Air Conflicts (Асы Поднебесья) - Миссия неповторима
Миссия неповторима Поток летательных аркад на тему Второй мировой продолжается. Очередное произведение в этом жанре именуется Air Conflicts, а его русская версия, изданная 1С - "Асы поднебесья". Мне достались обе версии, и я с удивлением обнаружил, что набор файлов на дисках той и другой отличается очень заметно. Зачем локализаторам было нужно так перелопачивать игру - непонятно. С первым различием я столкнулся уже при запуске: оригинальная версия при каждом старте выдает сначала отдельную менюшку настроек, и, лишь кликнув на Save and play, вы попадаете в саму игру (из которой настройки тоже можно изменить, правда, не во время миссии, что неудобно; неудобно и то, что музыку и звуки можно лишь включить или выключить, но не регулировать их громкость). В русской версии запускается сразу игра, что, в принципе, правильно. А вот что, мягко говоря, совсем неправильно - так это чудовищный глюк русской версии, приведший к тому, что после переключения во время игры по Alt-Tab (что оригинальная игра выдерживает довольно неплохо, хотя иногда все же вываливается) русские шрифты из "Асов поднебесья" исчезли как класс! Причем не помог не только выход из игры и новый запуск, но даже перезагрузка системы! Разбираться, что именно игра умудрилась загадить, я, конечно, не стал, а просто снес русскую версию, попутно высказав все, что думаю о таких русифЕкаторах (именно так, от слова "фекалии"). Так что дальше речь пойдет только об английской версии. Игра позволяет вам пройти три карьеры - германского, советского и британского пилота; германская и британская состоят из трех последовательных кампаний, советская - из четырех (но при этом две из них короче, так что общее число миссий, проходимых по ходу каждой карьеры, примерно одинаково - около 40). Что меня порадовало, так это преамбула: игра посвящена всем, кто отважно сражался за свою страну, независимо от того, на чьей стороне они воевали (в русской версии это тоже есть). Все больше людей понимают, что Вторая мировая - как, впрочем, и практически любая война в человеческой истории - была не борьбой Добра со Злом, а столкновением режимов, каждый из которых прикрывал высокими словами вполне шкурные интересы и далеко не благородные методы; большевистский режим был ничуть не лучше фашистского, да и действия демократических Британии и США (такие, как варварские бомбардировки тыловых городов Германии, жертвами которых стали около двух миллионов мирных жителей) вполне попадают в категорию "военные преступления". И в то же время преступления правивших режимов - это одно, а личная доблесть и личные трагедии простых солдат, честно исполнявших свой долг так, как они его понимали, в рядах Вермахта, РККА и западных армий - это другое. И поминать их, ставших жертвами крупнейшей в истории бойни, надо всех вместе, без деления на "плохих" и "хороших" и без двойных стандартов. Увы. Здравомыслия авторам игры хватило только на посвящение, а дальше двойной стандарт обнаружился в полный рост. Вы уже, наверное, догадываетесь, какой, особенно если смотрели скриншоты. Свастики! Их опять нет, причем и на германских самолетах, и на финских! Напомню, что финские синие свастики не имеют к нацизму даже самого косвенного отношения, ибо появились на самолетах Суоми в 1918 году, перекочевав, в свою очередь, из фамильного герба шведского графа, подарившего финнам их первый истребитель... Удивительно, как эти кретины-свастикофобы еще не заявились в древние индийские храмы, чтобы ободрать "символы фашизма" и там! В общем, как я уже не раз говорил, ни одна игра, в которой исторически достоверная символика приносится в жертву политкорректному идиотизму (причем еще и исторически безграмотному), высокой оценки у меня не получит, и эта - не исключение. Хотя, конечно же, это не единственный ее недостаток, о чем ниже. Миссии в игре фиксированные, но сами кампании не совсем линейные. Миссии в них делятся на два класса: Assignments и Missions. Вторые отличаются от первых тем, что привязаны к реальным историческим событиям, в то время как первые - это просто патруль, воздушный бой ("завоевание превосходства в воздухе") или разведка (сюда же относятся обучающие миссии, именуемые "маневрами", с которых начинается каждая карьера). Впрочем, "историчность" Missions исчерпывается разве что брифингом; ход событий и даже местность чисто условны - вплоть до того, что Сталинград и Ленинград даже не стоят на реках! Об отсутствии в этих городах (которые на самом деле размером с поселок) каких-либо узнаваемых зданий уж и не говорю... Так вот, нелинейность сводится к тому, что, как правило, одновременно доступны несколько миссий одного или обоих типов. Когда вы проходите миссию, время в игре идет вперед (на месяц), и не пройденные миссии, чье историческое время ушло, из списка пропадают; в то же время в нем могут остаться уже пройденные миссии (помечаются зеленым цветом, но их можно снова пройти и опять заработать на них очки; в принципе, это не бред - в рамках одной военной операции действительно могут быть одинаковые задания, такие, как перехват бомбардировщиков или штурмовка наземной техники). Чаще всего "время жизни" миссии составляет не один месяц, а несколько - но все равно пройти за одну кампанию все миссии вы, как правило, не сможете. Однако этим нелинейность исчерпывается: результат прохождения миссии не влияет на ход войны, да и на доступность следующих миссий, похоже, тоже. "Прохождение", кстати - это не обязательно "выполнение". Идеология игры строится на том, что война идет своим чередом независимо от ваших успехов, и, как и в жизни, ничего переиграть заново нельзя (причем, вопреки вранью на коробке русской версии, не только на старшем уровне сложности - всего их, кстати, 4, и по ходу карьеры менять сложность нельзя). Вы можете провалить миссию, как просто не выполнив ее условий, так и потеряв (в бою или аварии) свой самолет. Что интересно, сами вы не гибнете даже во втором случае (на дебрифинге неизменно пишут, что пилот выжил), а именно что теряете самолет. Кампания досрочно заканчивается провалом лишь в том случае, если ваш ангар полностью опустеет. В свою очередь, за успешные действия в бою вас, помимо повышения в звании и наград, время от времени премируют и новым самолетом (или даже несколькими сразу). Предусмотрена также возможность "тактического отступления" - оно рекомендуется в случаях, когда ваш самолет сильно поврежден или истратил весь боезапас (в принципе, боезапас можно пополнить, сев на своем аэродроме, но такие аэродромы есть лишь в меньшей части миссий; кстати, в отличие от других аркадных леталок, самолет при этом не чинят), но в принципе отступить, то есть вылететь из зоны миссии, можно в любой момент (но границы этой зоны определены не слишком корректно - один раз мне засчитали отступление, когда я всего-навсего попытался перехватить бомбардировщики слишком далеко от их цели). Миссия при отступлении не будет считаться выполненной, но самолет сохраните. Очки за каждого уничтоженного врага вы получаете независимо от исхода миссии. На практике то, что задумано авторами как фича, скорее баг: идеология, при которой на любую миссию у вас лишь одна попытка, хоть и реалистична, но неудобна. Бороться же с этим можно так: как только вы потеряли самолет или провалили миссию иным образом - сразу же жмите Alt+F4. Игра тут же вывалится в "винды" и не успеет записать ваш неудачный результат. Впрочем, в некоторых случаях я был вынужден плюнуть и смириться с не пройденной миссией (или выполнить альтернативную ей), ибо пройти ее попросту невозможно. Не то чтобы таких было очень много, но есть. Особенно сволочная в этом плане советская карьера - там целая куча миссий, где нужно в одиночку (в нормальных миссиях у вас есть хоть пара союзников, правда, командовать ими нельзя) противостоять паре десятков врагов, и хорошо еще, если не защищать кого-нибудь при этом. Причем не в начале войны, где это было бы исторически оправдано, а в середине и даже в конце, когда у Люфтваффе не было уже ни топлива, ни пилотов! Повышения в звании определяются строго набранными очками (в документации даже приведена таблица, сколько "стоит" каждое звание). При этом вы начинаете с рядового и можете дойти до наивысшего звания в авиации соответствующей страны - рейхсмаршала, маршала Советского Союза или маршала Королевских ВВС. Что, конечно же, чушь, причем с обоих концов. Летчик по окончании училища имел, как минимум, унтер-офицерское, а чаще - офицерское звание - ну и, разумеется, маршалы, да и генералы (за очень редким исключением), лично в боевых вылетах не участвовали. Да и с написанием званий не обошлось без глюков - так, в советских ВВС обнаружились звания "Efreyto" и "Madshiy leytenant". От слова "mad", вероятно... Спасибо, что хоть "За Родину!" на борту "Ил-2" написали правильно. Ну а по части наград в головах авторов, как водится, бардак полный: на каждую нацию их предусмотрено по 6, и многократно дают одни и те же ордена, что, например, в германской наградной системе невозможно, равно как и получение ордена низшей степени после высшей; причем о том, как выглядит орден Германский Крест, авторы не имеют понятия, зато простой советский летчик может получить высший полководческий орден Победы. Класс Missions делится на 5 типов: тактическая бомбардировка (штурмовка вражеской техники), стратегическая бомбардировка (как правило, стационарных сооружений за линией фронта), сковывание действий противника (Interdiction - очень похоже на предыдущее, правда, иногда бомбить приходится собственные склады и нефтяные насосы, чтобы врагу не достались; не знаю, бывало ли такое в реальности - по идее, их должны были минировать и взрывать с земли), воздушная поддержка (в основном - защита собственных наземных юнитов и зданий (а иногда - кораблей) от вражеских штурмовиков) и перехват бомбардировщиков (иногда последние сбрасывают не бомбы, а парашютистов или грузы; есть и миссии, в которых таким сбросом занимаетесь вы, причем, что самое смешное, это можно делать даже с одно- или двухместного самолета - тогда, правда, сбрасывается лишь один парашютист за раз, но в нескольких контрольных точках). В миссиях по стратегической бомбардировке ваша задача зависит от выбранного самолета - если это истребитель, то вы охраняете бомбардировщики, в противном случае бомбите сами.
Самолетов в игре 12 (не считая недоступных игроку ракет V-1 - кстати, с ними имеется глюк, чтобы в них попасть, надо стрелять не в корпус, а заметно выше). У каждой нации это классический истребитель, легкий бомбардировщик/штурмовик, бомбардировщик и реактивный истребитель. Соответственно, у Германии это Me Bf 109, Ju 87, He 111 и Go 229, у СССР - "Ла-5", "Ил-2", "ДБ-3" и "БИ-1", у Великобритании - Spitfire, Mosquito, Avro Lancaster и Gloster Meteor. Внешне они отрисованы правильно, и по каждому приведена вполне адекватная справка, но, естественно, слова на обложке русской версии о "полном соответствии реальным машинам" - это полный бред. Аркада - она и есть аркада, разница в ней заметна разве что между истребителями и бомбардировщиками (ну еще отчасти отражены отличия в вооружении). Реактивные машины по скорости почти не отличаются от винтомоторных, расход топлива не моделируется, так что ракетный "БИ", которому его хватало на 6 минут полета, может летать сколько угодно. Сложный пилотаж невозможен как класс, можно лишь разворачиваться с разным креном (у бомберов максимальный крен меньше, а штурмовики в игре не уступают в маневренности истребителям, так что активно использовались мной в качестве последних), не очень круто набирать высоту и не отвесно пикировать. Чисто аркадная и "модель повреждений", за одним исключением - если, летя над водой, окунуть в нее выпущенные шасси, они отломаются. Столкновение с землей и наземными объектами, правда, смертельно (с другим самолетом - нет, хотя и слегка уменьшает здоровье; впрочем, учитывая, какая куча-мала творится порой в воздухе, это, скорее, благо.) Единственное, что есть от реализма в модели полета - честные взлет и посадка (не на уровне симулятора, конечно, но разбиться вполне реально, и сесть можно не только на аэродром); соответственно, чтобы держаться в воздухе, нужна достаточная скорость/тяга, но свалиться из-за превышения угла атаки нельзя. Ну и боезапас кончается не только у бомб и ракет, но и у пушек/пулеметов. Ну а самый большой глюк в игре (особенно, кстати, фатальный в свете ее идеологии "неисправимости результатов") - это то, что, если миссия начинается со взлета (таких заметно меньше половины, а садиться в конце и вовсе не приходится), то бомбардировщик (а иногда и легкий бомбардировщик) генерится где-то под полосой и сразу же взрывается! (Впрочем, однажды я наблюдал и "полет под землей", который тоже кончился взрывом.) Как это можно было не отследить, особенно учитывая, что обучающая миссия на бомбардировщике есть почти в самом начале карьеры?! Что касается графики, то смотрится все довольно неплохо, за исключением разве что чересчур "пластилиновых" взрывов и разрушений, которые сводятся к натягиванию на тот же объект "разрушенной" текстуры (визуальных повреждений самолетов тоже нет). Есть динамическая вода с отражениями (но без прибоя) и недурные облака. Плохо, однако, что нет возможности включить вид другого самолета или наземного объекта, да и свой можно смотреть лишь с четырех позиций (вида из кокпита, естественно, нет) и без масштабирования. Масштаб иногда слегка меняет сам движок из каких-то своих соображений; из еще более непонятных соображений иногда картинка начинает дергаться вверх-вниз, что мешает и бесит. Что еще хуже - при не отстойной, но и не революционной графике игра умудряется изрядно тормозить даже с процессором на 3.3 ГГц (при официальной рекомендации 1.2!) при большом количестве самолетов в воздухе. Что еще можно было бы простить симулятору, которому надо каждый этот самолет обрабатывать по весьма сложному алгоритму, но никак не аркаде... В общем и целом, для аркады игрушка могла бы быть вполне неплохой - если бы авторы удосужились вычистить глюки, оптимизировать движок, сбалансировать миссии, сделать приличную модель повреждений...