Мужская работа Словацкая компания Byte Software последнее время корпела над тактическим шутером от первого лица с воинственным названием Specnaz: Project Wolf. Еще задолго до выхода разработчики настолько уверовали в его светлое будущее, что подвязались делать и первое официальное продолжение, обещающее расширить и углубить все вкусности оригинала. К сожалению, таковых не оказалось вовсе. Вышедший релиз не только не может похвастаться достойной атмосферой, позволяющей ощутить себя бойцом элитного российского спецподразделения, но и козыряет откровенно убогой графикой, и это при непомерно задранных системных требованиях, недоделанным движком с морем глюков, корявой системой сохранения (уникальная находка авторов - подробности чуть ниже), завышенным уровнем сложности, однообразным и утомительным геймплеем, далее по списку. Не повезло ему и со сценарием, ибо вместо истории, достойной хотя бы пера Тома Клэнси, нам в очередной раз подсовывают сухую статистическую сводку, напрочь лишенную живых персонажей, ярких событий и интересного общения. Итак, террористические атаки прокатились по всей Европе, вынудив НАТО еще тщательнее искать места дислокации и базы террористических группировок. Ниточка поисков вывела к границам Ирана, тогда руководство Альянса попросило Москву оказать посильную помощь, полагаясь на ее добрые отношения со своим южным соседом. Москва согласилась, выслав на задание самые передовые подразделения, включая и легендарный спецназ. Операция получила кодовое название "Проект Волк". Наведения порядка в одном Иране оказалось недостаточно, поэтому российские военные заодно решили разобраться с деструктивными элементами еще и в Йемене, Афганистане, Узбекистане и Мьянме. Один в поле воин Перед началом штурма одиночной кампании, состоящей из более чем трех десятков миссий, предлагается выбрать один из двух ключевых режимов: "герой" и "тактика". В первом случае мы выполняем задания сценария в одиночку, полагаясь лишь на свои собственные силы, а во втором - в составе команды, командиром которой и являемся. Миссии при этом, что любопытно, совершенно никак не меняются. Подопечным, отличающимся повышенной степенью глухоты и слепоты к вашим ЦУ, можно отдавать несколько типов приказов. Следовать за собой, переместиться в указанную точку, убрать цель, сменить положение (стоя, на корточках, лежа) и изменить уровень агрессии. Предусмотрено даже два варианта командования - с общей навигационной карты (картинка со спутника, когда управление "юнитами" напоминает RTS) или путем вызова командного меню прямо во время боя. На практике подчиненные спецназовцы крайне редко идут туда, куда их посылают, и делают то, что просили, поэтому очень быстро война группы солдат превращается в войну одного человека. Задания повторяются из миссии в миссию, отличаясь завидным постоянством. То необходимо уничтожить всю живую силу противника, то взорвать штаб, нефтехранилища или казармы, то выкрасть важные документы или груз, а то и все сразу скопом. Обычно спецназ живых после себя не оставляет, только кучку трупов, по крайней мере, именно так о нем думают трудяги из Byte. Расстояния здесь принято измерять километрами, поэтому топать от одного населенного пункта до другого придется долго и упорно. В качестве облегчения этого нелегкого пути возле дороги нередко оставляют наш родимый УАЗ. Дескать, полезайте в кабинку, чего ноги-то зря стаптывать. Сказать, что управление автомобилем неудобно и вызывает вопросы - значит промолчать в тряпочку. Во многих танковых симуляторах многотонные стальные монстры - и то отличаются лучшей маневренностью и большим изяществом, нежели четырехколесное недоразумение в исполнении Byte Software. Вот пуля пролетела и ага... Нельзя обойти вниманием хардкорность прохождения, ведь практически любая пуля, выпущенная хотя бы и с расстояния в километр, может оказаться смертельной. Боевики (внешне практически все на одно лицо) умудряются бить без промаха, находясь так далеко, что даже в оптический прицел не удается разглядеть их лица, при этом не всегда утруждая себя поворотом ствола в вашу сторону. В общем, одно-два попадания, и вы - хладный труп. Так что стратегия Рэмбо с очередями на бегу от бедра в этой игре совершенно противопоказана. Любители, использующие пистолеты ("Стечкин") с глушителем и предпочитающие рассматривать окрестности через окуляр оптического прицела, установленного на автомате VSS или штурмовом автомате "Гроза" (модель с оптикой и без подствольного гранатомета), проживут гораздо дольше. Помимо вышеупомянутого оружия в арсенале присутствуют автоматы AK-47 и Asval, гранатомет РПГ-7, взрывчатка с дистанционным детонатором, которая понадобится в большинстве заданий, гранаты РГД-5, бинокль и прибор ночного видения (сугубо в ночных миссиях). Перед зданием разрешается немного подумать над снаряжением, меняя "стволы" на экране экипировки, состоящем всего из двух слотов для главного и второстепенного оружия и одном для вспомогательных средств. Стрелять можно как одиночными, так и очередью, а, когда кончаются патроны, приходится выкидывать оружие вместе с опустевшим магазином, чтобы можно было подобрать выпавшее из рук террористов. Неудобно и муторно. Если вам уготовано рухнуть тряпичным мешком чаше всего после первого же попадания (особенно бывает "приятно", когда выясняется, что в вас стрелял призрак - террорист, которая как бы есть, но которого не видно с некоторых углов обзора), то о противниках этого сказать нельзя. Таких ляпов немного, но раздражают ужасно. Иногда вояки валятся на землю с первой порции свинца, иногда почему-то только с пятой. Кстати, в голову рекомендую вообще не стрелять: местные каски так замечательно рикошетят пули, что счет удачных headshot'ов будет идти в лучшем случае на единицы. Добавьте к этому отсутствие аптечек или хоть каких-то лечебных средств, которыми можно было бы подправить пошатнувшееся здоровье. Здоровья как такового тоже нет - ни в виде пресловутого лайфбара, ни в виде цифр. Так что определить, насколько вы живы, не представляется возможным. Количество сохранений на миссию решили ограничить тремя штуками. Больше ни-ни. Что самое интересное - стоит вам выйти в главное меню, как и эти три крайне важных сохранения испарятся самым загадочным образом. Извольте начинать сценарий с самого начала. Хорошо еще пройденные миссии автоматически запоминаются. Касательно графики все крайне средненько. Даже для уровня трехлетней давности, а ведь требования у Specnaz'a самые что ни на есть современные. Холмистая местность с редкой растительностью, несколько базовых лагерей, по которым прогуливается кучка солдат, соединенные проселочными дорожками, скудное качество спецэффектов - вот и все местные достопримечательности. Достаточно сказать, что в домах совершенно отсутствуют предметы мебели, взгляд уныло обшаривает лишь голые стены. Видимо, террористы предпочитают есть, спать и сваливать свои вещи прямо на дощатом полу. Технические ляпы еще больше омрачают картинку: утопающие наполовину в земле колеса внедорожника, застревающие и проваливающиеся сквозь стены зданий тела - в порядке вещей. Звук вышел ничуть не лучше. Музыка не впечатляет, голоса в брифингах звучат русские (с родным произношением), сопровождаемые английскими субтитрами, а бандиты и вовсе предпочитают держать рот на замке. Ни нашим, ни вашим Попытавшись усидеть на двух стульях, словацкие труженики смачно просвистели между ними. Specnaz не сможет вызвать интерес ни у фанатов шутеров от первого лица с претензией на реализм, ни у симуляторов спецподразделений вроде Delta Force или Rainbow Six. В минусах - долгие загрузки и огромные территории, по которым следует пробираться с осторожностью сапера, который, как известно, ошибается всего один раз - "ворошиловские стрелки" с той стороны не дадут сделать ни одного лишнего шагу; нудные задания по зачистке всего и вся; невнятное управление командой; слабая визуализация (посмотрев вступительный ролик, вы все сами поймете), умудряющаяся основательно подтормаживать, и не доведенный до ума движок, который хоть и не выдает критических ошибок, но позволяет присматриваться к своей изнанке регулярно. Все остальное ниже среднего. В общем, непочатый край работ для бета-тестеров, может быть, хотя бы к анонсированному сиквелу что-нибудь изменится. А пока что - выстрел "в молоко".