Последние годы индустрия компьютерных развлечений всё больше и больше напоминает мир кино. Большие денежные вложения далеко не всегда приводят к желаемому результату. Многомиллионный боевик проваливается в прокате, в то время как скромная, зато продуманная до мелочей драма, завоёвывает армию преданных поклонников. Хотите доказательства? Не вопрос! Вспомните хотя бы высокобюджетный экшен "Advent Rising". У создателей проекта было всё: мир, выдуманный самим Орсоном Скоттом Кардом, эпическая музыка, достойная любого фантастического блокбастера, много, очень много денег. Что мы увидели на выходе? Среднего пошиба стрелялку. Друзья-приставочники вылавливают подобные игрушки из рога изобилия чуть ли не каждый месяц. Теперь обратная ситуация - "Gothic". Тогда, в 2001 году никому неизвестной немецкой RPG удалось пленить всех любителей ролевых игр. Одной вещью - интересностью. Без рекламы, без раскрутки, без лишних миллионов долларов. Здесь же можно вспомнить серии "Spellforce" и FlatOut". Деньги на игрушки потратили сравнительно небольшие, зато отдача - выше всяких ожиданий. Как же так вышло? Талант измеряется не в деньгах. Ребята-разработчики обедали не в каком-нибудь "Золотом Котелке", а в местной столовой. Главный дизайнер проекта вместо личного "Хаммера" получил набор билетиков в метро. Подобный "экстрим" лишь закаляет волю. Пока есть такие вот трудяги, будьте уверены - этот мир прогнил не до конца. Признайтесь честно, дорогие читатели, кто вычеркивал в календарике дни до выхода Silverfall? Может быть, вы? Мимо. Хорошо, упростим: а кто о ней хотя бы слышал? 1 из 10. Уже лучше. Так вот, если можете отнести себя к этой самой "единице", вы должны догадаться, что речь сегодня пойдёт о новой action/RPG от братьев-славян с Украины. Откровения от них, признаться, не ждали. Издателем значилась компания Monte Cristo, которая в своё время поделилась с миром "шедеврами", вроде, "The Plan" и "City Life". Да и в послужном списке студии с говорящим названием Kyiv's Games был лишь средненький симулятор пожарной команды "Fire Department 3". Словом, максимум, что общественность (да и автор материала) надеялись получить под логотипом "Silverfall" - сотый по счету "клон Diablo для бедных". Представьте, каково же было моё удивление, когда вместо дешевой поделки я увидел сильную, хоть и сыроватую вещь, достойную пожать руку королям - "Titan Quest" и "Neverwinter Nights 2".
Мир волшебства и шестерёнок
Последней самой стильной action/RPG принято считать вышеупомянутую "Titan Quest". Игрок погружался в уникальный, ни на что не похожий мир бородатых мифов и древних легенд. У Silverfall похожий козырь - её ни с чем не перепутаешь. Стилистика игры здорово смахивает на ядрёную смесь "Rise of Legends" и "Arcanum". Чего здесь только нет: заклятья, чудеса, паровые машины, роботы, стрелковое оружие. Издавна повелось, что магия и технология едва уживаются друг с другом. Колдовать и звенеть техническими побрякушками одновременно не получится. Придется делать выбор. Всё равно, что светлая и тёмная стороны силы для джедаев. А теперь, пора поговорить о событиях, ради которых нам предлагают потратить не меньше 25 часов свободного времени. Путники, добро пожаловать в величественный сказочный город Сильверфолл. Приятного времяпрепровождения! Не забудьте посетить достопримечательности. Городок и вправду симпатичный. Вдоль узких улочек тянутся зеленые газоны, всюду расставлены аккуратные колонны, в архитектуре преобладает барокко. Красота вокруг неописуемая! Но что-то в этом прелестном мире сегодня не так... Посмотрите направо - зомби доедает остатки человечинки. Слева, рядом с домиком лорда Гаспэра городская охрана пытается сладить со здоровенным упырём. Что за напасть пришла на эти благочестивые земли? Народные гуляния? Слишком тихо вокруг. Восстание? Не похоже. Легионы тьмы? Да-да, в точку! Полчища нечисти шагают по королевству, разрушая всё на своём пути. Коли говорить начистоту, сюжет - не самая лучшая часть Silverfall. Дело даже не в том, что он абсолютно линеен, нет. Слешеру это можно простить. Скажу больше, по задумке для фэнтези-боевика он неплох, есть даже интриги и повороты. но с реализацией вышли проблемы. Скорее всего, сказался недостаток финансирования. В игре напрочь отсутствуют какие-либо ролики, будь то отрейдренное видео или вставки на движке. Нет даже финального ролика! Зато диалогов - тьма тьмущая. Озвучены исключительно основные, так что готовьтесь читать многочисленные окошки с репликами. Игра начинается со сцены разрушения Сильверфолла, она тут вместо введения и обучения. Под нашим контролем седовласый дедушка-маг. Кругом смерть и разруха. После того, как мы изучим все клавиши управления, старикан скоропостижно склеит ласты и в наше распоряжение поступит настоящий герой. Именно ему, под чутким руководством игрока предстоит истреблять приспешников тьмы и восстановливать в стране порядок. По доброй RPG-традиции квесты в игре двух видов - обязательные и не очень. Побочные достаточно просты и исключительно добровольны. Их единственное назначение - продлить и без того обширную сюжетную линию и дать игроку возможность получить дополнительный опыт. Обязательные задания продвигают нас по сюжету. Проходя их, мы с каждым шагом приближаемся к заветной цели - спасению мира. Суть любого отдельно взятого квеста как правило проста - покрошить в винегрет всех монстров, найти какую-нибудь побрякушку или человечка... Классика жанра.
К победе с топором
Немного культа личности. Мне всегда симпатизировали RPG, где внешность героя поддается тонкой и детальной настройке. Скажу сразу, Silverfall не такая RPG. Вариаций не так уж много. Первым делом нам предлагается отдать предпочтение одной из рас и определиться с полом. На автомате щелкаем "М", ибо на местных барышень лучше не смотреть вовсе - страшные до смерти. Выбрать между человеком, ушастым эльфом, симпатягой троллем или зелёным гоблином непросто. В чем отличие одной расы от другой нигде не написано, придется руководствоваться лишь эстетическими предпочтениями. Простенький редактор персонажа позволит выбрать лицо, оттенок кожи, прическу и цвет волос. На каждую позицию по 4 варианта. Негусто, но, в конце концов, мы тут не в "The Sims" играемся. Как выясняется позже, у каждой расы есть уникальные умения и навыки. Геймплей навеивает воспоминания о стародавних временах. Есть большой игровой мир. Есть много врагов - больших, маленьких, хороших и разных. Наша цель - путешествовать по этому миру туда-сюда, развиваться, собирать полезные вещички и закликивать до смерти всех, кто косо взглянет на нашего героя. Игровое пространство поделено на множество зон, частых и длительных подгрузок не избежать. О цельном бесшовном мире а ля "Titan Quest" остается только грезить. Ролевая система перекочевала из "Diablo 2" почти без изменений. Разве что разработчики, дабы выпендриться слегка перерисовали древо умений. В Silverfall умения открываются не сверху вниз, а справа налево. Поистине смелый шаг. В награду за убиение монстриков и выполнение заданий выдаются очки опыта. Их можно потратить на базовые атрибуты, то бишь "прокачать" силу, ловкость, стойкость и интеллект. Или же вложить в какие-нибудь специальные умения. Благо, их великое множество. Основных категорий три: боевые, магические и прочие. Каждая в свою очередь делится еще на три подраздела. У каждого навыка несколько степеней прокачки. Выбирая какое-либо умение, стоит помнить, что чем дальше вы влезаете, например, в магию, тем сложнее будет с техникой. И наоборот. Оружия много. От мушкетов настоящих снайперов и правильно "заряженных" палок колдунов, до топоров и парных мечей для берсеков.
Чудеса, да и только
Умереть в мире Silverfall нельзя. Как только нам дадут сдачи особенно больно, на месте кончины протагониста появится симпатичная могилка, а сам герой перенесётся в ближайший населенный пункт. Без амуниции и практически, извините, голый. Могилку при желании можно найти, расковырять и подобрать честно награбленное добро. Или же обратиться к барыгам-гоблинам. Те, за щедрое вознаграждение, волшебным образом, не отходя от кассы, вернут все утерянные предметы. А если заплатите побольше, так и вовсе "застрахуют" амуницию от утери. Так что следующий раз после гибели ваши вещички никуда не денутся. Со временем к герою присоединяются компаньоны. Общение с напарниками организовано на манер "Neverwinter Nights" и "KotOR". Они не просто глупые болванчики, они самостоятельные личности, оценивающие ваши действия со своей колокольни. О неприятном. В Silverfall ощущается острый недостаток динамики. С одной стороны тут есть положительный момент, действо никогда не скатывается до тупого раша. С другой - не в стратегию играем, все-таки. Монстры обычно кучкуются маленькими группами по 2-3 персоны. Едва заслышав геройскую поступь, супостаты с распростертыми объятьями несутся побить, а то и вовсе покусать смельчака. Мы, естественно, не лыком шиты. Самый храбрый ловит грудью файерболл, следующий получает могучей дубиной прямо в челюсть, последний несчастный мощным ударом отправляется в затяжной полёт. Вся игра состоит из мелких потасовок. Где те самые обещанные орды нечисти? Нету. С предметами так и вовсе цирк. Из кабана вываливаются золотые монеты и одежда. Болотному чудищу без рук и ног зачем-то нужен меч. Господа, 2007 год на дворе. Право, несерьезно. Периодически, откуда ни возьмись, вылезают зловредные глюки. То скрипт не сработает, то герой побежит совсем не туда, куда мы ему приказали, а то и вовсе где-нибудь застрянет. Не радует. А еще в игре есть мультиплеер. Режима два: либо простое бесшабашное бродилово-рубилово, либо кооперативное прохождение сюжетной кампании. Количество монстров, кстати, возрастает пропорционально числу героев. Играться можно как в Интернете, так и по локальной сети. Откровенно говоря, будущее у забавы сомнительное. Персонаж для многопользовательской игры хранится непосредственно на компьютере владельца игры. Представляете, какой простор для читеров? Но по другому никак. Средств на содержание мощной системы, вроде Battle.net, у скромной Monte Cristo попросту нет.
Грильяж в шоколаде
Красиво. И вкусно. Нет, правда. Будь у меня киберложка - уплетал бы без остановки. Разработчикам удалось собрать из подручных средств отличный движок. Он легко жонглирует сложными шейдерами, потрясающими световыми эффектами и реалистичными тенями. Бывает, выйдешь на опушку, жахнешь файербольчиком по зазевавшемуся зомби - такой начинается фейерверк! Душа поёт и радуется. Внимание Kyiv's Games к мелочам достойно искренней похвалы. Над убиенными противниками тут же собирается свора мух, герой оставляет на земле самые что ни есть настоящие следы. Мир выглядит живым, полноценным. Для пущей красивости даже внедрена мега-технология cell-shading. Суть предельно проста. Многие объекты обводятся по краям виртуальным фломастером, посему картинка напоминает мультик. И хотя хитрый приём уже ненов, в серьезных ролевых проектах cell-shading засветился впервые. В солидный довесок к изящной картинке полагается мощная физика. Однако вкусить её в полной мере смогут лишь счастливые обладатели дорогущего чудо-устройства AGEIA PhysX. Их взору откроются шикарные системы частиц, вода будет просчитываться по всем физическим законам, заклинания станут невероятно зрелищными, а разрушаемых объектов будет не в пример больше. Тем, у кого карточки PhysX нет, отчаиваться не стоит. Ну, вспышки выглядят попроще, ну, картинка победнее чуть, зато есть симпатичный rag doll. Системные требования у всей этой красотищи, конечно, запредельные. Настройки приходиться понижать даже владельцам довольно мощных конфигураций. У вас скромный GeForce 6-ой серии? Готовьтесь отключить все навороты. Остаётся лишь надеяться, что чрезмерную "прожорливость" Silverfall разработчики укротят последующими патчами. Музыка хороша. Со своей задачей, напоминать игроку, что играет он в забористое фэнтези, справляется хорошо. Не слишком пафосная, не слишком нудная - в самый раз. С озвучкой, правда, вышел прокол. Актёры жутко халтурят. До такой степени, что мысленно непроизвольно представляешь, что перед тобой вовсе не эльфийка с во-о-о-т такими голубыми глазами, а какая-то усталая тётя в наушниках и с кока-колой на столе.
Эффект бомбочки?
Ни в коем случае. Silverfall пришла тихо и мирно. Без революций, без громких слоганов, даже без попыток сплясать степ на тельце едва живой "Diablo". Снизойдя легкой поступью с самых небес, игра скромно уселась в уголке с небольшой табличкой "Купите меня". И ведь купим. Плохенький сюжет, монотонный и скучноватый геймплей, отсутствие нововведений, глюки, пресловутая бюджетность - недостатки серьезные, но не критичные. Настоящего любителя слеша они не отпугнут. Потрясающий стиль, четкая ролевая система и чудесная графика - доводы куда более весомые. Играем, надеемся на патчики и мечтаем о продолжении.