Игра "Civilization IV", вышедшая прошлой осенью, почти мгновенно нашла свою аудиторию. Хотя, как это обычно бывает, не обошлось без недовольных в рядах преданных поклонников серии и новичков, но, в целом, эта работа "Firaxis Games" многим пришлась по душе. К настоящему моменту вышло уже множество модификаций для проекта, который создавался как раз с учетом их появления, позволяя даже начинающим моддерам без труда получать новый регламент и влиять на многие аспекты оригинала. В результате этого лидерами становились фэнтезийные персонажи, а мод "Star Wars" вообще превратил игровую карту в поле битвы героев знаменитой звездной саги, сделав джедаев и ситхов миссионерами. Сами разработчики решили все же остаться в рамках истории, но установили на первое дополнение к игре немаленькую цену в 30$, заставив потенциальных покупателей задуматься о необходимости его приобретения. Наличие установленной на компьютере игры "Civilization IV" жизненно необходимо для инсталляции дополнения. Авторов еще и можно поблагодарить за то, что в комплект диска с add-on'ом входит самый последний патч (до версии 1.61), для получения которого из Интернета потребовалось бы скачать несколько десятков мегабайт. Сама "Civilization IV" стала по-настоящему играбельной только к версии 1.51, когда было устранено множество технических недоделок, включая наиболее раздражающие утечки оперативной памяти после долгих часов игры и проблемы с соединением в мультиплеере. После установки патча инсталлятор вежливо предлагает перезагрузить компьютер, что можно смело проигнорировать, сразу перейдя к добавлению дополнения. На продолжительности нового вступительного видеоролика решили сэкономить, зато его главными героями являются не только люди, но и оружие, а также осадные машины, меняющиеся в ходе истории, хотя режиссер почему-то решил, что на эпохе Средневековья видео можно оборвать, заставив домысливать остальное самостоятельно. Дополнение не только вносит улучшение в оригинальную игру, но и по традиции содержит комплект новых сценариев. Последние адресованы тем, кто уже устал от режима свободной игры и хочет более конкретных и сложных целей. На деле карты представляют собой обычные модификации основных правил для воссоздания отдельных конфликтов, еще и вводящие режим ограничения на число ходов, за которое вы должны выполнить поставленное задание, что резко увеличивает сложность и на практике учит тому, что нападение - лучшая защита, поэтому сторонники агрессивной экспансионистской политики будут чувствовать себя здесь наиболее комфортно. Первая группа сценариев посвящена античности. Конечно же, не могли авторы обойти вниманием походы Александра Македонского, пользующиеся особой популярностью этим летом. Несложно догадаться о том, что умелое вторжение в вотчину персидского царя и Индию на миссии "Александр" неизбежно. Самый известный в истории Древней Греции конфликт столкнул в боях армии афинян и Пелопонесской лиги под предводительством Спарты в 431 году до нашей эры. За одну из этих сторон и можно играть в "Пелопонесской войне", а изюминка карты состоит в том, что опытному стратегу придется вовремя осознать преимущество контроля над морскими просторами при желании достичь многочисленных островков. Наконец, на карте "Величие Рима" в качестве подопечных вы сможете выбрать римлян, кельтов, египтян и греков в борьбе за контрольные точки, расставленные авторами. Изначально у каждого из ваших соперников, но не у вас, будет по одной такой, поэтому тут еще и необходимо быстро помешать конкурентам укрепить свое влияние. Географически карта во многом повторяет то, что можно было увидеть в игре "Rome: Total War", включая названия знакомых городов, только геймплей тут оказывается куда менее увлекательным. Очевидно, что "Цивилизация" теряет очень много своего шарма, не позволяя пройти историю тысячелетий от древности до космического корабля. К примеру, в вышеупомянутых сценариях были переделаны древа технологий, что оставит вас с десятком зданий и тремя-четырьмя десятками исследований с непривлекательными названиями вроде "Усовершенствование преторианца I-VI", делающими мощнее отдельные юниты. Последние призваны представить ключевые боевые подразделения, участвующие в описываемых конфликтах, но все же историческая достоверность здесь нестрогая, поэтому римляне при наличии ресурсов могут спокойно тренировать у себя в городах колесницы. "Объединение Китая" разрешает побороться за трон китайского императора за несколько сотен лет до начала нашей эры. Этот сценарий течет неспешно, показывая, что средства дипломатии могут нести не меньшую выгоду, чем военные действия. Вместо заботы о религии придется много думать о династии через организацию брачных союзов с несговорчивыми соперниками. Пожалуй, самым интригующим заданием являются "Варвары". Подождав несколько ходов после обычного начала, вы вступаете в игру в роли вождя дикарей, получаете в свое распоряжение запас золота на наем и развитие юнитов, а затем отправляетесь в рейд в надежде ликвидировать как можно большее число цивилизаций, пока они не успели достаточно окрепнуть. В качестве компенсации за невозможность обустраивать захваченные города вас будут награждать золотом за каждое злодеяние. С помощью этих денег в своем мобильном лагере, который необходимо защищать, можно будет закупить новые подразделения для следующей атаки. Данная миссия очень похожа на содержание другого сценария - "Викинги", где вам придется превратить разграбление соседей в прибыльный бизнес. "Чингисхан" поставит вас во главе монгольской орды и предложит повсеместно сеять разрушения. Авторы оригинально обыграли образ жизни кочевников. Вместо городов у интервентов имеются передвижные лагеря. Местоположение последних повлияет на юниты, пополняющие армию в этот ход, поэтому в пустыне собирайте пехоту, на равнине - кавалерию, а затем и до осадных машин дело дойдет, когда одна из будущих жертв любезно "отдаст" необходимую технологию. Чем дольше лагерь остается на одном месте, тем выше шанс генерации новых отрядов. В Северной Америке 18-го века вас ожидает забавное приключение на карте "Омен". Суть сценария состоит в борьбе за влияние в регионе между французами и британцами. Первые несут в массы (есть еще индейские племена) католицизм, вторые - протестантизм. Цель игры - распространить свою религию хотя бы на 75% общего населения за 150 ходов. Учитывая незначительную важность развития науки, ключевое значение приобретают схватки в открытом поле, ведь города обычно неплохо укреплены. Остается разве что отправлять караваны миссионеров к дикарям в надежде избежать засад конкурента. Самые неудачливые в развитии правители периодически будут подвергаться атакам мистических сил, внезапно появляющихся, ощутимо терзающих армии жертвы и исчезающих в никуда. Помимо карт, в игру попали 6 новых цивилизаций: карфагеняне, кельты, корейцы, турки, викинги и старые знакомые - зулусы. Каждая нация, помимо традиционного набора, получает свое уникальное здание, дающее бОльший эффект, чем аналогичная по функциям постройка, доступная всем остальным. Лидеры обрели новые черты: харизма (ускоренное развитие армии, бОльшее спокойствие населения в военное время), империализм (ускоренное производство поселенцев; полководцы рождаются чаще) и протекционизм в помощь тем, кто предпочитает оборонительную тактику. Теперь в ваших городах станут периодически появляться полководцы (Great Generals), дополняя ряды творческих людей, ученых и торговцев. Новую персону можно послать в город, соорудить военную академию для ускоренного производства войск или для обучения военного инструктора, повышающего опыт каждой вновь создаваемой единицы. Куда меньше выгод несет отправка генерала к войскам. Присоединяя командира к юниту, последний получает определенные бонусы, как и ближайшие к нему подразделения, хотя это и накладывает обязанности оберегать отряд полководца от неприятельских атак. 3 новых Чуда света включают Храм Артемиды, Великую стену и Университет Санкора. Так, первый построивший Стену получает сие ограждение прямо на границу своих владений, ликвидируя варварскую угрозу, но еще полезнее оказывается Университет, добавляющий очки для ускорения исследований за каждое здание, связанное с национальной религией, что побудит поклонников науки заняться повсеместным распространением принятой веры. После индустриальной революции почти ничего нового вы не обнаружите. Вероятно, авторы оставили последние столетия в идейном резерве для карт второго дополнения, но все же в более раннем времени можно встретить парочку новых юнитов, к примеру, требюше, являющиеся весьма мощным осадным орудием до появления пушек. Наличие такой машины у соперника вынудит вас внимательно следить, чтобы оно не доехало до вашего города, иначе вряд ли от него останутся фортификации. К тому же орудие еще и причиняет ущерб всем юнитам, расположенным на обстреливаемой позиции. В оригинальной игре AI был способен оказать достойное сопротивление. Даже на уровнях ниже среднего нельзя было заранее предугадать исход многодневной партии, ведь компьютер активно использовал различные ухищрения, притесняя человеческого игрока и помогая всем остальным. Хотя по лидерским чертам можно было предсказывать политику нации, в то же время и сторонников мира нельзя было недооценивать, ведь они всегда делились последними технологиями со всеми компьютерными соседями, а игроку предлагали только невыгодный обмен. Доходило даже до того, что, высадившись танками на остров к цивилизации, "застрявшей" на уровне первых пушек, приходилось с удивлением констатировать провал стремительной атаки, поскольку у неприятеля вскоре тоже оказывались танки, да еще и воздушные истребители, чуть ли не бесплатно предоставленные соседями, которые в этот момент занимались подготовкой неожиданно мощного десанта в район родной столицы игрока. В этой связи, при избытке оппонентов противостоять им было весьма непросто. Теперь же конкуренты стали еще агрессивнее, более активно используя флот, хотя и ошибки все еще допускаются, к примеру, осадные машины могут быть отправлены к вашим городам почти без охраны. Новой дипломатической возможностью стала вассализация, объединяющая различные страны, не теряющие полностью свою самостоятельность, и сталкивающая в войнах уже группы государств. Чем-то все это напоминает крепкий многосторонний альянс. Опять же, AI и эту возможность умеет использовать себе во благо. Допустим, вы атаковали слабого соседа, а он, находясь на последнем издыхании, стал вассалом сильного соперника, которого поддерживают некоторые другие нации. В этом случае затяжной и тяжелой войны сразу со многими новыми участниками игры не избежать, да и вообще компьютер здесь делает все, чтобы явно и неявно объединить собратьев по разуму и настроить их против вас. Графика, за исключением дизайна новых юнитов, картинок для сценариев и мелких доработок, и звуковое сопровождение не изменились, а в музыке появилось несколько новых тем. Себя проявляют небольшие технические огрехи вроде проблем с воспроизведением видеороликов по Чудесам света, с соединением игроков в мультиплеерной партии. Для скорой организации последней в качестве бонуса приводится специальный клиент с простым интерфейсом - "PitBoss". Наибольшую трудность у авторов вызывало то, что игра-оригинал уже содержала множество возможностей, поэтому добавить что-то новое, не затрагивая основы, оказалось непросто. Хотя дополнение получилось качественным и вполне достойным внимания поклонников, все же наименьшую выгоду оно несет сторонникам свободной игры без ограничений, которые могут справедливо пожаловаться на недостаток новшеств и чрезмерно завышенную при этом цену продукта. Что же касается сценариев, то не менее интересные по своей идее карты и регламенты, хотя и не так профессионально, как здесь, организованные в миссии, можно самому найти в сети, скачать и опробовать бесплатно.