Имеет ли в современном, напрочь пронизанном духом коммерции и поклоняющимся богу по имени "нажива", обществе право на жизнь игра, в которой графика - три дерева о два пикселя, юниты - небрежные масляные краски на аляповатой текстуре в низком разрешении, а бои по зрелищности могут сравниться разве что с популярной чат поделкой "Бойцовский Клуб". Игровой процесс вдобавок с первых же секунд выказывает непримиримое недружелюбие к пользователю. Что делать, какие кнопки жать, блин, почему эта "гадость" еще и позволяет себе тормозить на высоких настройках? Ах, тут даже нет онлайн режима! Точнее он как бы есть, но полноценная арена для него отсутствует. Безобразие. Ни одна другая стратегия себе такое не позволяет. Даже "самая-самая", вроде Company of Heroes! А Dominions 3... Да, что это вообще такое!? Откуда она вылезла? Отвечаю: из чрева Shrapnel Games и потных ручонок программистов Illwinter Game Design. И не удивительно, что, увидев картинку, с взором печальным вы идете выбрасывать ее в ближайшее мусорное ведро. Ваше право. Но я все же советую повременить с утилизацией. Дайте Dominions 3 шанс. И, возможно, она вас полюбит. А вы, в свою очередь, ее.
Право на жизнь
Благо право на место под солнцем у "европейского беженца" подтверждается его богатой историей. Dominions кочует по экранам персональных компьютеров уже больше 6 лет. Если строки кода продолжают писаться, а художники и сценаристы, не покладая рук, выдумывают все новое и новое, значит это кому-то нужно. Есть поклонники. Вам ошибочно может показаться, что таковых единицы. На деле - сотни тысяч. Она несовременна. От нее нельзя получить удовольствие "здесь и сейчас". Проникнуться атмосферой, провести месяц просто в ознакомлении с азами, полностью "отдаться" игре, забыв обо всем (о том, что есть учеба/работа, о том, что выходят стопроцентные хиты блокбастеры и так далее). И лишь затем получить искомое - удовольствие. "Ни с чем несравнимое", - это, как раз тот самый случай. Хардкор как он есть. Покруче Space Empires V. И, знаете что, я не могу похвастаться тем, что полностью постиг суть Dominions 3. Нет-нет, совсем наоборот, я нахожусь только в начале пути. Который, скорее всего, так и не пройду до конца. Потому что, как бы банально это не звучало, ей нужно посвятить всего себя, без остатка. Но то, что перед нами одна из самых "богатых", как любят говорить зарубежные рецензенты, rewarding стратегий на PC - факт. Человеческий мозг устроен так, что лучше всего на него действуют цифры. Они же запоминаются и производят наибольшее впечатление. Поэтому, некоторые статистические данные из фентези вселенной Dominions 3. Челюсть вполне может выпасть, поэтому, будьте добры, придерживайте. Итак, имеем около 1500 юнитов. Да, полторы тысячи. Не клонов, не близнецов; а именно разных. Кроме того, 600 заклинаний и около 300 магических предметов. О бездонности и бесконечной глубине говорит и то, что на выбор предлагаются 50 рас (наций, государств - называйте, как вашей душе угодно), а действие происходит на протяжении трех эр. Это не пустой звук. В каждой эре - свои законы, свои правила. Ранняя Эра - это мир, в котором действуют законы магии и на нее делается акцент. В Средней Эре сочетается магия и оружие. Наконец, Поздняя Эра - эпоха, когда магия медленно исчезает, а войны ведутся по средствам обычных военных действий. Итого получаем буквально три игры в одной упаковке. Стоит ли говорить, что каждая раса ведет себя в той или иной эпохи по разному, и к каждой Эре требуется особый подход, свое тактическое и стратегическое планирование.
Божественная комедия
Разнообразие сторон впечатляет не только количественно, но и качественно. Тут и Скандинавская мифология, и греческая и любая другая. Викинги тоже будут. А также что-то наподобие Римской Империи, Японии и всего, что только может прийти в голову юного географа. Наконец, расы придуманные Лавкрафтом. Поприветствуйте жуткого Ктулху. Определились с выбором и вперед - к божественным свершениям. Дело в том, что "Бог Умер". Вот так буквально. Вакантное место долго пусто не бывает. И вот многочисленные претенденты сходятся в смертной битве тысячелетий, дабы выяснить, кто же достоин занять место "Большого Босса". Что-то вроде детей Баала в Baldur's Gate, только чуточку масштабнее. Вот этот самый Претендент - и есть главный герой, то есть вы в мире Dominions 3: The Awakening. Каким будет он? Может, вам приглянулся огромный свирепый дракон или парень, похожий на Джона Иреникуса из вышеупомянутой культовой ролевой игры. В качестве экзотики - возможность воплотиться в кровавый фонтан. Да, вот так - живой кровавый фонтан. Затем уже разбрасываете очки характеристик и определяетесь с "доминьоном" - по сути, вашим влиянием. Победа достигается тогда, когда весь мир поклоняется вам. Вариаций по созданию божества предостаточно. Поэтому стоит поэкспериментировать. Благо проигрышных комбинаций не существует. Всегда есть плюсы и всегда есть минусы. К примеру, дополнительные очки можно получить за то, что ваш "бог" вступит на мировую арену лишь спустя год. Вследствие чего будет намного сильнее и принесет с собой целую армию бонусов. Но играть без полководца, идейного вдохновителя на первых порах трудно. Принять правильно решение нелегко. Да и что такое "правильно"? Зависит от многих факторов. А как в это время будут вести себя враги? Будут ли их боги тоже ждать год или, наоборот, начнут действовать сразу. При этом вы не знаете об этом заранее. Правила генерируются случайным образом. Вариантов множество, путей к достижению своих целей тоже. Такова суть Dominions 3; в разнообразии.
На западном фронте без перемен
Интерфейс не то, чтобы дружелюбен, но прогресс по сравнению с Dominions 2: The Ascension Wars очевиден. Начав играть, я попал на нарисованную от руки карту (параметры разнятся от игры к игре). Нарисованную, признаться, из рук вон плохо. Об этом подробнее чуть позже. Карта поделена на провинции (или Доминиьоны), которые можно завоевывать в битвах. Завоевывать все не обязательно. Главное - насколько далеко распространяется вера. Но провинции - источник золота (платят налоги) и ресурсов, которые требуются для возведения армии и постройки зданий. Кроме того, порой на них можно найти источники магии, поставляющие магические камни и дающие специальные возможности. Как я уже сказал, цель игры - заставить весь мир поклониться вам. Провинции, которые веруют в вас отмечены белыми свечами и дают преимущества. Например, войска на их территории будут сражаться лучше, вражеские, наоборот, хуже, а земля будет давать то, что вам нужно. Даже температура, магия и удача будет соответствовать предпочтениям вашего бога. Что касается вражеских провинций, то они обозначены красным и дают все вышеперечисленные бонусы врагу. Конец игры наступает тогда, когда "бог" теряет все свои доминиьоны. В начале игроку дается небольшое количество провинций. Обычно - всего одна. Это ваша столица. Здесь находится крепость, храм и магическая лаборатория. Исследований можно провести очень много. Увы, все они сбиты в кучу и потеряться во всем этом многообразии боевой, ритуальной, глобальной магии проще простого. Положение усугубляет и то, что школ магии семь. Тут мы строим армию, состоящую из самых разных существ самых разнообразных классов. Маги особо интересны. Они разрабатывают заклинания, которые впоследствии вы можете применять в бою, проводят ритуалы, растут в уровнях и изучают разные школы. Проповедники и жрецы также могут использовать "святые" заклятия. И, да, если вдруг случится так, что ваш "бог" умрет на поле боя, жрец сможет оживить его - просто с небольшой потерей магических способностей.
Героический эпос
Важную роль по-прежнему играют герои. Любопытно, что они подвержены старению и со временем слабеют, их характеристики падают. У каждого юнита - набор параметров: вроде морали, количества жизненной энергии, силы и веры. Что удивительно, они не всегда дерутся до смерти и могут отступить, если почувствуют, что несут слишком тяжелые потери. Реалистичное поведение войск - еще одно достижение создателей Dominions 3: The Awakening. Тем не менее, сами бои лишены какой-либо динамики. По той простой причине, что игрок прямого участия в конфликте не принимает. Мы лишь создаем армию, рассчитываем все и бросаемся в пекло. Следует лишь помнить, что случайностей в Dominions 3 не бывает. Победа - залог правильного планирования. И никак иначе. Все "наносное", "внешнее" компьютер делает сам. За этим можно наблюдать, а можно - просто посмотреть на статистику битвы. Последнее предпочтительнее, потому что с местным графическим движком смотреть особо не на что. Юниты - скопище пары сотен пикселей. Вы знаете как должна выглядеть гарпия? Разработчики считают, что как кусок размытого серо-зеленого желе. А дракон? То же самое. Отличить типы юнитов по их внешнему виду решительно невозможно. Все в Dominions 3 выглядит отвратительно. Как месиво квадратных точек. Такое не усладило бы глаз даже в году эдак 1995. При этом удивительно, но на максимальных настройках "это" еще и тормозит. Почему, мне не ведомо. Зато музыка, напротив, великолепная.
Читать, играть
Прежде чем засесть за Dominions 3 следует прочитать 300-страничный труд, руководства пользователя. Написан этот трактат живым языком, но все равно осилить его дано не каждому. Но для удачной, правильной игры это необходимо. Если вы готовы пойти на такую жертву, то смело можете приобрести Dominions 3. Вообще, чтобы в полной мере насладиться этой игрой, необходимо пойти и на многие другие жертвы. Во-первых, следует помнить, что, несмотря на проработанную вселенную, и, казалось бы, простор для отличной сюжетной линии, в The Awakening нет полноценной кампании. Только обрубленные сценарии. Устраивает? Хорошо. Множество опций, возможных комбинаций, хороший искусственный интеллект (с несколькими линиями поведения) делают Dominions 3 стоящей однопользовательской игрой. С друзьями играть, впрочем, веселее. Но, так или иначе, на то, чтобы просто "понять" ее потребуется минимум один месяц. Или того больше. Любите получать все - здесь, сейчас, быстро? Dominions 3 не для вас.