Люди с каким-то маниакальным упорством продолжают гибнуть за металл. Золото и бриллианты, столовое серебро и старушки (25 копеек по курсу), мертвые президенты и мятые купюры - охота за ликвидом продолжается всегда и везде. У доморощенных талантов есть одна приятная черта - добив до упора один проект, они начинают совсем другой - пусть и в аналогичном жанре, и на том же движке, но все-таки другой. Никаких "пять адд-онов, а там хоть трава не расти", никакого ультрасиквела, чье достоинство заключается в пяти новых уровнях и двух новых видах оружия. Простые ребята из "Techland" сделали очень правильно, выпустив "Call of Juarez": после унылого и довольно однообразного "Chrome" очень, очень приятно подышать свежим воздухом дикозападного вестерна. И нашим, и вашим. Сюжет с одной стороны примитивен, но с другой - весьма оригинален. Билли Кэндл возвращается в родное селение, чтобы повидать маму и любимую девушку. Возвращается он на свой страх и риск, потому что несколько лет назад Билли оттуда с позором изгнали, оплевав ему вслед всю дорогу. Вполне естественно, что в городке за ним начинает охоту местное население, которому не нравится, что Билли забрался к местной проститутке без очереди (на самом деле, он всего лишь хотел украсть у нее револьвер), после чего начинается типичный экшн с погонями и stealth-режимом. Билли не фанат пальбы и взрывов, поэтому дизайнеры наградили его хлыстом а-ля Индиана Джонс и репликами истинного дикозападного нытика. В то же время местный священник Рэверенд Рэй узнает о том, что на ферме его брата устроили стрельбу и человекоубийство. Добравшись до места преступления, он видит кровавую надпись Call of Juarez и пару трупов - его брата и жены брата. Первая мысль Рэя - Билли, этот сын койота и жены его брата, застрелил родную мать с мужем и рванул в бега. Рэй хватает первую попавшуюся лошадь и бросается в погоню. В остальном сюжет просто забит штампами. Тут и строгий "добрый злой" шериф, и шекспировская любовь дочки зажиточного фермера к пареньку, которого этот фермер искренне ненавидит, и раскаявшийся злодей (причем раскаявшийся до того, что обратился к Богу и стал священником!), и мудрый учитель-индеец, к которому с недоверием относится главный герой - и чуть ли не обожествляет потом, и ограбление поезда, и заброшенная шахта, и несметные сокровища, зарытые в тайнике с кучей ловушек. Правда, почему-то морщиться от осознания этих фактов не хочется. Ну подумаешь, штампы - но играть не мешают, верно?
На двоих
Из пятнадцати миссий восемь отведено Билли и семь - Рэю. Стиль игры у каждого свой - юный ковбой ныкается по кустам и камням, демонстрирует все прелести легкой атлетики с хлыстом и чурается стрельбы (хотя иногда все-таки придется брать в руки шашку). Священник, бывший убийца и маньяк массового поражения, семнадцать лет держал револьверы в сундучке в задней комнате своей церквушки, вследствие чего они прилично проржавели, но работать не перестали. Ему разработчики прикрутили упорно не желающий стареть Bullet Time, несколько видов револьверов и винтовок, включая снайперскую - выдаваемую, к сожалению, исключительно в гомеопатических дозах и в строго отведенные эпизоды. Для любителей справедливости и крутых боевиков есть такой режим: в левой руке револьвер, в правой - библия. Зачитываем проповедь перед изумленными грешниками, затем отправляем их в лучший из миров. Выглядит стильно, но абсолютно бесполезно: пока дочитаешь, три раза пристрелить успеют. Единственное, что объединяет мальчишку и священника - это лошади, на которых придется провести немало времени, добираясь до надписи Episode is finished! Огромные открытые пространства и HDR, елочки, крутые водопады, быстрые реки и большие озера - если засмотреться, можно и не заметить поворот на крутом серпантине. А с физикой у дизайнеров особые отношения. Спрыгнув с метровой высоты, герой потеряет процентов 90% здоровья, а полтора метра убьют его напрочь. Даже падая в воду с обрыва, на выживание нет ни малейшего шанса. Дикий, необразованный Запад.
Мальчик и Техас
Не будучи крутым Уокером и техасским рейнджером (хотя дело и в самом деле происходит в "нефтяном штате"), Билли залихватски прыгает через обрывы, цепляясь хлыстом за тщательно выращенными дизайнерами ветки, поднимается на руках на высокие камни и вообще занимается неспортивным скалолазанием. Миссия, в которой надо забраться на черную-пречерную скалу, стоящую посреди озера, является квинтэссенцией мастерства, тестом на прочность и истинным наслаждением для тех, кому нравится этот стиль игры. Семнадцатилетний пацаненок откалывает такие номера, что аж дух захватывает. Стелсовые уровни с однообразными заданиями типа "проберись мимо патруля" несколько напрягают, особенно когда приходится минутами вычислять маршрут грязного мексиканского наемника или не менее грязного индейца. Большинство времени Билли проведет без оружия, так что даже если вы большой поклонник режима Save/Load, то увы - хлыстом и кулаками вооруженного ковбоя не убить. К тому же у мальчонки нет чудесного бронежилета, каким обладает Рэй, и выдерживает он от силы два-три выстрела, после чего закономерно клеит ласты. Отдельного восторга заслуживает стрельба из лука. Она встречается в игре всего два раза: когда этому искусству обучает старый индеец, заставляя стрелять по зайцам, и в конце, где при восьмидесяти стрелах, неудобном интерфейсе и одном луке нужно добыть хотя бы ржавенький винчестер - иначе совсем уж game over.
Священник и ружье
У Реверенда Рэя все гораздо веселее. Он всегда прав, потому что у него ружье и уникальный бронежилет, по которому его опознают замаскированные под судебных приставов бандиты. Он сыплет цитатами из Библии и при каждом удобном случае поминает гнев Божий, вызывая все доступные кары на нечестивых бандильерос. По большим праздникам вместо массового расстрела Рэй выбирает честную ковбойскую дуэль: на счет "раз" выхватить револьвер, навести прицел на врага и сделать пару-тройку выстрелов - и все это до того, как оппонент откроет стрельбу. Железные cojones и чудо-бронежилет позволяют ему выдержать пулеметную очередь, не говоря уже про ржавые мексиканские пукалки. При всем этом сам он владеет оружием великолепно - по кольту в каждой руке или ружье - неважно, винчестер это или обычная "линейка" - плюс динамитные шашки и, в особых случаях, стильный, по-дюкнюкемовски жестокий пинок. Кожаный сапог не только топчет в пыль обиженного таким обращением бандитоса, но и открывает перед Рэем некоторые двери.
Плюс вестернизация всей страны
Братья-поляки любовно шлифуют свой движок без пяти минут шестой год. Специально для "Call of Juarez" они добавили поддержку HDR, да так лихо, что любая демонстрация отличающейся природы стремительно догоняет своих подружек из "Oblivion" и "Just Cause". Конечно, при приближении к носу деревья и камушки распадаются на низкоуровневые текстурки, но когда смотришь с высоты метров эдак в двести, нетипичные техасские пейзажи кажутся каким-то художественным откровением. "Бор корабельных сосен" Шишкина, пожалуй, местами отдыхает. Несмотря на кажущуюся бесконечность, горизонт на самом деле довольно близко, и уткнуться в него носом очень просто - достаточно поехать в любую сторону, попытаться заехать на невысокий холмик и с удивлением обнаружить, что ничего не выходит. Это не мешает игре быть красивой, эффектной и привлекательной. Музыкальное сопровождение довольно занудно, но не требует немедленного отключения. Повторяющиеся мелодии ни в коем случае не навевают мысли о ковбойских сапогах, ржавых винчестерах и эпической истории о золоте и любви. Качество исполнения находится на уровне местечковых композиторов, вдохновенно лабающих не особо претенциозные мелодии, не стремящиеся в музыкальные топы. Единственное исключение - на уровне с обучением индейским премудростям играет абсолютно восхитительная музыка, в сочетании с предзакатными пейзажами выдающая идеальный результат для релаксирующего населения.
Ружье из третьего акта
В "Call of Juarez" практически все находится на своих местах. У каждого персонажа - игрового или неигрового - есть своя роль. Умрут практически все, но каждый - своим, законным образом. Бармен умрет за то, что поддержал бунт. Главный злодей - это именно его зовут Хуарез - умрет потому, что он главный злодей. Мудрый учитель умрет затем, чтобы в списке "Отомстить" Билли была еще одна строчка. Не слишком типично для дикозападного шутера, а вот для довольно жестокого приключенческого боевика - самое оно. Разумеется, вестерна лучше и восхитительнее, чем "Outlaws" пока еще не придумали, но из всех поделок на тему "Call of Juarez "стоит, пожалуй, ближе всех к отцу жанра.