Казаки II: Битва за Европу - Возвращение Наполеона
Возвращение Наполеона Самые внимательные пользователи, знакомые с игрой "Казаки II: Наполеоновские войны", уже заметили недостаток ключевых сражений для охватываемого игрой периода в разделе отдельных боев, поэтому могли и не сомневаться в появлении дополнения, ведь это - прекрасная возможность для авторов заработать еще немного денег на своем продукте, прикладывая минимальные усилия. Особенности оригинальной игры уже были подробно раскрыты в соответствующем обзоре, поэтому остается лишь обнаружить основные изменения, привнесенные add-on'ом, а их оказывается совсем мало. Замечательно, когда для установки дополнения не требуется наличие диска с оригинальной игрой, но в данном случае expansion pack поставляется аж на 3 дисках, т.е., другими словами, почти что полноценная копия "Казаков 2" на первых двух CD достается вам бесплатно, разве что куда-то запропастилась сюжетная кампания основной игры. Довольно странно, что разработчики не смогли придумать ничего оригинальнее, чем назвать дополнение так же, как и режим оригинальной игры с глобальной картой, что только вносит путаницу, ведь никаких новых режимов тут не предвидится, а имеется лишь набор дополнительных карт, кампаний и наций. Ключевым бонусом, бесспорно, является появление 3-х новых игровых сторон. К России, Франции, Англии, Австрии, Пруссии, Египту добавились Испания, Польша (Варшавское герцогство) и Рейнский союз. Именно с новичками и связаны три новых кампании из 4-х. Заглавная история посвящена 100 дням Наполеона и заканчивается кульминацией в битве при Ватерлоо. Англо-испанская коалиция пытается вытеснить французов с испанской территории, а поляки и Рейнский союз обеспокоены австрийской интервенцией. Иногда в кампаниях придется уделять время строительству укреплений, но, в основном, первоочередное значение принадлежит боевым действиям, часто исходящим из предоставленного вначале контингента. Подобную разновидность миссий очень любят работники "GSC Game World", что можно было заметить и в других их аналогичных проектах. Цели иногда оригинальны, как, к примеру, требование обнаружить и ликвидировать вражеского командира, а еще, не обладая численным превосходством, обычно нужно искать наиболее эффективные моменты для атаки противника. В общем, дизайн карт кампании - главная достопримечательность дополнения. На глобальной карте, состоящей из трех неполных десятков провинций, поделенных между 9-ю сторонами, нужно делать то же, что и раньше, укрепляя сектора, просматривая отчеты о поступлении ресурсов, привлекая новых рекрутов и промышляя дипломатией. Заключить союз сразу со всеми не позволят, а компьютерные соперники всегда будут рады удобному моменту, чтобы неожиданно отнять у вас часть владений. Опыт и звание лидера лимитируют численность армии. В секции саботажа можно попытаться уничтожить вражеского военачальника, организовать революцию, взорвать казармы, склады, отравить колодцы, но эти хитрые миссии на деле сводятся к банальному понижению обороноспособности чужого сектора. Еще было добавлено несколько карт для режима "Сражений", где строительство базы играет ключевую роль для подавления врага. В комплекте исторических битв себя обнаруживают всего 3 новинки: Ватерлоо, Лейпциг ("Битва народов") и Бородинское сражение. В баталиях прошлого выбор стороны предопределен заранее, вне зависимости от выбранного игрового профиля, которым, например, может быть сам Наполеон Бонапарт, так что, например, участвовать в Бородинской битве можно только за русских. Главным достоинством самой игры по-прежнему остается учет истории при расстановке сил и разнообразие тактических возможностей, отражающих реалии того времени. Конечно, AI все еще предсказуем, а иногда ведет себя совершенно безрассудно, но иногда он довольно быстро способен среагировать на ваши действия. Одной из излюбленных его уловок является создание приманки в виде роты беззащитных солдат, призванных заставить ваши отряды сделать ружейный залп, чтобы потом с удивлением обнаружить, как неожиданно на месте схватки появляется небольшая армия противника, с легкостью атакующая ваших солдат, не успевших перезарядить свое оружие. Показатели морали и усталости играют первостепенную важность, как и опытность, на них влияющая. Так, отступающее подразделение деморализует коллег в тылу, а беспрерывный изнурительный марш рано или поздно обязательно приведет к ухудшению настроения солдат. Атаки кавалерией с флангов помогают повернуть исход боя в свою пользу, а еще конницей очень удобно преследовать убегающих воинов неприятеля, пока ясность ума не вернулась к ним, и они снова не составили боеспособный отряд. Опытных полководцев порадует новая возможность разрешать открывать огонь отдельно по шеренгам подразделения, что позволяет сэкономить хотя бы часть боеспособного залпа для более подходящего момента, правда, компьютер такие тонкости предпочитает игнорировать. Графическое исполнение к настоящему моменту уже безнадежно устарело, а прожорливость движка бьет все мыслимые пределы. Еще один свой козырь в виде охвата периода Наполеоновских войн игра потеряла с выходом проекта "Imperial Glory" (пускай, по многим причинам и не ставшего достойным конкурентом серии "Total War"), созданного испанскими разработчиками из "Pyro Studios". Может, там и было в чем-то меньше реализма и истории, но зато графика и большие поля сражений создавали совершенно иное впечатление, чем здесь кучки сливающихся пикселей в однообразных декорациях. Местные спецэффекты удручают, а вот арт смотрится все еще прекрасно - такие фоновые картинки для экранов интерфейса можно сразу передавать в музей военной истории. Видеофрагменты, отснятые с реконструкций былых сражений современными поклонниками истории, уже не вызывают никаких эмоций, а только загораживают ценное пространство экрана, если их не отключать. Как всегда, руководство выполнено на достойном уровне (обучающий режим обязателен и слишком затянут), разве что его составители уж слишком увлеклись, написав небольшую книгу в миниатюре, где нашлось место не только для иллюстраций, но и для стратегических советов, подсказок по прохождению, чит-кодов, подробного описания игры и даже выдержек из напутственных речей солдатам от командиров с целью продемонстрировать, почему же именно мораль стала краеугольным камнем боевой эффективности в игре. Pathfinding так и не был доработан до конца, а вот союзный AI вызывает серьезные нарекания. Абсолютная несамостоятельность подчиненных проявляется в том, что артиллерийский расчет до самого момента гибели может спокойно наблюдать, как к нему вплотную приближается вражеская пехота, заряжает ружья и открывает огонь. Как в таких условиях можно командовать широкой линией фронта, остается загадкой. Даже интеллект неприятеля не всегда понятен. С логической точки зрения невозможно объяснить, почему, когда передовая линия соперника оказывается рассеяна, стоящие в недалеком тылу его огромные резервы спокойно за этим наблюдают, не вмешиваясь, когда одна грамотная контратака могла бы быстро вернуть все утраченные позиции. Все это негативным образом отражается на сложности игры. Еще нельзя не придраться к реалистичности в отдельных моментах, например, когда залп дружественного отряда в гущу сражающихся убивает только вражеских солдат. Мультиплеер никуда не исчез, звуковые эффекты все еще хороши и убедительны, а вот музыка просто прекрасна, хотя разнообразных национальных тем здесь совсем мало, но некоторые так увлекают боевым настроем, что хочется лично повести подчиненных в атаку. Бездушное озвучивание английской версии удалось гораздо хуже, чем в русской. Более того, в самый неожиданный момент от каждого солдата начинают исходить надписи зеленого цвета о его мыслях, что только мешает сосредоточиться на битве. Обычно к выходу дополнения авторам удается ликвидировать самые назойливые технические проблемы. В данном случае все произошло с точностью до наоборот. Начинаем кампанию - встречаем рабочий стол. Играем в режиме глобальной карты - готовимся к пропаже в самый неожиданный момент прорисовки многих провинций, с которых исчезают многие иконки, оставляя одни силуэты, являющиеся очертанием границ. Объекты на поле боя изредка застревают в декорациях. Кроме многочисленных опечаток во внутриигровых справках, описания некоторых юнитов попросту отсутствуют, хотя историческим брифингам авторы уделили много времени, подробно пересказывая соответствующие разделы учебной литературы по истории.
Тактическим реализмом и исторической аутентичностью уже давно никого не удивишь, разве что поклонники варгеймов могут простить такой игре устаревшую графику. Проекту ощутимо не хватает стратегической глубины, а среди авторов RTS теперь стало модным сводить к минимуму строительство базы, еще и позволяя пользователям на глобальной карте тщательно выбирать следующее направление для атаки и копить силы (что можно было наблюдать, к примеру, в проекте "Star Wars: Empire at War"). С первой частью данной тенденции здесь все получилось, а вот игра на большой карте оказывается поверхностной. Почему нельзя было внедрить хотя бы какой-нибудь список возможных построек с интересными бонусами для провинций? Поклонники не теряют надежды о переходе серии в полное 3D, и хочется верить, что именно этим сейчас и занимаются в "GSC Game World", а не готовятся выпустить очередное безликое дополнение.
1401 Прочтений • [Казаки II: Битва за Европу - Возвращение Наполеона] [28.05.2012] [Комментариев: 0]