Давно, очень давно мы не слышали вестей от Remedy. За свою более чем десятилетнюю карьеру эта скромная финская компания выпустила всего три игры - но какие! Превосходнейшая Death Rally, соединившая в себе отличную графику (по стандартам 1996 года), атмосферу Micro Machines и геймплей Deathrace, прошла замеченной в удивленной журналистской среде, хотя и затерялась на фоне бойкого новичка Grand Theft Auto. Вторая игра заставила весь мир говорить о разработчиках - Max Payne (2001 год), готовившийся к выходу четыре долгих года, установил новые стандарты, которых многие последователи придерживаются по сию пору. И венец творения - Max Payne 2 (2003 год), созданный по горячим следам высокой популярности своего предшественника. Несмотря на слухи и пересуды, Remedy отложила разработку Max Payne 3 и, отдохнув, принялась за новый проект. Позвольте представить: Alan Wake, психологический триллер.
Шерше ля майнд
В чем заключается психология триллера? В происходящем. Оно необычно для окружающих, и в первую очередь - для главного героя. Изначально Алан Уэйк - успешный писатель, автор ряда популярных "ужастиков". Однажды он встречает идеальную женщину своей мечты, а вероятно - и всей жизни. Женщина внезапно стала его музой и, написав очередной триллер под впечатлением от встречи с ней, он теряет голову. Но прекрасная незнакомка исчезает, причем исчезает практически по тому сценарию, который Алан лично изложил в романе! Естественно, наш герой начинает вести себя непрактично, его посещает бессонница, в голову переезжают на ПМЖ незнакомые голоса, и в итоге он переселяется в лечебницу, что неподалеку от тихого североамериканского городка Брайт Фоллс. И тут начинается самое интересное. Так уж устроены психиатрические лечебницы, что в них постоянно происходит нечто, далекое от человеческого рассудка. То главврач присвоит себе демоническую книжку (см. Evil Dead: Resurrectin), то выключается свет и человека охватывает страх перед непредсказуемыми психами, ведущий напрямую к апоплексическому удару (Fahrenheit). Но на этот раз дело вовсе не в лечебнице, а в ее пациенте. Алан Уэйк, несмотря на ударные дозы седативных препаратов, не перестает слышать голоса и кататься ночами по постели, расшвыривая простыни. Все заходит еще дальше - ему снятся сны, которые незамедлительно претворяются в реальность. Правда, их и снами-то назвать непросто, скорее, это простые ночные кошмары. Масла в этот инфернальный огонь подливает собственный дневник писателя, в который кто-то делает записи о происходящем, и этот "кто-то" - далеко не сам Алан.
Вечером сон - утром жизнь
Поначалу кошмары не тревожат, но весьма назойливо преследуют писателя. К примеру: едет Алан на машине в город. Видит - голосует парень. Он его подсаживает, у них начинается диалог и Уэйк неожиданно понимает, что именно эта ситуация описана в его последней книге. Более того, по сюжету этой книги попутчик вскоре должен погибнуть. И таки что вы думаете, происходит? Эти двое натыкаются на дорожную аварию и, пока Алан ходит вокруг перевернувшейся машины, выясняя, что произошло, из-за поворота выскакивает грузовик и на полной скорости врезается в писательскую машину, не оставляя от бедного попутчика ни единого целого органа для трансплантации. При виде этой сцены Алан героически падает в обморок. Дальше - больше. Когда писатель приходит в себя, он обнаруживает, что он лежит на дороге, но в одной руке у него фонарик, а в другой - пистолет. К счастью, неподалеку есть избушка, путь к которой лежит через подвесной мост. В тот момент, когда Алан уже пересек половину пути, ему навстречу попадается - кто бы мог подумать? - давешний попутчик. Правда, на этот раз он уже не хочет прокатиться на халяву, его интересуют совсем другие материи... Концепция основана на том, что свет - единственный союзник Алана. Свет защищает от кошмаров, сгрудившихся вокруг писателя, свет помогает ему выжить и решить всякие головоломки - а куда ж без них? Все настолько серьезно, что разработчики создали собственную систему освещения, на пять голов опережающую разработки Кармака и Блежински. Свет динамичен, он проникает сквозь окна, освещает малейшие детали и вычерчивает для Алана границу между рассудком и безумием. Маяк в Брайт Фоллс поставлен далеко не для красоты, но его истинную роль мы узнаем позже, в самом разгаре увлекательного триллера.
Территория кошмара
Remedy, уже скушавшая парочку мосластых собак на завернутых сюжетах, обещает максимально увлекательную режиссуру. Вся игра проходит на участке 10 на 10 километров, в которую входит и лечебница, и Брайт Фоллс, и местные горы-леса. Разработчики утверждают, что геймплей не таскает Алана по узкому сюжетному хайвею, но позволяет бродить по городу, выполняя задания в произвольном порядке. Следует, впрочем, учитывать, что смена дня и ночи происходит в самом что ни на есть реальном времени. А ночью как раз и любят выходить ахи-страхи на поиски незадачливой жертвы бессонницы. Лишь верный фонарик и пистолет спасают Алана от смерти в результате сердечного приступа. Уэйк постоянно комментирует происходящее, открывая игроку полезную информацию, и часть вопросов, которыми задается писатель, касается происходящего в экзистенциональном аспекте. Быть может, Алану это все снится, и чтобы прекратить кошмары, достаточно оборвать этот кошмарный сон? Не зря же у него такая говорящая фамилия (по-английски Awake - <проснуться>). А может и наоборот - нет никаких писателей и городка Брайт Фоллс, и это Алан снится своим <кошмарам>. Конфуций в свое время выразился беспредельно ясно по данному поводу - настолько ясно, что до сих пор над этим вопросом бьются философы, не в силах разгадать тайну мирозданья. Многое указывает на то, что дизайнеры Remedy знакомы с сериалом Twin Peaks. Собственно, и игра настолько нетороплива, что делится на серии и эпизоды по аналогии с приключениями агента Купера. Но стоит обратить внимание и на сюжет - а вдруг это вовсе не мистические кошмары, а самый настоящий заговор межпланетного масштаба? Увы, ответ станет известен лишь в следующем году.
Физики-неядерщики
Разработчики, привычно внося вклад в будущее игровой индустрии, обещают многое из того, что доселе было недоступно или попросту не реализовано. В одном из роликов демонстрируется сила природных стихий - внезапно возникает смерч, который втягивает в себя все окружающие объекты: людей, машины, автобус, бунгало, деревянные постройки. Причем эффект исключительно правильный - мелкие объекты неохотно кружатся поначалу, но центробежная сила ускоряет их движения; разрушение деревянного домика начинается с крыши - доски поочередно отрываются и улетают в безумный вихрь; ветер мотает автобус так, что при очередном ударе о бетонный забор у того взрывается бензобак. Коварный заговор известных масонов из Microsoft, втянувший в себя невинных финских разработчиков, привел к удручающему результату: Alan Wake попросит для себя Windows Vista. Разумеется, игра пойдет и на "старенькой" Windows XP, но уже не так шикарно. На вопрос о том, чем именно объясняется этот параметр в системных требованиях, создатели смущенно умалчивают. Впрочем, параллельно идет разработка версии для Xbox360, так что в биллгейтщине финны погрязли по самые уши. Еще один серьезный момент - Remedy четко настроены на самое лучшее, поэтому для получения максимального удовлетворения от игры придется обзавестись ни больше, ни меньше, а самым настоящим двухъядерным процессором. Желательно Intel Core Duo, как заявил Сэм Лейк на одной из презентаций. Черт, и здесь все куплено! Тем не менее, ждать эту игру просто необходимо. Пусть на стареньком <пентиум-4>, пусть на измотавшей все нервы Windows XP, но ждать. Потому что эти ребята не могут нас подвести, они, как и их первые учителя из 3D Realms, настроены на высшее качество, независимо ни от требований издателя, ни от кого бы то ни было. Да у них и дата выхода символична - when it's done.