Первые упоминания о цирковом искусстве восходят еще ко временам Древнего Рима, где уже тогда осознали, как можно развлекать людские массы организованными выступлениями артистов. Правда, в то время наибольшей популярностью пользовались скачки и заезды с участием колесниц, но акробатам и опытным бойцам тоже было, что показать. Все это превратилось в подобие современного цирка лишь к концу XVIII века, когда англичанин Филипп Эстли провел первое представление в Лондоне. Позднее активизировались и труппы из других стран, которые охотно путешествовали, конкурируя друг с другом и повышая престиж профессии. О цирке снимали фильмы, для него писали музыку, а теперь дошла очередь и до игр, где на этот раз вам предлагают выступать в полновластной роли директора подобного культурного учреждения. Многие поклонники компьютерных игр, знают, чем прославилась чешская студия "Illusion Softworks". Конечно же, речь идет о шедевре "Mafia" и серии "Hidden & Dangerous". В последнее время компания занимается консолидацией национального рынка видеоигр, поглощая мелких независимых разработчиков, к примеру, фирму "Pterodon", разработавшую проекты "Vietcong" и "Flying Heroes". В расширении влияния дошла очередь и до компании "Silver Wish Games", благополучно ставшей подразделением "Illusion Softworks" и выпустившей не только продукты "Chameleon", "Wings of War", но и данную экономическую стратегию. Обучающий режим встроен в первую кампанию, а еще имеется цветной мануал, в котором разъяснены основы, и внутриигровая справочная система наподобие тех, что выскакивают в некоторых программах по нажатию клавиши "F1". В ней желающие побыстрее освоиться могут найти гораздо больше информации, следуя по гиперссылкам и ориентируясь по оглавлению. Игровых режимов всего два: кампания, состоящая из 3 разделов, и "песочница", дозволяющая играть без ограничений и целей со всеми возможностями, которые вы открыли в кампании. Завязка сюжета главной истории достаточна для того, чтобы вам захотелось узнать об ее финале. Подающий надежды банкир Питер так и не нашел общего языка со своим боссом и уволился, отправившись искать счастья к своему дяде Алану, заправляющему небольшим европейским цирком. Обнаружив хозяйство в запустении, племянник получает от дяди пост директора и задание поправить дела семейного предприятия, пока родственник непонятно зачем отправится в другие страны. В своих начинаниях Питер не остался в одиночестве и может вдоволь пользоваться подсказками говорящей собаки по кличке "Дружок", которая настолько умна, что знает некоторые секреты выгодного бизнеса. Кампания состоит из 3 глав или цирков, с которыми придется работать в Европе, на востоке и в Америке. Верный пес периодически, чтобы вы не скучали, подкидывает разнообразные поручения по части репертуара, застройки или получения денежных средств. Попутно вас незаметно обучают и на практике знакомят с основными игровыми возможностями, поначалу даже точно указывая, куда пойти и что там сделать. В качестве бонусного приложения ваш герой еще и является активным участником происходящего. В частности, семейная линия биографии позволяет в процессе общения с подчиненными даже завести отношения с одной из девушек, работающих в цирке. Кандидатуру вы выберете сами, чтобы позднее сыграть свадьбу. Как и в любой экономической стратегии, здесь вам выделяют огороженный участок земли, немного денег и список заданий. Если в других играх жанра, на начальном этапе важную роль играло строительство, то тут все обстоит немного иначе, ведь даже палатка с сахарной ватой обойдется в 23 тысячи евро (в свободной игре начальный капитал составляет полмиллиона; в кампании - 5 тысяч). Все постройки, которых тут несколько десятков, можно условно подразделить на несколько групп: питание (разнообразные угощения и напитки для посетителей), административные здания (шатер, дирекция и прочие), жилье (дома для артистов, вольеры для живности) и декор (скамейки, растения, прожектора и прочие предметы обстановки). Поклонники микроменеджмента будут довольны возможностью регулировать цены на продаваемую продукцию, рационы питания, гардероб и наличием выбора, поселить ли своих подопечных в дешевой коммуналке или же выделить каждому отдельное бунгало, а, может, и раздельных вагончиков с них хватит (переселение обитателей из одного дома в другой допускается). Сооружения несут различный положительный эффект постояльцам, издержки для хозяина цирка и окружающей среды. К тому же некоторые здания можно усовершенствовать, увеличивая их полезность за внушительные суммы на реконструкцию. Следующим номером программы идет покупка зверей, каждый из которых является самым настоящим артистом, ухаживать за которым нужно не меньше, чем за работниками. У любого подопечного есть не только своя биография, подробная характеристика с психологическим портретом, но и набор параметров, среди которых значатся опыт, стресс и выносливость. Артисты становятся опытнее, успешно участвуя в выступлениях на публике. Вскоре, накопив достаточно очков, сотрудник цирка переходит на новый уровень мастерства, что позволяет ему выучить новые, более сложные трюки. Качество исполнения каждого номера лучше доводить до максимума, иначе артист потерпит фиаско на арене, что его очень расстроит. Постепенно те элементы программы, которые давно не применялись, забываются их авторами, для чего пригодится функция повторения, при которой циркач быстро вспомнит 3 самых забытых трюка. Общее число последних доходит до пары десятков для каждой группы циркачей, поэтому данная возможность оказывается весьма ценной. В процессе работы артисты устают и нервничают. Если с первым справиться можно ночным сном, то второе потребует грамотного планирования распорядка дня. В 7 часов вы должны будете решить, как все циркачи проведут ближайшие сутки, указав каждому занятия на утро, день и ближайший вечер. В списке поручений могут стоять отдых, повторение старых номеров или изучение новых (что отнимает несколько дней). В каждом пункте есть еще свой набор вариаций. Так, лошадь может отдыхать в стойле, где она и проживает, что не потребует дополнительных расходов, или же ее можно отправить в закрытый загон, где в обмен на небольшое падение популярности со стороны зрителей, которые не будут ее видеть, она быстрее восстановит силы, или же пошлите коня в специальный центр, где ему помогут расслабиться по высшему разряду, за что придется немало заплатить, но и настроение улучшится куда быстрее. Если для подопечных зверей наибольшее значение играет качество ухода, очки для распределения которого между живностью суммируются от всех работников цирка с такой способностью, то мораль сотрудников куда более меркантильна. Конечно, с неделями рутинной работы они становятся лояльнее к вам, но все же рано или поздно по грустному выражению лица несчастного можно осознать необходимость увеличения жалованья, где рядом с числовым показателем будет еще и показано отношение работника к новой ставке. Измотанных служащих можно отправлять в поездки или на экскурсии в город с предоставлением карманных денег или билетов на развлечения. Авторы неплохо обыграли и психологический аспект. К примеру, в кампании с самого начала с вами будет работать один преданный делу клоун, но извечная депрессия и невнимание к работе позднее перерастут в воровство денег на выпивку из вашей кассы, порчу имущества цирка, поэтому в определенный момент вам придется решить, стоит ли расстаться с наработанным опытом такого сотрудника и взять на его место добродушного новичка-неумеху, которого долго придется обучать премудростям профессии. Артисты делятся на несколько категорий. Так, клоуны веселят зрителей, акробаты показывают свою ловкость, а дрессировщики учат зверей новым приемам и т.д. Помимо "звезд", здесь имеются и рядовые сотрудники вроде уборщиков, ветеринаров и докторов для людей (недостатка в таких кандидатах обычно не наблюдается); при этом вас будут всячески стимулировать не брать первого попавшегося под руку, а искать самого умелого с самой низкой зарплатой. Если вдруг ваш ценный артист заболел, то самостоятельно он будет выздоравливать долгие дни, если не недели, но можно трудоустроить бригаду врачей или помочь ему своими силами. Ваш герой ежедневно получает несколько очков действия и может выполнять кое-какую работу, их расходуя. Например, он способен повысить чистоту территории на 100 пунктов сам или же позвонить профессиональным уборщикам (дороже, но быстрее), ухаживать за животными, приветствовать посетителей, повышая популярность, бегать за лекарствами, расходуя деньги в надежде на скорое выздоровление заболевшего, а также хвалить или ругать каждого артиста. Все эти приятные психологические мелочи, которые так ценятся сейчас поклонниками футбольных менеджеров, здесь пришлись весьма кстати. Вы можете организовывать до 2-х выступлений в сутки (днем и вечером), выпуская на арену разных артистов с их номерами (чтобы сохранить физическую форму исполнителям, не рекомендуется перегружать циркачей, заставляя их в одном шоу показывать все, что они умеют). На каждый элемент программы можно накладывать свои спецэффекты, музыкальные отрывки, освещение и даже фанфары (все новинки приобретаются за деньги). Программу можно просмотреть, сохранить на будущее для быстрого доступа или записать прошедшее шоу, чтобы потом показать его друзьям. Во время выступления бывают неудачи, отображающие проваленные трюки и повышающие стресс занятых в них работников. Номера бывают одиночные, групповые и круговые (когда животное обегает арену вдоль бордюра). В конце вам покажут общий рейтинг программы по различным показателям, включая комичность, драматизм, изящность и другие. После шоу все зрители пропорционально своим впечатлениям вознаградят вас деньгами, а вы сможете изучить статистику, посмотреть отзывы недовольных, половозрастную структуру пришедших и все прочее, причем, периодически программу нужно менять, иначе доходы от ее показа постепенно начинают сокращаться. Посетители подразделяются на классы, причем, самые богатые внимательно оценивают общий рейтинг вашего заведения и очень требовательно подходят к наличию инфраструктуры в виде соответствующих их предпочтениям забегаловок, убранства и избытка уборных. Экономическая модель несколько упрощена, чтобы не перегружать пользователей ненужными заботами. В планировании программы главное - плавно повышать общие показатели качества, яркость шоу и сочетать рядом номера одного темпа. Основным источником поступления средств являются выступления, а с текущими расходами до определенной поры помогают справиться весьма прибыльные магазинчики. Приятным дополнением в копилку служат побочные квесты вроде организации требуемых шоу для богачей, готовых щедро заплатить вам за усердие, но от этих поручений можно и отказаться. Немаловажным фактором является реклама, ведь число гостей повышает общую выручку, поэтому можно рекламировать свое заведение действиями героя, жертвовать деньги городу на благотворительность, а еще дозволяется превратить цирковую территорию в мини-зоопарк, пустив внутрь гостей любоваться на вольеры со зверушками, но в этом случае и мусора будет значительно больше. Первые мелкие проблемы игры обнаруживаются в интерфейсе, где не хватает единой статистики по работе цирка, такой же подробной, которая приводится по каждому прошедшему шоу. Где-то сразу непонятен механизм управления, ведь для составления программы вам постоянно придется ошибаться в быстром переходе от выбора номеров для одного артиста к другому циркачу без потери сделанных изменений. Хотя и с этим можно освоиться, а нижние и верхние управляющие панельки на экране обзора территории отличаются ценной эргономичностью. Конечно, графическое исполнение несколько отстало от времени, хотя картинка оказывается на порядок лучше, чем, например, в "Zoo Tycoon 2" и многих других последних играх жанра, создатели которых либо еще не решились перейти в полное 3D, либо сделали это неумело. Быть может, авторы взяли технологию подешевле, чтобы снизить бюджет, или слишком долго пребывали в творческом процессе, но все же здесь есть на что посмотреть... при желании. Так, можно с видом от третьего лица побродить по дорожкам своего цирка, полюбоваться на окрестности (ходьба вне пределов тропинок не допускается). За оградой виден город, ездит автотранспорт, а вечер и ночь подсвечивают ваши владения милыми огоньками. В стойле периодически появляется лошадка, артисты спешат по своим делам, а еще вы можете лично ознакомиться с программой, увидев все номера в том оформлении, которое заказали. Модели и анимация людей, предстающие в среднем качестве, уступают более симпатичным звериным аналогам. Трибуны полны клонированными по возрастным типажам чурками-зрителями, но хотя бы они умеют хлопать и радоваться увиденному. Лучше всего было продумано отображение исполнения номеров, которые вполне способны сымитировать посещение настоящего цирка для тех, кто там давно не был. Вращение камеры на территории ограничено лишь изменением угла наклона, допускающимся в определенных пределах. На арене вы сможете переключаться между камерами с различными ракурсами, а вот на видеороликах явно сэкономили.
Звуковых эффектов могло бы быть и больше, зато музыка приятно радует. Весьма мелодичный заглавный трек дополняется ненавязчивым сопровождением вашей управленческой деятельности. На арене же вы сможете услышать самые разные по характеру музыкальные отрывки, а некоторые из них будут сразу опознаны завсегдатаями реального цирка. Приятно, когда приложение, вышедшее в версии 1.0, отличается стабильностью, разве что мелкие недоделки дают о себе знать (вроде повторения описания текущего задания в цикле несколько раз подряд), но такие случаи единичны. Локализация прошла хорошо, а неплохое озвучивание, проведенное десятком актеров, заставило циркачей говорить на русском языке.
Весьма увлекательная экономическая стратегия "Circus Grande", создатели которой излишне не думали о своих амбициях, напоминает о творениях студии Тревора Чана вроде "Restaurant Empire" и "Zoo Empire", когда выбранная идея разрабатывается максимально глубоко и с высокой долей реализма. Любители микроменеджмента будут в восторге от многообразия возможностей, позволяющих максимизировать эффективность предприятия, а все остальные могут сосредоточиться на главном и тоже преуспеть, хотя и не так быстро, как самые внимательные управляющие.