Произойдут передряги, погони, драки:В итоге кое-кто не соберет костей.И островок, что мог бы стать курортом,Объектом станет дьявольских страстейм/ф "Остров Сокровищ"
Жевать! Не переживать!
Ужасное слово "франчайз", проплывающее по игроиндустрии медленно и неотступно, словно древний кракен из глубин Марианской впадины, пожирает все подряд. Лишь недавно употребив фильм двадцатилетней выдержки - Scarface, он продолжает выбрасывать на поверхность новые полузабытые имена. Фильм "Челюсти", ставший настоящим прорывом Стивена Спилберга в центровую тусовку Голливуда, не избежал этой пищеварительной участи. Повсеместный франчайзинг проглотил, пережевал и выплюнул в народ нечто под названием Jaws Unleashed - симулятор оголодавшей акулы-убийцы.
Сжимая зубы
Фильм Jaws первым собрал более 100 миллиона долларов для своих хозяев. Помимо этого он получил три "Оскара" (лучшая музыка, звук и режиссер) и девять других наград, стал первым кинофильмом, получившим звание блокбастера, и, наконец, вошел в топ-100 популярных фильмов. Увы, в 1975 году игровая индустрия еще не была так развита, как в наши дни, поэтому со вполне ожидаемой игроизацией пришлось повременить. Первой ласточкой стала Jaws для приставки Nintendo Entertainment System, затем вышла мультиплатформенная Jaws: The Computer Game. Правда, оба проекта предлагали точку зрения охотников за акулами, позволяя игроку охотиться на бедную рыбку только потому, что ее врожденные инстинкты и поврежденная психика заставляют акулу питаться человечиной. И вот, двадцать лет спустя, справедливость решила восторжествовать. Разработчики не стали сильно мудрить, поэтому сюжет базируется на том, что через тридцать лет после событий Jaws очередной представитель семейки акул-людоедов приперся к питательной кормушке Amity Island. По берегу гуляет поджаристая человечина, в местном аквариуме плавает деликатесная фауна, а военно-морские силы и в ус не дуют, дозволяя акуле резвиться в свое удовольствие. Одновременно с появлением "Челюстей" в Эмити прибывает некая корпорация, у которой есть свои планы относительно застройки курортного городка, что очень не нравится нашему жаберному протагонисту. Акулы - за экологию! На самом деле разработчик планировал совсем другую игру - Sole Predator, и дату выхода - 2003 год. Однако издатель подсуетился в аккурат к двадцатилетию фильма (2005 год), чтобы заграбастать лицензию, накрыть ею Sole Predator, обозвав игру Jaws Unleashed, и выпустить ее совместно с DVD-переизданием Jaws, понапихав туда роликов из фильма и забавных фактов прямиком с IMDB. Однако в сроки уложиться не удалось, и даже на приставках - где мультиплатформенные проекты традиционно появляются раньше, чем на PC - она вышла лишь в начале этого года. А полгода спустя - и на наших с вами мониторах. Логично было бы предположить, что за полгода разработчики подправили баланс, подкрутили графику, интерфейс настроили. Однако ж, нет. Чем все это время занималась команда Ascaron - никому неизвестно, но от своих приставочных собратьев Jaws Unleashed не отличается практически ничем, включая самое неудобное управление за всю историю игровой индустрии.
Архипелаг смерти
При взгляде на Jaws создается ощущение, что авторы попытались доплюнуть и переплюнуть отца всех подводно-животных симуляторов Ecco the Dolphin. Только здесь нужно не мир спасать, а голодную акулу от вымирания, а заодно и весь человеческий мир от недоумков и вырожденцев. Происходит это так: подплываем к ничего не подозревающему пловцу, жмем кнопку "Кусать". Акула с полуофициальным прозвищем Брюс разевает пасть и сжимает челюсть на неудачнике. Затем можно либо разорвать человека на куски, каждый из которых можно схватить и прожевать отдельно, либо отпустить. Все люди без исключения настолько забавно вопят, что гоняться за ними можно часами. Но не нужно - надоедает очень быстро. К тому же водолазы, вооруженные гарпунами, представляют собой определенную опасность. Помимо этого в недружелюбных водах архипелага Эмити плавают лодки и катера с вооруженной охраной. Утлые деревянные лодчонки и резиновые плоты разбиваются твердолобой атакой, после чего их экипаж медленно погружается в воду, размахивая руками (ням-ням, деликатес!), забыв про свои дурацкие автоматы. Встречаются под водой и более серьезные противники - водолазы, запертые в металлической клетке (она так и называется - "ловушка для акулы") и поплевывающие в акулу из гарпунов. Впрочем, это ненадолго - клетка разбивается в два-три удара хвостом, после чего экзекуция повторяется. Местный животный мир, представленный хищными дельфинами (кто бы мог подумать?) и кусачими рыбками, является и проблемой, и пищей одновременно. Судьба их незавидна: разворот и укус или просто отмашка хвостом, чтобы ррраз - и нету надоедливой камбалы.
Зубодробительные челюсти
Ничем неукротимое желание разработчиков следовать точно в ногу со временем вылилось в неплохой, многообещающий экшен с ролевыми элементами. Отблески славы Grand Theft Auto добрались даже до океанского дна, поэтому после прохождения вступления игрок оказывается в открытом море и прибрежной к Эмити акватории. Тут и там разбросаны бакены, символизирующие дополнительные миссии и соревнования, а также возможность переиграть какой-либо из предыдущих сюжетных уровней или продолжить движение по сторилайну. Естественно, плавают и одинокие водолазы, рыбаки и другой потенциальный корм. Практически все, что шевелится, издает звуки и весит не больше центнера, может быть уничтожено. Единственное препятствие - стальные монстры океанской поверхности, которые никаким лбом не прошибешь. К счастью, не по Дарвину развитый Брюс умеет осторожно хватать зубами взрывоопасные бочки, глубинные бомбы и даже ржавые торпеды с затонувшей подлодки - с той целью, чтобы запустить взрывчатку в железного недруга. Посыпавшихся с тонущего катера людей можно со смаком употребить в пищу.
Подводные камни
И всем была бы Jaws Unleashed хороша, если бы не два момента. Первый и самый главный - камера. Она предлагает целых три варианта обзора, включая вид от первого лица. Но ни один из них - вообще ни один! - не дает той картины, которая необходима для такого быстрого и жесткого экшена. Вид от первого лица не позволяет определить, с какой стороны тебя кусает кровожадный дельфин или откуда стреляет подлый водолаз, остальные режимы тоже не фонтанируют. В итоге приходится постоянно вертеться вокруг себя, чтобы сориентироваться на местности, ведь при "восьми степенях свободы" не спасет даже самый точный радар - он, кстати, тоже есть в игре. Вторая беда - интерфейс. Играть на стандартом джойстике с двумя рукоятками невозможно в принципе. Jaws Unleashed требует довольно точного наведения курсора на жертву, и даже автоматический выбор и переключение целей не спасают. Играть с клавиатуры и мышки еще можно, но к функциям клавиш еще придется привыкнуть. Приятное удивление вызвала возможность назначать действия на боковые кнопки мыши, что даже в самых современных играх встречается в трети случаев. А чтобы разорвать врага на части, мотая его тушку в челюстях, необходимо быстро двигать мышкой во все стороны, имитируя головотрясение. Увы, в остальном интерфейс фактически погубил игру. А вот графика, пожалуй, не подвела. Приличный по нынешним меркам трехмерный движок класса B, быстрый и приятный глазу. Визуальные эффекты не хватают морских звезд с небес, но и не раздражают. Видимо, GTA столь сильно повлияла на разработчиков, что они сумели впихивать большие открытые пространства - пожалуй, вся акватория Эмити наберет свою сотню квадратных километров, без дополнительной подзагрузки. Отлично срежиссированные сцены достойны руки Стивена Спилберга тридцатилетней давности. Ролики на движке - единственное место в игре, где камера работает на все сто процентов. Побег из огромного аквапарка - это просто сказка для взрослых с фантастическим уклоном, а сцену битвы с косаткой не портит даже отсталый интерфейс, настолько она пропитана адреналином и свежей кровью. Остатки саундтрека Джона Уильямса только добавляют специй, хотя и не являются критичными для получения сомнительного удовольствия от игры. В целом на Jaws Unleashed можно даже не смотреть. Чуть ли не единственный представитель "симулятора морского чудовища" для РС, он испорчен напрочь неудобной камерой и навороченным интерфейсом. Вердикт суров и прост: разработчиков пустить на корм акулам.