Тема динозавров, несмотря на свою очевидную притягательность, в компьютерных и видео играх используется не так часто, как могла бы. Хотя в эпизодических ролях гигантские рептилии то тут то там попадаются нередко. То Кинг-Конга потреплют, то вылупятся у незадачливого ученого, то нападут на какой-нибудь город в числе прочих тварей. Но чтобы вокруг них строился весь сюжет: Навскидку вспоминаются разве что различные поделки по мотивам "Парка Юрского Периода", малоиграбельное нечто Tresspasser, спорный сериал Turok и несколько частей хоррора Dino Crisis. Теперь вот еще и стратегия в реальном времени ParaWorld, которую разработчики как раз и позиционируют, как игру "с динозаврами и про них". Шумная рекламная кампания, многочисленные сдвиги даты релиза, замечательные скриншоты и обещания райского наслаждения. Что тут правда, а что вымысел?
"Здесь вам не тут!"
Только представьте, что вы ученый, который неожиданно обнаружил кости динозавров возрастом не превышающим пару тройку лет. Мечта палеонтолога, страшный сон современной науки и суровая реальности для трех светил образца начала 20-го века: Бэлы (между прочим, мужчина), Стины и Энтони. Откуда, почему и как попали на нашу грешную столь свежие останки доисторических монстров, должных вымереть еще 60 миллионов лет назад. Дело чести выяснить сие таинство. Но нужны деньги. Счастливое стечение обстоятельств и некий богатый математик Джарвис Бэбитт как раз кстати. Большое и противное "НО" кроется в том, что спонсор оказывается давно знает о существовании так называемого параллельного мира ParaWorld и имеет на него свои особые, злодейские виды. Ясно, что любопытная троица ему ни к чему. Куда приятнее иметь свой собственный, локальный мирок, о котором никто не знает. И вот, счастливые экспедиторы, с деньгами, готовые и страждущие встречи с воскресшим прошлым, но еще не знающие об изломе в пространстве и предсказуемой (если уметь думать) опасности, неожиданно обнаруживают, что реальность заметно отличается от их грез. Какие-то странные животные норовят покусать, озверевшие аборигены, незнакомый ландшафт. Что это? Военные, переодетые в туземцев!? Или какой-то подготовительный лагерь, тренирующий террористов? Проза жизни оказывается куда поэтичнее! Господа попали на другую планету, где люди живут заметно дольше обычного ("почему здесь нет стариков?" - "а может быть их пожирают до того, как они успеют состариться?), прогресс затормозился где-то на уровне нашенских средних веков, и, гвоздь программы, динозавры не вымерли. Наоборот, они прекрасно чувствуют себя рядом с человеком. Последний к тому же в основной своей массе их приручил. Какими средствами история умалчивает. Главное, что их можно использовать и в качестве вьючных животных, и как военную "технику", и даже, во время катастрофической нехватки продовольствия, кушать. Впрочем, злобные хищники вроде Алозавра или культового Тираннозавра сами способны поживиться зазевавшимся двуногим. Диплодоки, брахиозавры, стегозавры и другие многометровые травоядные в целом дружелюбны и индифферентны к присутствию человека. Но не дай бог кто-то решит их разозлить или пустить на фарш! Тогда никакой дружбы - затопчут, забодают - совсем покалечат. И что же, в этом мире убийство гигантских живых существ всегда карается собственными травмами? Нет. Существует обособленный тип, именуемый "особо мирные динозавры". В основном это маленькие, зеленые ящеры, но порой попадаются и весьма солидных размеров. На них можно охотиться, они безобидны и могут лишь попытаться спастись бегством. Но извергов в этом мире, как и в любом другом, не жалуют. Да! Последнее - никогда не стоит разорять их гнезда! Материнский инстинкт, знаете ли, штука опасная:
Бежать, скорее бежать!
Первая мысль: где мы? Вторая: как выжить? Третья и самая главная: нужно во что бы то ни стало найти дорогу домой! И как можно скорее. Приключенческая белиберда в духе Спилберга, "Динотопии" с легким налетом сентиментального "дом, милый дом" и изрядным соусом розовых соплей кому-то может показаться привлекательной. Но объективно, несмотря на не слишком заезженную идею, сценарий так себе. Все самые распространенные штампы в одной куче: злодей в форме, сумасшедший друид, древнее пророчество, апокалипсис, спасение мира и т.д. и т.п. К тому же все действо подкрепляется жутчайшей озвучкой а-ля "студенты 1-го курса училища актеров категории B". Вдобавок к этому словарный запас юнитов ограничивается 1-2 фразами. Почему нельзя было последовать примеру того же Warcraft III? Единственный луч света в темном цартсве звукового сопровождения - величественная начальная музыкальная тема. Собственное, только ее и слушаем. Но все эти не слишком красивые сюжетные ролики на затуманенном движке и откровенно тупые диалоги вторичны. Ведь имеем дело не с адвенчурой или ролевой игрой, а со стратегией в реальном времени. Все меняется, когда на первый план выходите вы. Условно - игрок! Осмотревшись понимаешь, что внешне ParaWorld весьма привлекательна. Предрелизные скриншоты, впрочем, обещали картинку получше, но это простительно. Шейдерами девелоперы пользоваться умеют, динозавры похожи на своих реальных прототипов (хотя, кто, на самом деле, знает, как они выглядят!?), травка и деревья не вызывают отторжения, а водичка, хоть и не дотягивает скажем до уровня Age of Empires 3, вполне ничего. Следует только запомнить одно правило: никогда, повторяем, никогда, не приближайте камеру. Испортите все впечатление. Вылезут глюки (вроде пикселей ни к месту и синдрома проваливающихся друг в друга текстур), модели покажутся совсем уж убогими и, наконец, отчетливо даст о себе знать проблема масштабов (когда юнит размером с дом или ростом с динозавра) - картинка в целом испортится.
Строительный бум
Освоится в новом мире не сложно. И дело тут не только в огромной обучающей миссии. Просто творение немцев из Sunflowers и SEK (между прочим, ответственных за милых "Гномов") по сути ничем не отличается от большинства RTS. Любишь классический геймплей, полюбишь и ParaWorld. И ежу понятно, что разработчики черпали вдохновение из Age of Empires. Тут и клонированная система сбора ресурсов, и дерево апгрейдов и геймплей аналогичный. Проблемы тоже схожие. На выбор три расы. Разные, со своими достоинствами и недостатками. В сюжетной кампании за них играем поочередно. Сначала за так называемых Norsemen. Северные народы, местные викинги, отличаются продвинутой морозоустойчивостью, крепкой броней, сильными боевыми юнитами и самыми непробиваемыми зданиями. Пользуются в основном млекопитающими, вроде Мамонтов. За них играть проще всего. Но и наименее увлекательно. Слишком уж они "прямые", без "загадки" что ли. Dustriders, египтяне по призванию, хрупкие создания, зато самые мобильные. Только их "районный центр" в любое время можно переместить в любое точку на карте, а каждое здание разобрать, получив потраченное на него добро обратно в казну. С динозаврами - на ты. Могут произвести жуткого Алозавра, воспользоваться преимуществом велоцерапторов и имеют могучий осадный юнит - длинношеего монстра. Однозначно самая любопытная и интересная с точки зрения геймплея сторона. Но, парадоксально, именно эта раса и калечит весь баланс игры. Все дело в непобедимой "Защитной Башне" египтян. Стоит только построить несколько таких и никакая армия вашему поселку не страшна. Это заметно в сингле; о мультиплеере умолчим. Основа Dragon Clan японцы-самураи, ниндзя, борцы сумо и прочее колоритное население страны восходящего солнца. Стиль геймплея не столько атакующий, сколько превентивный. Зачем обороняться от врага, когда легче просто расставить ловушки и обезвредить армию, не используя силу напрямую. В сумме же получается, что Dragon Clan находится где-то посередине между северянами и южанами. Геймплей в ParaWorld, как уже упоминалось выше, стандартный. Начинаем со сбора ресурсов. А именно: камней, дерева и пищи. Деревьев обычно много, что до еды, то ее всегда можно добыть, убив какого-нибудь динозавра или взрастив поле. Чего всегда будет не хватать, так это камней, ибо месторождения сего элемента строго ограничены. Наконец, добыв нужное количество провианта, делаем апгрейд центра, получая доступ к новым зданиям. Знакомо? Еще бы. Существует и дополнительный ресурс - черепа или, по-простому, опыт. Набрав определенное количество которых можно повысить уровень любого юнита. Всего уровней пять. Основная загвоздка кроется рядом. Наштамповать армию побольше, состоящую из одних супербойцов, не удастся. Все потому, что количество подконтрольных игроку болванчиков строго ограничено. Так, воинов (и крестьян) первого уровня может быть двадцать пять (25), второго - уже 15, третьего - 8, четвертого - три, и, наконец пятого - всего один! Итого - 52. Не густо. Поэтому быстрых атак в лоб планировать не стоит. Вместо этого: Вы не угадали, тактические маневры - это не о ParaWorld. Просто в особо продолжительных миссиях, когда требуется завоевать крупную базу противника, по гибели первой партии, придется штамповать вторую такую же, затем третью. Зачем-то был изобретен никому не нужный велосипед. Да, как и в любой другой уважающей себя современной RTS, в ParaWorld действуют герои (трое основных и кучка дополнительных) - продвинутые особи, с ростом уровней дающие определенные преимущества вроде специальных юнитов, заклинаний и прочих бонусов.
Скучная правда
Казалось бы, динозавры - непаханое поле для творчества. Готовые идеи - в воздухе. Мы же штампуем на фермах совершенно обычных, скучных динозавров. Их куда более интересных NPC-собратьев кроме как для пропитания использовать нельзя. Приручить, собственноручно нацепить броню, взрастить с детских лет - все это в грезах. Куда уж там! Это же совершенно обычная RTS. От правил обязательного строительства, штампования юнитов и последующего уничтожения врага не отходящая ни на шаг. Развращенная Warcraft 3, Warhammer: Dawn of War и Company of Heroes публика не будет в восторге от сюжетных миссий уже хотя бы потому, что они линейны, скучны до безобразия и в основном ставят цели вроде: "убей всех". Так называемые дополнительные квесты внимания не заслуживают вовсе. А сольные уровни ничем (несколько отважных против всего мира) кроме как дизайнерской убогостью и отсутствием какой-либо творческой мысли похвастаться не могут. При этом чуть ли не каждая миссия (а их тут десяток с лишним) занимает порядка 2-3 часов. Не факт, что вы станете проходить всю кампанию, дабы узнать, чем же все закончилось. Не тот случай. Непонятно, по какой причине ParaWorld откладывали столько раз. Тем более не ясно, почему в итоге то, что должно было стать одной из лучших RTS последнего времени, стало в меру красивой, достаточно стабильной, но невыносимо вторичной поделкой. С динозаврами, говорите? Через 30-40 минут вы их перестанете замечать. Через неделю вы забудете об этой игре: А так - да, неплохая RTS. Но и не очень-то и хорошая.