Коровы. Большие белые (или черные, или рыжие, и другого возможного окраса) существа. Много едят. Любят жевать свежую зеленую траву и пастись на лугу, пока пастухи высыпаются после ночной попойки. Ненавидят, когда доярки их доят. Любят выдавать в день на-гора один и тот же звук: "Му-у-у-у", продолжительность которого зависит от состояния связок парнокопытных. Примерно вот, что городской житель, никогда не бывший в селах и деревнях, может узнать о коровах, подчеркнув данную информацию из школьных учебников и прочей литературы. Но не урбанизированная часть населения-то понимает, что не все так просто. Коровы, да и весь домашний скот в придачу только на первый взгляд кажутся безобидными. Как только солнце зайдет за горы, уставший хозяин вернется с работы и ляжет спать, скот начнет сходить с ума. Форменный свинарник. Пока куры кидаются друг в друга яйцами, а свиньи играют в салочки, короли сего действия - коровы - играют в покер. Вот она, настоящая жизнь! Без поедания травы и выгула.
Свинство людей
Стив Одекерк (Steve Oedekerk) создатель таких хитов, как "Эйс Вентура", "Джимми Нейтрон", "Брюс Всемогущий" (еще один "Всемогущий", но на этот раз "Эван" уже на подходе) и недооцененного "Кунг-По: Нарвись на кулак", так и не прошедший по российским кинотеатрам, решил снова окунуться в мультипликацию. С компьютерной графикой Стив знаком не понаслышке ("Джимми Нейтрон", "Санта против Снеговика" сделаны именно по этой технологии), так что недолго думая, знаменитый выдумщик принялся за дело. Его новая работа, мультфильм "Рога и копыта", казалась эдакой божественной комедией. В смысле, много шуток, действия, прибауток, приколов в красивых декорациях со смешными персонажами. В итоге - скучная сказка, весь юмор которой легко мог поместиться в короткометражку. Благо создатели одноименной игры решили не связывать сюжет картины и игры, ограничившись лишь идеологической основой: местом действия и персонажами. И как позже выяснилось - правильно сделали.
Нонсенс
В общем, если вы не поняли, поясняем: мы, друзья имеем дело с редчайшим случаем, когда по мотивам довольно среднего продукта мультипликационного отдела США, первоначально внесенного в список шедевров, выходит игра, по юмору и правильной прорисовке внутреннего окружения в несколько раз превосходящая оригинал. Не будем углубляться в причину недоработок гражданина Одекерка и вопросов, как так вышло, что мало кому известная студия Blue Tongue Entertainment одной левой уложила все без сомнения добросовестные потуги знаменитого режиссера, но факт остается фактом: игра "Рога и копыта" оказалась лучше одноименного мультипликационного фильма. Здесь и развлечений больше, и юмор менее циничен (игра ведь ориентирована в первую очередь на детей, для которых слово "цинизм" вовсе не знакомо), и геморроя насчет сюжета нет, а атмосфера куда более осязаема, чем в завуалированном мультике. Каждый персонаж (точнее - животное) обладает своим неистощимым шармом и обаянием. При весьма слабом графическом движке, моторчик игры выдает такую очаровательную картинку, такую яркую, детскую, местами игрушечную графику, что просто диву даешься! Конечно, далеко не последнюю роль в этом сыграла работа местных художников и дизайнеров, но все равно визуально Barnyard (истинное название игры и мультфильма) выглядит великолепно. Наверное, именно такими должны быть все тематические проекты. Свежими, красочными, красивыми и по-юношески задорными в плане геймплея.
Свинство животных
Собственно, сюжет, если он вообще необходим представителю детских аркад, легко умещается в двух предложениях. Фермер привозит новую корову (или быка; выбор пола, имени и окраса выбираем сразу перед тем, как копыта нашего персонажа ступят на территорию фермы). И все. Далее тоненькая ниточка сюжета большими ножницами разрезается надвое. С одной стороны - диалоги, находящиеся на должном уровне, с другой - фантазия разработчиков, которая по сути должна была быть направлена на создание интересных мини-игр. Но все это, скорее, дань моде. Точно неизвестно, но возможно, что сами авторы сделали основной упор именно на геймплей, состоящий по сути из мини-игр. Но Barnyard покоряет сердца игроков другим. Атмосферой и дизайном. Проработка внутреннего мира игры сражает наповал. Сама местность не велика. Помимо маленькой фермы, дают погулять по ее окрестностям, которые, кстати, открываются постепенно по мере выполнения заданий. Но в каждом, скажем так, районе есть своя какая-то изюминка. На юге поля обитает банда крутых коров, не пропускающих никого вперед, на западе находится великолепная гора-равнина, на вершине которой так приятно находиться при закате солнца... В общем, у разработчиков волей-неволей получился маленькой такой мирок с разным ландшафтом, рельефом, культурой животных, если хотите. Чтобы это понять вспомните свое детство со всеми своими придуманными мирами, где вечно светит солнце, птички поют, а за каждым углом продается мороженное за сущие копейки. Barnyard умудряется возвратить в детство всех: подростков, взрослых, а может даже пенсионеров. Только в этом детстве все домашние животные умеют говорить, играть в покер, кататься на транспортных средствах и готовить яблочные пироги. А это уже какой-то сладкий сон получается. И просыпаться не хочется.
Свободная жизнь
Неоспоримый плюс Barnyard - свобода действия. Игрок волен делать все, что душе угодно. Никто не заставит вас в принудительном порядке проходить задания. Если хотите, можете дни напролет (именно "дни", в игре в полной мере присутствует динамичная смена дня и ночи, причем она влияет на физическое состояние главгероя, ведь без сна он долго не протянет) гулять по окрестностям фермы, ловить мух и загорать на солнышке. Впрочем, если не желаете быть запертыми в четырех стенах скотного двора, но хотите погулять по всей территории, то без выполнения мини-игр не обойтись. В свободное от заданий время разрешено кататься на велосипедах, готовить на кухне, вытравлять со своих территорий койотов, повторно проходить мини-игры с целью улучшить свои результаты. Вторая сторона - креатив разработчиков - работает на полную катушку. 25 мини-игр скроены великолепно. Половина из них, правда, взяты из мультфильма (танцы за спиной почтальона, аркадные покатушки по городу на машине с последующим удиранием от приставучей полиции), но большинство из них придуманы создателями игры. Здесь нашлось место и прыгалкам, и стрельбе молоком по мишеням, а также гольфу, велосипедным гонкам, дартсу, перекроенными на коровий лад. Ну, а в остальном все сделано по классическому лекалу большинства детских аркад. Бонусы в виде монеток тратятся на необходимые предметы (металлоискатель, например, предназначенный для поиска зарытых сусликами кладов, или модный велосипед). Цветочки и продукты питания подбираем для приготовления блюд на кухне (рецепты также разбросаны по всей территории фермы), а специальные желтые листовки с советами от разработчиков используем ради того, чтобы быть в курсе дел. Ах да, у нас ведь коровы не простые! Помимо того, что парнокопытные ходят на задних, они вооружены по последней моде. В их арсенале есть рюкзак, в котором находятся все необходимые вещи, солнечные очки (без них корова, оказывается, никогда не брызгается молоком) и... мобильный телефон. С помощью него жители фермы обмениваются сообщениями. Так, на первых порах сообщения о новых заданиях будут приходить на телефон игрока. В дальнейшем миссии придется искать самому, а телефон вообще не понадобится.
Грань между реальностью и вымыслом
В список достоинств стоит внести также эффект погружения в игру. Играя за молодую неопытную корову, пытающуюся доказать, что она чего-то стоит, разработчики погружают игрока в мир Barnyard. Человек, посмотревший одноименный мультфильм без проблем сможет сориентироваться на территории фермы. Персонажи остались те же: бесшабашный Отис, главный клоун на скотном дворе; его отец Бен - вожак двора, держащий под контролем всех животных; мышонок Пип, несмотря на свои размеры не боящийся защищать наряду с другими персонажами родную ферму от набегов енотов; хряк Свин, по ленивости переплюнувший самого Отиса и многие другие герои, знакомые по творению <Рогам и копытам>. Жаль только звездный коллектив, принимавший участие в озвучке картины, так и не добрался до игры. Но отрадно, что безызвестные актеры здорово скопировали голоса, так что о подмене узнаешь только после того, как финальные титры, извещающие об актерском составе, лениво тянутся вверх. Но и здесь не обошлось без недочетов. Персонажи произносят лишь первую и последнюю строчки своих текстов. То что, условно говоря, посередине, игроки должны читать, а не слушать. Зато полностью радует слух музыкальное сопровождение. Сельские баллады (они же: кантри-песни) великолепно описывают абсурдность происходящего (говорящие животные - это не нормально!), а эффект погружения становится еще более точным. Например, если вы подойдете к дереву, то можете услышать как шуршат под ветром его деревья. Благоприятную картину впрочем, существенно подпорчивает управление. Менять конфигурацию нельзя, кроме того, пользоваться геймпадом невозможно. Камера постоянно старается показать не те ракурсы, которые необходимы. Есть подозрения, что наш персонаж именно за счет не отзывчатого управления так неповоротлив, а отнюдь не из-за своего веса.
Предназначено для семейного просмотра
Конечно, так и хочется повесить на Barnyard ярлык "только для детей". Скажем больше, сами разработчики так ее и преподносят: "В основном - для детей, а также для тех, кто смотрел детище Одекерка и хочет продолжения банкета". Но вот в чем дело: в игре проходит довольно отчетливая граница между "детским садом" и "настоящим весельем". Детская аудитория в любом случае будет довольна, снова увидев любимых героев, а взрослая порадуется выкрутасам героев, великолепному юмору и занимательному геймплею. Это тот самый редкий случай, когда игра угодила всем. Перед нами что-то вроде "семейного кино" игровой индустрии, то есть оно предназначено для любой возрастной категории: бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер. Уж и не знаем, понимали ли сами разработчики, что они творили, но если да, то за Blue Tongue Entertainment следует внимательно присматривать и ждать их следующего проекта. Такие таланты должны быть всегда на виду. P.S. Сей обзор писался по русской версии игры, локализованной гражданами из "Нового Диска". В связи с этим грехом будет не отрапортовать вам, друзья, о качестве продукта. Начнем, как ни странно с обложки. Дело в том, что за 250 рублей (столько просит российский издатель за jewel-версию) вы получаете помимо диска еще руководство пользователя с подробнейшим описанием всех премудростей игры. Обычно такие книжечки находятся в более дорогих box-версиях, но это, очевидно, одно из исключений. Внутреннее содержимое игры также не подвело. Шрифты подобраны идеально и похожи на оригинальные. Перевод выполнен великолепно без каких-либо орфографических и пунктуационных ошибок. Минус один: как и в американской версии игры, русские актеры, справившиеся со своей работой очень хорошо, произносят только первую и последнюю строчки диалога. Остальное приходится читать. Но в основном, российский вариант Barnyard можно считать образцово-показательной работой.