Сколько времени прошло с того утра, когда среднестатистический игрок поднял голову, потрогал рукой щеку, на которой отпечаталась правая сторона клавиатуры, и удивленно посмотрел на экран, по которому шустро разъезжали разноцветные поезда по аккуратно уложенной железной дороге? Для кого-то прошло три года, для кого-то шесть лет, а для кого-то все шестнадцать. Сид Мейер, главный гений и злодей игровой индустрии, прекрасно знает, на какие струнки тонкой душевной организации следует давить. Обновляя строго по графику свое любимое детище - Civilization - он не забывает и про другие тайтлы, составляющие основу его интеллектуальной империи. Напомнив игрокам о существовании Pirates! в самый разгар сумасшествия, инициированного "Пиратами Карибского моря", он приступил к следующему этапу развития истории по новому витку. Правда, существует романтическая легенда, что Сид Мейер вообще забыл о своем оригинальном проекте, но, посетив выставку (http://www.miniatur-wunderland.com/) Miniatur Wunderland, проникся тысячами моделями поездов с сотнями тысяч семафоров, десятками километров игрушечной железной дороги и тысячами сопутствующих зданий, вспомнил о старушке Sid Meier's Railroads и устыдился. Первое, что сделал Сид по возвращении домой - купил с потрохами разработчиков из PopTop Software, которые занимались разработкой серии Railroad Tycoon. Второе - он посадил их на хлеб и воду, пообещав удвоить дозу не раньше, чем они подготовят Sid Meier's Railroads!, римейк классической игры для тех, кто не наигрался в детстве. Таким образом, непосредственный разработчик игры - разумеется, под чутким присмотром Самого - получил в свое распоряжение не только собственный опыт, но и наработки Мастера. Полагаю, не обошлось в офисе и без огромной игрушечной железной дороги, по которой голодные, но с горящим энтузиазмом в глазах разработчики ползали и передвигали с места на место игрушечные поезда с вагончиками, пытаясь в полной мере осознать - что же такого удивительного и волшебного в этом, казалось бы, простейшем процессе. Хорошенько перемешав все пройденные этапы - а это не только классическая игра Сида Мейера и серия от самой PopTop Software, но еще и куча не менее популярных проектов, включая знаменитейший Transport Tycoon Deluxe Криса Сойера, содержимое вылилось в дизайн-документ. Как показала практика, не совсем удачный.
Проверки на дорогах
Ожидания и результат - две большие разницы. Sid Meier's Pirates! была не просто римейком, но римейком серьезно улучшенным. Движок gamebryo позволил такие вещи, о которых Хозяин мог только мечтать в конце девяностых. Оттуда в Pirates! и танцы, и поиски сокровищ в реальном времени, и многое другое, внесшее крупинку свежести в запыленную классику. Естественно, от Sid Meier's Railroads! ждали как минимум того же самого - чтобы все как обычно, но и что-нибудь новенькое. Ну и зря. Те, кто больше времени провел за Transport Tycoon Deluxe, нежели многочисленными Railroad Tycoon, будут неприятно удивлены. Даже если убрать из TTD все намеки на автомобильные, авиа и морские перевозки и оставить только железные дороги, то Sid Meier's Railroads! не приблизится к ней и наполовину. Автоматически расставляемые семафоры? Опытный магнат, который не раз сжимал в бессилии мышку при всплытии газетного заголовка "Ужасная катастрофа! 100 пассажиров погибли!", просто не поймет - как это так? А как же тонкая планировка инфраструктуры? Но если бы одними светофорами!.. Состав в SMR нельзя даже вручную остановить, не говоря уже о развороте на 180 градусов. Статистические данные, с любовью демонстрируемые игрой, вызывают одно недоумение - смотреть на них некогда, да и система анонсов вполне справляется со своей работой. Изо всех закладок чаще всего посещаешь ту, где сообщается об условиях победы, да еще иногда просматриваешь наличную технику - не пора ли установить новые двигатели на устаревающие составы (разумеется, массовая инсталляция не предусмотрена - щелкайте вручную, господа). Помимо этого имеет смысл отслеживать только состояние своей компании да конкурентов, ведь можно в любой момент продать свои акции, выкупить их или заняться поглощением очередного Ротшильда, который уже изрядно достал отбивать у меня перевозки угля из Чикагской угольной шахты. И тут вновь вспоминается TTD. Никаких кредитов в банке и выплат процентов, только продажа-покупка акций. Причем продавать все акции нельзя, иначе конкурент сможет выкупить компанию, а это запрограммированный Game Over. Возможно, это неправильно - сравнивать классику жанра с мастодонтом, невероятно популярным и в сегодняшние дни. Но иначе обзор не получился бы достаточно объективным. При наличии такого мощного конкурента, как Крис Сойер, Сиду Мейеру следовало бы задуматься над последствиями выпуска своего римейка заранее. Увы и ах, Крис давно и прочно занимается бледными коммерческими проектами вроде Rollercoaster Tycoon, единственный раз порадовав фанатов римейком TTD под названием Locomotion. Но, что самое интересное, Locomotion вышел два года назад, напомнив о том, каким на самом деле должен быть экономический симулятор гражданских перевозок, а выводов разработчиками SMR сделано не было. Скорее всего, именно потому, что Sid Meier's Railroads! упирает в первую очередь на атмосферу игры, а не на установку семафоров, слежение за "усталостью" транспорта и просмотр бесконечных графиков.
От дрезины до Дрездена
После выливания потоков дегтя, можно прибегнуть и к меду. Суть игры заключается в последовательной возне с прокладкой железной дороги и аккуратной закупкой поездов и инфраструктуры - полустанки со временем и деньгами превращаются в станции, а затем и в крупные терминалы, с легкостью Шварценеггера разгружающие и загружающие составы в считанные секунды. Отдельное слово в адрес того, кто разрабатывал модуль планирования маршрутов - так делать нельзя. Лишний щелчок по карте незаметно добавляет в маршрут совершенно ненужный город; железнодорожный состав, который можно оптимизировать до такой степени, чтобы с фермы он вез пять вагонов зерна, а на ферму возвращался вообще без вагонов, по умолчанию половину пути гоняется порожняком, сильно затормаживая процесс. Там вообще много всяких мелочей, которые огорчают, а порой и заставляют перезагружать весь уровень. Можно еще поругать авторов за малое количество техники - в конце концов, с начала эпохи паровых машин до сегодняшнего дня изобрели не одну сотню двигателей, а в игре представлены всего три десятка паровозов. Ого, я опять скатился в гневный памфлет. Но ничего не поделаешь - так уж устроена Sid Meier's Railroads!, что каждый неудобный угол цепляет за самое болезненное. В игре нет кампании как таковой, зато есть приличное количество сценариев, которые разнятся не только картами - увы, довольно маленькими по сравнению с конкурентами. В зависимости от сложности игры и количества других магнатов, начинающих свою деятельность одновременно с игроком, необходимо выполнить десяток-полтора заданий, обусловленных этаким подобием сюжета. Например, французский сценарий, длящийся от 1840 до 1970-го, включает в себя и построение большой Парижско-Мадридской железной дороги, и отправку писем из Орлеана в Марсель, и производство и складирование оружия. Кстати, индустриальные цепочки здесь невелики, но порой заставляют задуматься над тем, откуда и куда везти уголь так, чтобы переплавленную сталь можно было оперативно доставить на автомобильный завод. Движок gamebryo, возможно, пошел игре на пользу. И не только - игрокам, которые до сих пор не озаботились о двух гигабайтах оперативной памяти, самое время заняться этим вопросом. Неудачникам, полагающим, что одного гигабайта на продвинутой двухъядерной системе с топовой видеокартой вполне хватит, можно только пожелать удачи. Режим прокладки железной дороги, когда игра в реальном времени моделирует чуть ли не влияние виноградников на демографический статус Парижа, в лучшем случае скатывается до 2-3 FPS,а в худшем - вешает игру на полминуты. Вся эта красота, тормозная камера и даже плавная анимация движения поездов, вкупе с графическими артефактами, проявляющимися в самые интересные моменты, не радуют совершенно. Остается только надеяться на патчи.
Под стук игрушечных колес
Нет, в целом игра вовсе не такая плохая. Она в первую очередь атмосферная. Вступительный ролик вызывает улыбку - и она не снисходительная, и не откровенно животная ухмылка, это реакция на воспоминания времен далекого детства. Не у всех, конечно, тогда была железная дорога, складываемая по кусочкам, заводной паровозик и несколько вагончиков. Но и у тех, кто не видел игрушек даже на витринах, проснется что-то такое, о чем они могли мечтать. Здесь атмосферно все - от музыкального сопровождения, на удивление точно соответствующего моменту, до карикатурно изображенных персоналий, между прочим, вполне реальных. Даже осознание того, что игра, собственно, закончилась - всего через восемь-десять часов после начала, освоив североамериканскую карту с тремя конкурентами в режиме "магнат" - не означает, что Sid Meier's Railroads! разочаровала. Как раз наоборот, она очаровала. Как и полагается римейку, на несколько часов, но все-таки вернула в прошлое - кого-то к ковру с разбросанными деталями железной дороги, кого-то к компьютеру и Railroad Tycoon 1/2/3. Все хорошее, увы, быстро заканчивается, но классика останется классикой даже в 2006 году, с движком уровня The Elder Scrolls: Oblivion и нелепым портретом Николая Второго.