Однажды найденная успешная формула впоследствии начинает использоваться множество раз. Таков закон не только рынка и бизнеса. По схожим правилам развивается и искусство. К которому, не нужно камней в наш огород, мы относим и компьютерные игры. Таким образом, то, что когда-то казалось уникальным или даже гениальным становится общепринятым, привычным и понятным каждому. Примеров тому великое множество. Скажем, вышедшая уже достаточно давно GTA3, в свое время совершенно неповторимый, единственный проект такого типа. Прошли годы и что же? Каждое уважающее себя издательство считает своим долгом выпустить если не несколько, то хотя бы одну игру новообразованного жанра "убийц GTA" (просто 3, Vice City, San Andreas - возможны вариации). По одну сторону - охотники за легкими деньгами, ленивые программисты или просто бесталанные индивиды. Порой, взяв за основу известную концепцию, они умудряются не только не привнести в нее ничего нового, но и полностью испортить. Их творениям ставят низкие рейтинги, в них мало кто играет и на них принято показывать пальцами (чего мы делать, по понятным причинам, не будем). Назовем их условно плохими клонами. Но не игрошлаком единым! К нашему удовольствию, существует не мало очень хороших, качественных, интересных, а порой даже действительно великолепных игрушек. Тех, в которых есть душа, идея, свое лицо, шарм, в которых основы GTA используются не как цель, а как средство. Это хорошие, нет, не клоны, а просто тайтлы того же жанра. Разве не достойны звания суперхитов Mafia, The Godfather или, скажем Driver: Parallel Lines? Сегодня речь пойдет об игре, которая могла бы стать чуть ли не самой лучшей наследницей именитого наставника. Более того, Just Cause вполне могла даже обойти "учителя", стать новым образцом, объектом всеобщего поклонения. Но не хватило. Совсем чуть-чуть, по мелочи. Обо всем по порядку!
Колоссальные цифры
Just Cause - первая игра студии Avalanche Studios. Планы у ребят, скажем сразу, были наполеоновские. Впрочем, плох тот солдат, который не метит в полководцы. "Самая масштабная игра жанра, самая большая игровая территория, великолепная графика, сотни и сотни квестов, невиданная нелинейность:", - список вполне можно продолжить еще на пару экранов текста. Все это сопровождалась красивейшими скриншотами, завораживающими видеороликами, наконец, подтверждающими серьезность намерений играбельными демками. На выставках Just Cause брала первые награды, удостаивалась премий вроде "самой ожидаемой игры года". Вся геймерская общественность ждала GTA нового поколения. Когда же осенью суперпроект наконец-то явил себя миру практически на всех современных платформах (от убогой, но "обязательной" версии для PS2 до PC и Xbox 360) стало ясно, что все это правда. Avalanche не соврали, сделав именно такую игру, какую обещали: Начать хотя бы с того, что территориально Just Cause превосходит San Andreas в десятки раз. Вы не ослышались, именно так - в несколько десятков раз. 1024 реальных километров, огромный тропический рай посреди голубого океана. Города, деревушки, поселки, фермы, леса, пляжы, поля - огромный простор для творчества. Классно? Да, классно. В то же время с этим связаны и незначительные неприятности. Ну вроде того, что большая часть пустынна. Нет, девственная природа нам нравится, что вы! Просто через пару часов езды по лесу или прогулки по пляжу становится как-то не по себе, невольно настраиваешься на романтичный лад и начинаешь медитировать, засыпая под шум накатывающих волн. А это, между прочим, динамичный экшн. Да и добираться из одной точки в другую порой весьма утомительно. Все это без всяких проблем можно было уместить куда более компактно, без всякого ущерба для геймплея. Но победили амбиции. Зато красиво. Никакой GTA и в сравнение не идет. Сеттинг Just Cause чем-то напоминает мир FarCry. Тот же тропический остров, на котором каждый хотел бы побывать хоть раз в жизни. Только еще красивее! Впрочем, для того, чтобы увидеть весь внешний лоск игры потребуется очень неслабая машина, близкая по характеристикам к "целевой" Xbox 360. Все современные эффекты, одна из лучших за последнее время работ с освещением (закаты, блики солнца), невероятная детализация всего и вся, от автомобилей, на шинах которых видны прорези и с легкостью можно прочесть марку производителя до отдельных листиков на деревьях. Растительность ни в чем не уступает той, что мы могли видеть в Oblivion'e. То же можно сказать и о водной поверхности. Хотя проблема прямых линий волн решена не была. Но это мелочи. Особенно в сравнении с тем восхищением, которое ощущаешь, поднявшись в небо и окинув взглядом Сан-Эсперито с борта самолета. Такая красота стоит потраченных на новую видеокарту денег. Увы, не без глюков и досадных упущений. Так, не стоит удивляться, если, вдруг, ваш автомобиль проедет сквозь другой или пролетит через эфемерное дерево. Такое случается. Возможны периодические обвалы в землю; нередки случая, когда транспортные средства застревают в асфальте. Из-за чего портится удовольствие от в целом неплохой физической модели. Видимо, Eidos следовало дать девелоперам возможность потратить чуточку больше времени на отлов багов. Незавершенность Just Cause проявляется и в кривой анимации. Когда на прекраснейшем фоне, вполне себе реалистичный, многополигональный персонаж двигается как бракованный Буратино, кажется, что "эти слова из какой-то другой песни". Заметно и то, что упор был сделан не на PC-версию. Иначе как объяснить то, что на консолях баги встречаются значительно реже!? А, как вам запоминания только в строго отведенных местах! Вдобавок на PC напрочь отсутствует жизненно необходимый прицел, из-за чего стрельба превращается в предприятие весьма хардкорное. Совершенно нелепо смотрятся на фоне общей реалистичности моментально исчезающие трупы и испаряющаяся утилизированная техника.
Разнообразие не портит
Вы - крутой парень Рико Родригез, агент из США, призванный свергнуть тоталитарный режим в отдельно взятой банановой республики, свергнув и убив местного диктатора - президента Сальвадора Мендозу. Неограниченный бюджет, вседозволенность, постоянная поддержка сверху - все для вас. Политические интриги, хитрые схемы следует оставить за дверью. В Just Cause действуют иначе. Если убивать, так предельно публично, чтобы видело побольше народу. Если спасать кого-то из тюрьмы, то с обязательным отстрелом всей местной охраны. Главное - зрелищность! Остальное второстепенно. Основа геймплея - трюки, разрушения, безудержная стрельба. И с этим Just Cause справляется как нельзя лучше. Таких взрывов, таких ярких падений и катастроф нет ни в одном голливудском боевике. Рико может схватиться своим крюком за любой автомобиль, раскрыть парашют и преследовать врага. Во время горячей погони не проблема выскочить из окна на крышу своего джипа и действовать по ситуации. Или угнать автомобиль с водителем и сбросить его вместе с ним со скалы, заблаговременно покинув его и раскрыв парашют. А устраивать страшнейшие авиакатастрофы!? Возможно, если не все, то очень многое. Система повреждений транспорта не то, чтобы реалистичная, она, как и все в Just Cause, создана с расчетом на усладу ваших глаз. Машинки переворачиваются, летают со скал, у них отваливается все, что может отвалиться. Ахиллесова пята - колеса. Если прострелить одно - езда перестанет доставлять удовольствие, а если все - то все пропало, нужно искать нового железного друга. Как гонка Just Cause не слишком хороша. Управление не рассчитано на клавиатуру и требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к особенностям вождения. Неуправляемые заносы - постоянные спутники Рико. Поэтому сохранить полюбившийся экземпляр весьма проблематично. Только в этой игры вы можете за 10 минут игры угробить с десяток не самых хлипких "Кадиллаков". Что до разнообразия, то аналогично GTA, транспорта много. Джипы, спортивные купе, гольф-класс - это уже неинтересно. Намного любопытнее - monster-truck'и, самолеты, вертолеты, катера, управления каждым из которых отдельное искусство. И не обязательно водить самому. Если устали, можете подсесть к аборигену. Весьма высока вероятность того, что добродушный водитель довезет вас куда-нибудь. Куда? Это уже другой вопрос: Мелочь, но приятная.
Коротко и ясно
Свержение существующего режима, отставка президента происходит в рекордно короткие сроки - основная сюжетная линия занимает всего 21 миссию и проходится за 6-8 часов. Не спорим, задания порой попадаются весьма любопытные, практически всегда зрелищны и разнообразны. Но мало, черт побери! Большую часть времени в мире Just Cause вы будете проводить, осматривая достопримечательности и выполняя сайд-задания. Последних много, действительно много. Как увлекательных, так и откровенно скучных и ненужных. К примеру, тут есть квесты-гонки. Возможно, на консолях они и способны доставить какое-то наслаждение, но на PC ввиду кривового управления могут разве что потрепать нервы. Кроме вождения, Рико может "освобождать" остров и устраивать погромы на наркокартели. В первом случае, берется в руки оружие пострашнее, отстреливаются охранники, разрушаются с помощью гранат преграды на дороге (обычно в количестве трех штук), захватывается флаг, вешается знамя освободительной армии. Все. Вы сделали счастливым еще одно поселение Сан Эсперито. Похвально. После этого снова берете в руки оружие, снова отстреливаете охранников, разрушаете преграды: Повторяете раз 30-40. Борьба с наркоманией происходит по той же схеме, только в конце вас ждет особо толстый враг - наркобарон, требующий к себе особого подхода в виде примерно 50 пуль в брюхо. Поначалу весело, потом - нет. Однообразие быстро приедается. В качестве награды - очки доверия со стороны заказчика. Наберите определенное количество доверия и вас повысят в звании. А это - не только новые и уникальные (порой совершенно безумные) виды транспорта и оружия, но и штаб-квартиры. В которых, кроме дополнительных мест для сейвов, вы угадали, всегда можно разжиться новой порцией горячо любимых дополнительных квестов! Вроде - съездить туда-то, убить того-то, взорвать что-то, привезти какой-то груз. Проблема все та же - однообразие и отсутствие творческой мысли, полета фантазии.
Отпуск в 4-х-звездочном отеле
В Just Cause действительно очень много хорошего. Это не только удачный сеттинг, красивейшая графика, трюки и огромный мир. Это еще и оригинальные, полезные, ранее не использованные, функции геймплея. Ну вроде того, что всегда можно "заказать" транспортное средство в любую точку мира. Через пару секунд грузовой вертолет сбросит вам контейнер с мотоциклом или джипом. Поэтому, возможный многочасовой поход через горы (вспомните, как это раздражало в той же GTA) всегда может стать 10-минутной прогулочной поездкой. Тут же и богатые возможности по использованию парашюта. Стоит ли говорить, что все действие происходит под ненавязчивые латинские мелодии, как нельзя лучше подчеркивающие "кубинскую" атмосферу игры. Но, увы, до звания шедевра всех времен и народов Just Cause не дотягивает. Все дело в мелочах. Зачем столько однообразных миссий? Зачем такой огромный мир, если он больше чем на половину пуст? Почему так много багов? Где глубина самого процесса? Не спорим, Just Cause великолепна - на протяжении 10-12 часов. Но потом: Потом тут остается только смотреть на природу, наслаждаться закатами и заниматься рутинной однообразных сайд-квестов. А ведь можно было! Потрать Avalanche на нее еще с полгода, могло бы случиться откровение. А так - это больше, чем просто очень хорошая игра. Но немного меньше, чем суперхит.
772 Прочтений • [Just Cause - Один из многих] [28.05.2012] [Комментариев: 0]