В большинстве случаев словосочетание "типичный клон Diablo II" отдает стойким запахом пыли с примесью нафталина. Редко кому удается хотя бы на длину броска камня приблизиться к шедевру от Blizzard, которой удалось нащупать идеальную формулу. Претендентам на звание Diablo-киллера катастрофически не везет. То выходят слишком жирными и неповоротливыми, то, наоборот, страдают от недостатка мышечной массы или же просто недостаточно хороши собой, но в любом случае уже давно немолодой кумир миллионов все так же легко бежит по дорожке, оставляя далеко позади запыхавшуюся армию подражателей. И все же иногда случаются прозрения, в толпе завистников вдруг появляется идеальный соперник, который если и не обходит лидера, то приближается к нему настолько, насколько это вообще возможно. Ведущий дизайнер проекта Titan Quest, Брайан Салливан, один из создателей Age of Empires, не ставил перед собой задачу поразить всех в самое сердце революционным клинком или огорошить молотом невиданных технологий. А просто штрих за штрихом, аналогично тому, как старательный подмастерье копирует полотно мастера, воссоздал точную копию D2. Легче сказать, чего же тут все-таки нет, нежели зачитывать длинный список удачно "позаимствованных" идей. Разумеется, в качестве инструментов использовался современный графический движок и эффектный набор декораций, но суть-то вышла неизменной. Длиннющая одиночная кампания про спасение мира даже и не думает выплескиваться из бушующей реки типичного hack&slash геймплея с выносом армады монстров, сбором тучи вещичек и прокачкой героя. Разве что, Брайан серьезно промахнулся всего в одном месте. У Titan Quest нет ничего похожего на Battle.net, только стандартный кооператив до шести человек, а ведь это серьезнейший козырь. Впрочем, разработчики все же позаботились о тех, кто не желает покидать "титанический" мир и после того, как излазит его бездонные подземелья и заснеженные вершины вдоль и поперек. В комплекте с игрой идут вспомогательные инструменты, позволяющие создавать собственные моды, ваять новые карты, насыщать их квестами и т.п. В помощь любителям кружка "умелые руки" выложено и подробное описание, как со всем этим добром следует обращаться. Но что-то мы отвлеклись от главной темы, поэтому незамедлительно к ней возвращаемся.
Греция, Египет, Вавилон, далее везде...
По сюжету (склеенному из обрывков мифов Древней Греции и Египта) мы впервые сталкиваемся с главным героем/героиней в уединенной глуши пасторальной греческой деревушки. Окрестности наводнили полчища недружелюбно настроенных тварей, даже безобидные в недавнем прошлом животные и лесные сатиры взяли дурную привычку атаковать людей. Понятное дело, только нашему протеже под силу выяснить причины столь аномального явления и справится с нашествием агрессивной фауны. Шаг за шагом, тушка за тушкой подающий надежды воитель начинает распутывать клубок истории, которая выводит на чистую воду существ куда более древних и загадочных, нежели сами боги. Титанов. Взращенное ими племя богов в конце концов взбунтовалось (во время тех битв разрушались континенты, возникали горы и разливались океаны) и свергло грубых и свирепых Титанов, заточив их в места, откуда обычно не возвращаются. Только не в этот раз - древние прародители нашли способ вернуться и отныне горят единственным желанием отомстить, попутно разнеся все до бревнышка. На тернистой дороге к финальной битве необходимо одолеть трех древних волшебников, Телкинов, которые разрушили связь с миром богов и вообще всячески мешают наслаждаться жизнью. Первый падет от нашей руки в родимой Греции, за вторым приходится сбегать в соседний Египет, а третьего пожалуйте искать аж в самой Поднебесной. Прохождение линейно, как натянутый провод между двумя телеграфными столбами, и поделено на три больших акта, каждый из которых в свою очередь состоит из грозди увесистых локаций. Больше всего здесь повезло Греции, которая по продолжительности вполне сопоставима с остальными местами паломничества вместе взятыми. На одоление всего приключения уходит около 30-ти часов бдения перед монитором, и то, если особенно не отвлекаться на второстепенные квесты и муторные забеги по всем подземельям. После завершения главного квеста открывается новый "эпический" уровень сложности. Если одолеть и его, то станет доступен следующий и последний - "легендарный". Небольшим плюсом для ценителей древности в Titan Quest может стать наличие реально существующих Чудес Света разного калибра. Посмотреть и правда есть на что: Парфенон в Афинах, Кносский лабиринт острова Крит, египетский Сфинкс, Висячие сады в Вавилоне, Великая китайская стена...
Круг жизни
Эти и другие живописные красоты, а также разнообразный и подходящий по стилю к окружающей обстановке монстрятник позволяют максимально продлить очарование игры, хотя через какое-то время все равно становится скучно. Вопрос только в том, успеете вы "проскочить" игру на первоначальном ажиотаже до того момента, когда поймете, что рутина все-таки победила, или нет. Сюжетные ходы достаточно предсказуемы (найти и проучить главного местного злодея, потом искать следующего душегуба и т.п.), чтобы держать в напряжении от начала и до финала. Геймплей всего лишь повторяет отшлифованные бесчисленным количеством игроков ступеньки прописных штампов. Выполнение квестов и зачистка территории, сбор из сундуков и выпавших из супостатов вещичек, избавление от ненужного скарба и покупка лучшего обмундирования у торговцев в городах, повышение основных характеристик и вспомогательных умений с ростом уровней опыта, выполнение новых квестов и избиение свежей партии "пушечного мяса" - и так снова и снова. По кругу. Очень редко нас все же просят притащить какой-нибудь квестовый предмет, чтобы открыть очередную дверь, но в девяти случаях из десяти ничего такого не требуется. Ворота сами распахиваются при первом прикосновении, а головоломки запрятаны так глубоко, что не видны даже в подзорную трубу. Бей и уничтожай, вперед и только вперед, зачем чего-то искать и мудрить, если впереди ждут еще несколько тысяч удобных "точилок" для кинжала или элегантных "подушечек" для стрел лука? После победы над очередным мифическим гадом даже не приходится долго и утомительно возвращаться из какой-нибудь пятиэтажной дыры на поверхность, авторы обо всем позаботились заранее. Рядом всегда дожидается "случайный" прохожий, чтобы открыть кратчайший путь.
12:00 - Подвиг
Жизнь героя проста и беззаботна, его дело - подвиги, а об остальном уже позаботились местные жители. Перемещению по миру помогает система порталов-чекпойнтов, кроме того, за пазухой мы носим специальный камень, позволяющий перенестись в любой момент в ранее открытые "остановки". Если вас все-таки убили (такое тут тоже случается), не спешите беспокоиться - через несколько секунд тело "избранного" возродится возле ближайшего фонтана, которые встречаются через каждые несколько экранов. Замечательное решение, однако досаду вызывает наличие всего одного "сохранения" для каждого игрового персонажа; остается только молиться, чтобы оно по каким-то причинам не было безвозвратно загублено. При этом все бряцающие в рюкзаке погремушки, а также оружие, что было в руках, остаются при нас. Красота! Нет необходимости окольными путями возвращаться в место бесславной гибели, чтобы вернуть себе прикупленный за баснословные деньжищи мега-топор или "прокачанную" реликтовыми апгрейдами броню. Поиск предметов облегчен, ибо "подсветка" представлена сразу в трех вариантах: типичная, общая, включающая даже сломанное барахло, и специальная, позволяющая высветить уже только редкие и магические находки. Немного необычно, что оружие и доспехи никак не изнашивается, а характеристики предметов описывают что угодно, но не его вес. Когда места в инвентаре будет не хватать (что случится минут через десять), дождитесь того счастливого момента, когда вам по сюжету выдадут дополнительную сумку, а потом еще и еще. Из лечебных склянок придумали всего две: одна восполняет полоску здоровья, другая - энергию (читай - ману), плюс вдоль дорог расставлены обелиски и пьедесталы, прибавляющих то одно, то другое, или радующие каким-то иным эффектом. Для удобства, как водится, предметы в инвентаре получают в описании свою окраску, обычные помечают белым, магические - желтым, легендарные - пурпурным... Часть эпических и легендарных предметов идет наборами, соберете все из такого уникального сета, получайте нехилую прибавку к способностям. В общем, все как обычно, даже выбор кликом одного из двух заранее заготовленных вариантов комплектов оружия на месте, как и возможность запихнуть в панель быстрого доступа внизу экрана понравившееся заклинание. Еще одна дань удобству - появление окошек сравнения рядом с выбранной вещью - сразу же становится ясно, в чем меч в руках проигрывает тому, что пока что еще находится у торговца. Менять барахло на деньги, как и наоборот, в городах и на дороге можно с несколькими ключевыми типами товароведов. Во-первых, это обычный торгаш, у которого всегда самый стандартный набор продукции, во-вторых, кузнец, специализирующийся на боевой амуниции и, в-третьих, арканист, к которому следует наведаться за разного рода магическими побрякушками. Еще попадаются особые рассказчики, обожающие травить всякие предания и байки (благо тема попалась плодородная), и таинственные мистики. Последние обладают редкой способностью - снимать обратно(!) уже распределенные (неудачно) по дереву спецнавыков очки, правда, делают это отнюдь не за красивые глазки.
Учиться х 3.
Разговор о навыках и уникальных способностях начнем с самого начала, то есть с первого появления аватара перед публикой. Муссировать атрибуты нет смысла, тут все стандартно: health, energy, strength, intelligence, dexterity. Увы, но экран генерации отсутствует, нам разрешают выбрать лишь имя, пол и... цвет туники. Не густо, к тому же при взгляде на женскую модельку так и хочется воскликнуть - "Боже, кто пририсовал эти кривые и совершенно неженственные ноги!". Начинаем играть, а ни о каком выборе класса речи не идет. Забыли, пропустили, глюк? Все проясняется с первым level-up'ом, когда мы можем выбрать свое первичное "мастерство" (mastery). По достижении 8-го уровня представится возможность ткнуть мышкой во второе. Итак, mastery - их всего 8: Warfare, Earth, Storm, Spirit, Defense, Nature, Haunting и Rogue. Одни больше тяготеют к нападению, в то время как другие помогают уцелеть в критических ситуациях, ну а их комбинация определяет класс. Скажем, если к Storm прибавить Defense, то получится Paladin, а из Warfare и Spirit выйдет Spellbreaker. Теперь чуть подробнее. Warfare сгодится тем, кто ценит силу и предпочитает добрый меч в руках всяким мистическим штучкам. Практически все скиллы тут увязаны с боевыми приемами и увеличением наносимого урона, например, возможностью использовать оружие в двух руках. В качестве помощи можно вызвать духи предков, жаль очень ненадолго. Earth - хвалебная песня огню во всех его проявлениях; специалист этого направления пуляется файерболами, провоцирует вулканические разломы и легко сжигает прикосновением всякого, кто захочет подойти слишком близко. Вызываемая тварь - элементал земли. Поклонников молний наверняка порадует Storm, где они смогут оттянуться по полной; вызываемый за компанию буран поможет пинать обидчиков. Spirit - вотчина некромантов; если обожаете высасывать жизнь, брать под временный контроль врагов или вызывать демонов (целых две разновидности), то вам точно сюда. Название дисциплины Defense - говорит само за себя. Развивайте умения этого раздела, чтобы блоки стали эффективнее, щиты надежнее, энергия быстрее восстанавливалась, а враги не могли использовать свои способности. Здесь вызов помощников не предусмотрен, зато самому можно на короткий промежуток времени превратиться в гиганта. Мать природа, Nature, помогает быстрее лечиться, умеет насылать ядовитую порчу на неприятеля и вызывать в качестве группы поддержки волка и нимфу. Haunting - адептов охоты здесь обучат бросать сеть, сковывающую движения, объяснят, как быстрее убивать животных и грамотнее использовать лук и копья. Наконец, Rogue - арсенал воришки: установление/обезвреживание ловушек, метание ножей, светошумовых и отравленных "гранат".
Гуляют там животные невиданной красы... Я сильно покривлю душой, если скажу, что Titan Quest неплохо выглядит. На самом деле он практически безупречен. Достаточно открыть любой скриншот, чтобы убедиться в отменном качестве графики, полюбоваться на потрясающие декорации и игру светотени, обилие приятных глазу мелочей и лоснящиеся бока монстров. В движении все это производит поистине неизгладимое впечатление: неспешно плещется водичка в реках, живописные водопады со скал низвергаются в озера, поля пшеницы колышутся от пробегающих по ним чудовищ, ловушки в подземельях зрелищно разбрасывают вокруг себя смертоносные залпы искр. Разнообразие и анимация страшилок искренне радует. На побережье греческого полуострова медленно волочат свои панцири гигантские морские черепахи и вышагивают прямоходящие ящерицы, в африканской пустыне щелкают клешнями скорпионы и шипят пауки, между каналами Вавилона несут службу ожившие кусты и мутанты-насекомые, на снежных шапках Великого Шелкового пути встречаются саблезубые тигры и милашки Йети, а, перебравшись за Великую Китайскую стену, ничего не стоит завершить свой вояж в пасти драконов или иметь удовольствие быть проткнутым клинками глиняной армии терракотовых воинов. И при всем при этом мир Titan Quest совершенно бесшовный, спуск в пещеру или переход на новую локацию идет плавно, без рывков и привычных надписей Loading. Загрузка произойдет в том случае, если воспользоваться телепортером. Впрочем, нарекания все же есть. Например, намертво привязанная к главному герою камера, которую запрещено вращать. Можно только приближать или удалять изображение, но не более того. Поначалу полноценной свободы трехмерного окружения не хватает, но затем привыкаешь. Камнем преткновения для многих могут стать серьезные системные требования и неприятные проблемы, связанные со стабильностью работы, сохранением персонажей и т.п. Ждем патча. Музыкальное оформление и весь звук в целом однозначно заслуживают похвалы. Здесь есть все, чтобы сделать красивое путешествие по мифологическим местам еще и по настоящему атмосферным: отличные мелодии, нервирующий эмбиент, проявляющийся только тогда, когда это необходимо, естественное бряцанье оружия и предсмертные всхлипы фриков. Оценивать актерское мастерство NPC не будем, ведь они не герои, а статисты, единственная роль которых заключается в снабжении новой порцией информации. И с ней они как раз справляются.
В греческом зале, в греческом зале...
Хотя многие считают, что времена Diablo 2 безвозвратно прошли, Iron Lore в этом сильно сомневается, наглядно демонстрируя свое переосмысление хита шестилетней давности. Под толстым слоем очаровательной графики и отменного звука, покрывала из уникальных вязанок деревьев умений и новых классов, паутинки незначительных изменений конструкции и сказочкой про могучего древнегреческого героя легко угадывается тушка культового брэнда Blizzard. Время покажет, уготована ли Titan Quest долгая жизнь, или же ожидает достаточно скорое забвение, ведь одиночная кампания хоть и долгая, но когда-нибудь да заканчивается. Стандартный кооператив до шести человек по сети и Интернету (с "секретным" режимом PvP) позволит отдалить момент расставания, но все равно это далеко не Battle.net. В остальном - фактически идеальный клон.