происходит в специализированном автосервисе. Апгрейдить же железного коня придется в собственном гараже. Набор вполне стандартный: двигатель, тормоза, шины, сцепление, подвеска, спойлера, бампера, обвесы... Появилась возможность внешней автоматической конструкции (AutoSculpt) авто. Результаты порой весьма любопытные. А в целом Need for Speed: Carbon - это именно то, чего мы ожидали. Качественная, крепко сбитая, не лишенная нововведений, аркадная гонка. Чуть ли не лучшая игра жанра (на PC, так и вовсе лучшая; на консолях пальму первенства мы скорее отдадим Burnout). Всем поклонникам сериала и автомобилей настоятельно рекомендуется. Увлекательный режим карьеры (12-14 часов), дополнительные миссии, мультиплеер, хороший набор автомобилей, великолепный саундтрек (лучший со времен первого Undeground'а), идеальный интерфейс. Все на своих положенных, законных местах. То есть, это, конечно, не революция, но игра очень крепкая и в меру глубокая. Впрочем, как и все Need for Speed за последние несколько лет.