Вот, будьте добры, скажите, какое событие было самым значительным в игровой индустрии образца 2005 года? Ну да, мы полностью согласны - анонс консолей нового поколения и, конечно же, выход мощнейшего Xbox 360 . Ну а кроме того? Более локально - в рамках отдельно взятой платформы PC? Тут-то мнения и расходятся. Любители стратегий кричат о безумно привлекательной Age of Empires III. Доморощенные гонщики с наклейками "Спарко" на лобовом стекле машут руками с коробками от Need for Speed: Most Wanted. Что, Guild Wars или Knights of the Old Republic II? Но ведь все это, на самом-то деле, мы уже видели и не раз проходили. Сиквелы! Да невероятно удачные, качественные, популярные. И все-таки, без каких-либо колебаний, однозначную пальму первенства мы отдаем шутеру от первого лица F.E.A.R.
Потому что умеет пугать
Причин на то великое множество. Начать хотя бы с того, что это лучшее что случилось в FPS жанре со времен Half-Life 2. Кроме того, F.E.A.R. до сих пор чуть ли не самая технологически продвинутая игра на PC. Признайтесь, ведь именно ради нее вы и сделали апгрейд (хотя, играть на максимальных настройках без тормозов не смогли даже потратив пару-тройку сотен зеленых)! Увлекательный сюжет, невероятная физика, эстетская работа с освещением, реалистичность невиданного размаха. Ощущение ни с чем несравнимое: ночь, одинокая комната, хорошие наушники: Вы идете по темному коридору, то тут то там появляются призраки, сумасшествие, депрессия, первобытный ужас. Постоянное напряжение. И не только благодаря гениальным дизайнерским решениям, но и во многом за счет высокого интеллекта врагов. Оригинально? Ничуть. F.E.A.R. - это сплошные заимствования. Из культового Resident Evil - страх неожиданности; художественного Silent Hill'а - клаустрофобия, общая шизофрения; японского "Звонка" - а, откуда, вы думали, здесь эти длинноволосые девушки не самой первой свежести; "Шестого Чувства" - они рядом; Doom'а - кровища, много кровищи, везде кровища; Half-Life 2 - доктор, вылечите меня! И это, господа, прекрасно. Потому что переросло не во что-нибудь, а в качество. Где-то слышали то, где-то пробовали это, но в целом такого не видели никогда! Вдобавок к столь мощному синглу, а это большая редкость, неожиданно потрясающий многопользовательский режим. Да, у F.E.A.R. были некоторые проблемы (то же отсутствие баланса вооружения), но в целом и этого нельзя не признать - блестяще! Известно, что сиквел в таких случаях неизбежен. И мы знали об этом буквально уже в тот день, когда только запустили оригинальную игру и прошли первую миссию. А после финальных титров поняли одно - решительно мало; хочется еще. С тех пор много воды утекло; в финансовые и корпоративные перипетии Vivendi, Monolith и сами знаете кого мы вникать не станем. Важно лишь то, что над дополнением работала не опытная в этом жанре и бесспорно талантливая студия Monolith, а TimeGate Studios. Отличившаяся до этого неплохой серией стратегических игр Kohan и Axis & Allies. Нет, нет, работа велась под пристальным присмотром "отцов" конечно. Но все же до последнего момента такой неоднозначный выбор держал нас в С.Т.Р.А.Х.е. Что же в итоге? Обязательная, но к счастью кратковременная задержка релиза. И вот коробка с F.E.A.R. Extraction Point уже у вас дома. К слову для запуска требуется установленная полная версия оригинального F.E.A.R. и, напоминаем, мощный PC.
Стрельба по клонам
F.E.A.R. - First Encounter Assault Recon, секретное подразделение, созданное для борьбы с различными проявлениями паранормальной энергии. То есть кровососы, призраки, апокалипсис - серые будни "охотника за привидениями". Вполне мог получиться комический эпик. Но, как ты помнишь, Monolith пошла другим путем, создав полотно безумной мрачности. Суперсолдаты клоны, их бешенный командир-телепат, вампир и просто редиска. Happy End? Какой там: Враг ваш, симпатяга Фэттел жив. Точнее мертв. Но при этом живее всех живых. "You killed me. I didn't like that", - говорит он в величественной церкви. И оставляет вас наедине с нашей давней приятельницей. Помним, что оригинал, хотя и не отличался разнообразием миссий (найди, убей, встреться), сценарий имел весьма продвинутый. Невозможно было остановиться, вам хотелось узнать, а что будет дальше, вон за той дверью, за этим углом. К тому же, так называемые сайд-истории вносили разнообразия в стволовую сюжетную линию. К сожалению, а может быть, к счастью, мы так ничего и не поняли. Примерно, как в том же Silent Hill, только еще запутаннее. И мы вправе были ожидать, что в Extraction Point свет прольется на темные пятна, и хоть какая-то доля истины наконец-то откроется. Нет. Сюжета нет. То есть он, конечно, присутствует. Только в очень урезанном виде. Вроде бы и все ключевые герои на месте. Будь то Фэттел, "сестра Садако" Альма, Джин Сун-Квон или Холидей. Удивительно, но сценаристы зайдут так далеко, что (без лишних спойлеров) в конце нормальных живых людей практически не останется. Загвоздка в том, что разговоров и роликов тут ну от силы минут на 15-20, не больше. Ясно, что в это время большую смысловую нагрузку не вместишь. Поэтому и имеем, два коротких (!) зрелищных ролика на движке (есть еще - но они отвратительны), обрывки диалогов и с десяток фраз на автоответчиках. Иногда кажется, что вот-вот Альма и Феттел сообщат вам что-то важное. Но, увы, этого не происходит. Неожиданный финал ясности в происходящее тем более не вносит. Тут остается только уповать на милость издателя и надеется на благо F.E.A.R.2.
Сон в летнюю ночь
В F.E.A.R.: Extraction Point представлено шесть уровней, именуемых в нашем случае интервалами. И этого, господа, явно недостаточно. Точнее до безобразия мало. Даже на самом высоком уровне сложности (мы же советуем - ставить галочку на moderate), прохождение займет у вас не более 5-6 часов. Что уж говорить о легком, когда игра буквально пролетается максимум за 3 часа. Впрочем, заслуга TimeGate, этапы отличаются весьма недурственным дизайном, динамичны и в целом интересны. Местами даже лучше, чем в оригинале! Увеличилась доля обширных открытых пространств, на которых происходят перестрелки с участием более 20 солдат. Да, Extraction Point местами настолько сложна. Да, вам действительно в одиночку придется разом справиться с двумя десятками суперсолдат. Переиграть один и тот же момент раз 10-15? Весьма познавательно и не лишено своеобразного шарма. Вам обязательно запомнится весь уровень в метро. И, конечно же, сцена в подземном гараже. Гигантские роботы в узких коридорчиках, переворачивающие автомобили, стреляющие в вас ракетами. Невыносимая правда солдатского бытия. Наконец, последние интервалы дадут возможность "передохнуть" пальцам. Зато устанет ваш мозг: наблюдать за сценами, как будто прямиком из мозга шизофреника, насладиться присутствием призраков, встретиться с дорогими нашими девушками, через стекло взглянуть на медсестру родом из Silent Hill и попытаться от всего этого не сойти с ума. Ну и, наконец, посмотреть финальный ролик длиною в пару секунд и разочароваться: Почему? И не только потому, что мало. Потому что как-то оборвано и нелепо. Тут почти нет сцен, которые не стыдно записать и потом показывать товарищам. Такой же и конец. Зацепила разве что кровавая, жестокая сцена гибели товарища где-то посередине. Да, не спорим, битвы с врагами порой требуют от игрока высокого уровня мастерства и способны доставить массу удовольствия. Но их немного. Вдобавок, (не берем во внимание открытые пространства) если перед человеком, ни разу не игравшим в F.E.A.R., поставить два монитора, на одном из которых будет запущена оригинальная F.E.A.R., а на другом Extraction Point, он вряд ли определит, что это две разные игры. Пейзажи те же (за исключением восточного ландшафта и больницы). Темные коридоры, квадратные комнаты, офисы, парковки, вентиляционные шахты и, гвоздь программы (повторной), залитые кровью помещения. Красной жидкости слишком много. Порой до нелепости. Главный герой падает с высоты и обнаруживает себя в такой луже крови, которая пришлась бы впору разрубленному на куски мамонту. А нам, видимо, хотели пояснить, насколько серьезно следует отнестись к произошедшему. О скелетах, кусках мяса, оторванных ногах, руках и мучительной гибели врагов, вы уже наслышаны и наверняка все это щупали собственными руками. Ситуация с вооружением оригинального F.E.A.R. повторяется. Пользоваться вы будете в основном автоматами. Видимо, у разработчиков была какая-то особая любовь к 2-3 орудиям. К ним и патронов много и убойная мощь велика. Остальные, видимо, для красоты и галочки. Впрочем, к и без того не маленькому арсеналу, добавились новые экземпляры. Всяческого уважения заслуживает миниган. Это та самая ультимативно-деструктивная штука, которая способна в считанные секунды уложить любого, даже самого крупного и страшного врага. Зажмите гашетку и вскоре шестиствольный друг решит все ваши проблемы. Второе - лазерное оружие. Назначение - аккуратно нарезать врагов на геометрически правильные фигурки. Игрок также может расставлять по уровню собственные автономные мини-пулеметы. Служат не только как средство тихого и бескровного убийства недругов, так и как способ отвлечь противника в нужный для вас момент. Только не стоит забывать, что враги также не лишены всех новых благ цивилизации. Штурмовик с миниганом - терминатор местного масштаба.
Красочная серость
К уже привычным типам врагов добавились полупрозрачные призраки с того света. Их практически не видно и они чрезвычайно быстро передвигаются. Но самое неприятное, что их сила еще и в количестве. То есть атаковать вас эти твари будут целыми стаями. И это хорошо, ибо вносит какое-то разнообразие в уже налаженную тактику битв оригинального F.E.A.R. Остальные новички вроде солдат с щитами, тяжелой артиллерии роботов и вооруженных миниганами здоровяков убиваются также, как и все остальные члены армии клонов. Старые знакомые в полном составе. Только за ненадобностью и особой неприязнью со стороны игроков были удалены мерзкие летающие железяки. Искусственный интеллект на высоте. Противники переговариваются друг с другом, строят баррикады, убегают, когда чувствуют ваше превосходство, запросто могут окружить, подстроить ловушку. Жаль только, что и к такому "осмысленному" поведению вскоре привыкаешь. И, если оригинальный F.E.A.R. уже пройден, ничего решительно нового для себя в Extraction Point вы, увы, не найдете. Геймплей по сути идентичен. Графика, как уже было сказано выше, вне конкуренции. Это одна из самых красивых PC-игр на сегодняшний день. Точнее не красивых, а технически совершенных. Красота - это закаты Oblivion'а и океан Just Cause. F.E.A.R. берет другим. Реалистичной анимацией, игрой света и тени, эффектом Slo-Mo (привет "Матрице", "Максу Пейну" и Джону Ву), эстетикой стрельбы и смерти. Поразившие нас в прошлом году деформирующиеся ландшафты продолжают поражать нас и сегодня. Спецэффекты, полет пуль в замедленном режиме, "живой" огонь. Только приготовьтесь к тому, что Extraction Point еще более капризна по отношению к конфигурации вашего PC. Отсутствие торможения в оригинале вовсе не гарантирует безупречной работы дополнения. Уж таковы особенности программного кода, который из года в год только набирает вес (об этом удивительном свойстве компьютерных программ в ближайшее время мы скорее всего сделаем отдельный материал). И все же в целом Extraction Point разочаровала. Главный недостаток, и вы, будьте уверены с этим согласитесь, малая продолжительность. Отсутствие внятной сюжетной линии и нежелание разработчиков отвечать хоть на какие-то вопросы также не добавляет игре привлекательности. Наконец, нам бы хотелось большего разнообразия и чуточку концептуальных нововведений. Миниган, призраки - это хорошо, но явно недостаточно. К тому же, игравшим в оригинал, Extraction Point покажется совершенно не страшной прогулкой. Альма, Фэттел, видения, гробовая музыка (пусть и потрясающая) - мы уже привыкли. И немножко от этого устали: Хотя, конечно, сцена в так называемом психиатрическом чистилище заставит учащенно биться сердце и может даже нарушить ваш сон. А так, да, качественное дополнение. Поклонникам F.E.A.R. и сочувствующим обязательно понравится. На них собственно и рассчитано - праздно шатающие зеваки тут вряд ли что-то поймут. Начинаем ждать полноценный сиквел.
1012 Прочтений • [F.E.A.R.: Extraction Point - Больше С.Т.Р.А.Х.а] [28.05.2012] [Комментариев: 0]