Undercover: Operation Wintersun - Немецкий поп-арт
Немецкий поп-арт
Слышите? Это, друзья, фанфары и фейерверк, просто праздник какой-то! Нужен повод? Так он есть! Даже целых два! Во-первых, перед вашими взорами, между прочим, эксклюзив: в российском игрожуре на момент написания этих строк нет ни одной рецензии на Undercover: Operation Wintersonne. Скажем более: расторопные западные журналисты тоже не сочинили ни одного обзора, посвященного этому любопытному проекту. Расторопными оказались лишь как всегда пунктуальные немцы с сайта Adventure Corner. Но им, разумеется легче - Undercover как-никак дело рук немецких девелоперов. Ну а второй повод, собственно, касается самой игры. Вы можете на вскидку вспомнить хоть один качественный детективный квест, вышедший в последнее время? Стоит признать, если жанр и умер, как утверждают многочисленные пессимисты (хотя мы с этим можем поспорить), то детективные квесты пока находятся в состоянии затяжной комы. Кроме "девичьей" Nancy Drew, новые части которой выходят с потрясающей скоростью (на официальном форуме игросериала пользуется большой популярностью шутка, мол, создатели "Нэнси" делают свои игры на том же станке, что и Electronic Arts) и игрофильма про Шерлока Холмса больше-то ничего более-менее съедобного на игровом рынке нет. Но, похоже, в будущем ситуация может измениться. Посудите сами: "Акелла" отполировывает до блеска "Отель у погибшего альпиниста" (за коего мы все вместе держим кулачки - ведь вполне может получится качественный продукт, а в России, как известно, все, что касается качества - на вес золота), выход которого намечен на конец этого года, кроме того, совсем скоро свет увидит первый эпизод новых похождений бешенной парочки - пса Сэма и зайца Макса. Конечно, Sam & Max: Season One - одна сплошная неутомимая комедия с шутками и гэгами, а расследования не закручены на основе, скажем, убийства оперной певицы, но вот за сплошной праздник жизни мы и любим этих "вольнонаемников детективов". И вот теперь в этот список можно без сомнения внести Undercover.
Die angenehme Uderraschung*
Мы не ждали ничего хорошего от Operation Wintersonne. Мало того, признаться честно, мы и не подозревали о существовании данной игры. Да и вряд ли кто-либо ждал сей проект. Почему? Ну, наверное, проблема в том, что сейчас просто нельзя продать определенный товар без помощи "внешнего мира" - без пиара не обойтись. А теперь давайте проглядим "путь" Undercover от начала до конца: маленькая немецкая конторка Sproing Interactive Media ничем особо до сегодняшнего момента не отличившаяся, анонсирует свой новый проект; надежный, но небогатый издатель, благо, находится быстро, а, значит, игра не так уж бесперспективна. Затем следуют несколько лет разработки, E3 этого года, где девелоперы показывали бета-версию игры в маленькой комнатушке, ласково именуемой многими авторитетными журналистами "идеальным местом для повешенья" (смотреть презентацию в подвальчике размером 2x2 очень сложно и просто физически трудно, надо сказать) и, наконец, релиз. Обратите внимание: за годы разработки игры прошло немало времени, но за отчетный период Undercover смог порадовать нас лишь парой десятков скриншотов и несколькими трейлерами. Стандартный такой джентльменский набор. Ни тебе рекламы в журналах и на телевидении, ни роскошной вечеринки, которую обычно закатывают издатели в честь выхода игры. Словом, ничего такого с Undercover не было. Пока цивилизованная часть человечества наслаждается посыпавшимися на их головы дорогостоящими релизами и просто отличными играми, Operation Wintersonne под общий шумок вышла в свет никому ненужная. В общем, намек понят? Обидно, что в нашем мире все решают деньги. И вдвойне будет обидно разработчикам, которые так старались, но в итоге, скорее всего, останутся с носом.
Die allgemeinen Regeln**
То, что Undercover станет для нас "темной лошадкой" мы поняли, когда диск попал к нам в руки. Ощущение непонимания, что с детищем Sproing вообще делать, заставило нас узнать больше о проекте, узнать мнения опытных игроков насчет Operation Wintersonne, дабы настроиться, так сказать, на нужную волну, и уж только потом приступить к знакомству с творением немецких разработчиков. Стоит ли говорить, что написание обзора на такие вот проекты - сущая мука для любого рецензента. Разложить по полочкам все плюсы и минусы проекта легко, а вот рассказать о сумасшедшей притягательности здешнего геймплея, о лихо закрученном сюжете, держащим игрока в неведении вплоть до финальной сцены не опускаясь при этом в богатый на факты, но скучный для любого человека протокольный текст - задача не из легких. Но я все же постараюсь.
Die deutschen Schweine und der Doktor John Rassell***
"Военный квест" - вот так вот скромненько величают свой детище сами разработчики. Не забегая вперед уже сейчас можно говорить, что Undercover станет лучшим представителем данного поджанра. Причиной тому станет отнюдь не преимущества проекта (о них ниже) перед многочисленной армадой соперников, просто как таковых противников у Operation Wintersonne нет. Со времен стареньких квестов про похождения Индианы Джонса, никто по непонятным причинам так и не занял свободную нишу. И тем паче приятно, что Undercover пошел именно по этому пути. Для начала - пара слов о сюжете. 1943 год. Вторая мировая бушует во всех частях света. Физик-ядерщик Джон Расселл не имел никакого отношения к войне; он по обыкновению занимался склянками и пробирками, смешивая всякие растворы и смеси. Однако один телефонный звонок развернул его жизнь на 180о градусов; теперь Джон - секретный агент тайной британской службы MI6. В нелегкой работе шпиона товарищу физику будут помогать агент Питер Грэхем и Энн Тэйлор - разведчик MI6 в Германии. Скажем сразу: не все герои, первоначально помогающие Расселлу в расследовании, в конце окажутся такими уж добренькими. Впрочем - стоп - хватит спойлерить, иначе играть будет неинтересно. Добавим только, что сюжет игры не раз умудряется переворачивать все с ног на голову, так что скучно не будет. Так вот, разумеется, такая могучая организация как MI6 могла бы и сама с нацистами расправиться, но вот в чем проблема: несмотря на кажущуюся, на первый взгляд предстоящую победу СССР над Германией, у старикана Адольфа Гитлера припрятан туз в рукаве, и этот туз - оружие массового поражения. Ситуацию осложняет тот факт, что никто из союзников не знает, как это орудие выглядит. Но все понимают точно, ничего хорошего данная ситуация не сулит. Забавно, но весь груз ответственности повесили на маргинала в очках с толстой роговой оправой, от которого зависит судьба всего живого на земле (если только это "живое" не имеет германское гражданство). Как бы то ни было, но первостепенная задача Джона - узнать местонахождение оружия Гитлера и постараться его (оружие, а не Гитлера!) уничтожить.
Den Nachmodernismus kubiert****
Давайте сразу расставим все точки над "i": Undercover - не революция в жанре, и не эволюция даже, здесь ведь нет новшеств. Operation Wintersonne - это еще один очень качественно сделанный квест. Разработчики не стали свергать установившееся законы жанра, залог успеха проекта довольно элементарен: увлекательный сюжет, занимательные и логические загадки, а так же популярная ныне тематика Второй мировой. Все гениальное просто: удивительно, как на первый взгляд легко сотворить отличный квест: Предыдущий абзац был создан с целью, чтобы у вас не было уверенности, что Undercover - гениальная игра. Нет, это не так. В нем настолько все типично, стандартно и шаблонно, что иногда приходится размышлять на тему "а почему, собственно, такая высокая финальная оценка?". Если честно, мы и сами толком ответить на этот вопрос не можем. Наверное, потому что со времен Call of Cthulhu ничего более атмосферного мы и не видели. Дух фашисткой диктатуры витает буквально в каждой улице, каждой закоулочке Берлина - там, где мы проведем немало времени. Даже в Лондоне видны "следы" фашизма: тишина, мертвая тишина города, минимум жителей и толпы солдат, проверяющих каждый переулок и проспект. Undercover - это, если хотите, торжество поп-арта и постмодернизма. В нем удивительным образом сочетается архитектура 40-х годов прошлого столетия и наработки и зодчество нашего времени. Я уж не говорю про великолепно проработанные характеры центральных персонажей. Местами карикатурные, а некоторые, напротив, серьезные типажи заставляют восхищаться ими вплоть до финальных титров. В этом и заключается прелесть Operation Wintersonne. Еще до досконального знакомства с игрой, не решая головоломок и не полностью вникая в суть сюжетной линии, ты уже начинаешь уважать творение граждан из Sproing. Впрочем, самих разработчиков начинаешь уважать не меньше.
Quest deutsch*****
Ну что ж, давно пора уже поговорить о геймплее. Правда, о нем практически и нечего сказать. Главная ахиллесова пята игрового процесса - привычная для многих квестов и адвенчур шаблонность. Обыскиваем локации на наличие необходимых предметов, взламываем двери, ввиду профессии главного героя смешиваем растворы etc. Все стандартно и привычно, а местами и вовсе уныло. Придумали бы разработчики что-нибудь новое - было бы веселее. Управление стандартно: левая кнопка мыши отвечает за передвижение профессора по локациям (двойной щелчок - бег), правая - взаимодействие с предметами. Инвентарь (меню которого удобно расположился в нижней части экрана) Джона воистину бездонен и в него помещается все, что только можно. Предметы, понятно, можно комбинировать друг с другом. Опять-таки все стандартно. Вы будете смеяться, но Undercover выглядит внешне как Secret Files: Tunguska. Словно дежа вю какое-то, спасает лишь тот факт, что в Tungusk'е главная героиня - женщина, а в Operation Wintersonne - мужчина. В целом же, графика производит благоприятное впечатление. Персонажи могут похвастаться достаточным количеством полигонов, бэкграунды недурно прорисованы, а объекты обладают отличной детализацией. Особо радует внимание девелоперов к мелочам: старинные немецкие машины, на которые падает листва, веющиеся на ветру немецкие и английские флаги, лучи света, падающие на объекты. Все это придает мертвой на первый взгляд картинке реалистичность, и, главное, жизнь. Даже в тех локациях, где кроме Расселла больше из людей никого нет, такая мелочь, как, скажем, ворона, сидящая на ветке и копошащаяся с только что пойманным червяком выдает такую тонну реализма, что аж страшно сказать. Надо попросту увидеть. Кстати, для большего погружения в мир игры в настройках графики есть пункт "темно-коричневого фильтра". Суть его состоит в том, что при использовании фильтра картинка начинает напоминать старые кинофильмы: экран покрывается коричневой "пленкой", ощущения при этом самые приятные - будто смотришь киноленты того времени. В общем, любители ретро-кино и старых фотографий - не пропустите.
Das deutsche Herangehen zur Ding******
Граждане из Sproing Interactive Media влились в нужную им струю. Пока все окучивали забитые до смерти жанры, пунктуальные немцы пошли другим путем. Пускай в Undercover: Operation Wintersonne нет ничего нового по сравнению с другими представителями жанра, зато немецкое чудо умеет по самые гланды взять игроков своей атмосферой и затягивающей сюжетной линией. Конечно, шаблонность игры не радует, но фанаты квестов и адвенчур к этому привыкли. В самом деле, не ждать ведь от каждого проекта второго "Фаренгейта?!". Что же касается компании Sproing, то их национальный колорит, перенесенный в Undercover, сыграл им только на руку. Не была бы Operation Wintersonne чисто немецкой адвенчурой, прошла бы она незаметной возле геймеров, а так - есть хотя бы шансы. _______________________________________________________________________ * Приятная неожиданность ** Общие правила *** Немецкие свиньи и доктор Джон Расселл **** Постмодернизм в кубе ***** Квест по-немецки ****** Немецкий подход к делу