Crown of Glory: Europe in the Age of Napoleon - Наполеоновские планы
Наполеоновские планы У разработчиков глобальных пошаговых экономических стратегий выбор эпохи для разборок между державами невелик. Чаще всего местом действия становится старушка-Европа, а периодом махания кулаками выбирается самое начало XIX века, когда пришедший к власти во Франции Наполеон Бонапарт наглядно демонстрировал всему миру свой полководческий гений. Разработчики из Western Civilizations Software не стали отклоняться от традиций, ограничив течение времени в своей Crown of Glory с 1792 по 1820. Новоиспеченная стратегия обладает чертами многих коллег по жанру, выгодно заимствуя и стыкуя между собой как элементы перебравшихся на экраны мониторов настольных игр "про строительство империй", так и классических гексагональных варгеймов. При этом кропотливый и обстоятельный подход чувствуется практически во всем. Сразу видно, что перед нами не "пустышка", а глубокая и вдумчивая стратегия, где победа достигается лишь умелым жонглированием целой группой факторов. Кроме управления войсками и ведением боевых действий необходимо всячески развивать экономику и торговлю, налаживать дипломатические контакты и, разумеется, не забывать про социальную сферу. А теперь обо всем подробнее. На территории Европы и Северной Африки, поделенной на более чем две сотни провинций, схлестнулись за обладание "славой" 8 держав: Франция, Великобритания, Швеция, Россия, Австрия, Пруссия, Турция и Испания. В игре присутствуют и более мелкие административные субъекты, но выбрать их в качестве отправной точки на экране генерации никак нельзя. Если желающих одновременно сразиться будет немало, то можно устроить hot-seat до 8 человек за одним монитором, поддерживается также игра по сети, Интернету и посредством электронной почты. Основная цель сводится к набору определенного количества очков славы, либо все заканчивается много раньше, по окончании лимита времени. Условия победы можно немного подкорректировать, как и выбрать продолжительность игры от 6 месяцев (длина одного хода приравнена к 1 месяцу) до 23 лет или изменить уровень сложности (в ассортименте нешуточные 12 позиций). "Слава" присуждается главным образом за военные достижения: победы в мелких и крупных сражениях, захват городов и территорий. Также она может расти (правда, несопоставимыми темпами) и в результате процветания экономики, развития культуры и повышения морального духа нации. Однако ключом к мировому господству служит все-таки армия. Она должна быть внушительная, грамотно укомплектованная, а это в свою очередь тяжкий груз для всей экономики, ведь солдаты быстро "уминают" накопленные деньги и запасы еды. Управление империей осуществляется при помощи четырех ключевых разделов: военная служба, экономика, развитие и дипломатия. На экране экономики можно осуществить банковский заем, изменить ставку налога, феодальные сборы, уровень соцобеспечения, а также варьировать призывной возраст и потолок для вербовки рекрутов, растягивать их тренировочный период. Что интересно, но меняются показатели не сразу, а постепенно, с течением времени. Взвешенный подход обеспечит рост благосостояния и пополнение рядов армии, ну а желание "побыстрее разбогатеть" может выйти боком. Моральный дух нации станет неудержимо падать, отщипывая от древа славы один листочек за другим. Кроме того, провинции в таком случае могут поднять мятеж и колоннами отправляться сдаваться на милость агрессоров. Притормозить наступление и дать возможность собрать силы для отпора способны дипломаты, вообще дипломатии в Crown of Glory отведена немаловажная роль. Список возможных дипломатических предложений достаточно обширен, от объявления войны или предложения союза до получения и распространения слухов (как правдивых, так и ложных), заключения разного рода договоров. Например, по поводу прохода армии через чужую территорию. Торговля реализована довольно примитивно. Мы всего лишь выбираем провинции и товары, которыми они должны торговать (вернее делаем предложение, и не факт, что оно будет принято), ни тебе создания и загрузки караванов, ни прокладывания многоступенчатых маршрутов. Развитие идет отдельно у каждой провинции, что отнимает уйму времени и сил, к сожалению, никакого обобщенного экрана статистики тут нет. Передвигая ползунки в левой части экрана, перераспределяем людей на строительство, добычу дерева или железа, производство сельскохозяйственных культур, текстиля или предметов роскоши. Также тут можно выбрать, какой боевой юнит следует произвести, куда перебросить в случае готовности и какому городскому апгрейду отдать предпочтение. Последних ровно 10, правда, все довольно условны. Нет возможности строить какие-то конкретные здания или объекты инфраструктуры, просто выделяем средства на абстрактные: "дороги", "стены", "фабрики", "фермы", "бараки", "банки", "культуру", "пушки", "суды" и "доки". Каждое из направлений имеет несколько степеней "прокачки", больше вкладываетесь в дороги - растет лимит популяции, развитие стен позволяют иметь больший гарнизон, культура влияет на славу и моральный дух, доки ускоряют строительство кораблей и т.д. При желании можно перепоручить управление любой областью всевозможным советникам и экспертам, в таком случае нам лишь останется разбираться с тем, что действительно интересно, будь то торговля или, скажем, боевые действия. О них и поговорим. На общей стратегической карте, как водится, передвигаем фигурки морских и сухопутных юнитов, осаждая порты и столицы, устраивая блокады или просто концентрируя их на ключевых направлениях. Здесь нужно не забывать о снабжении, строя в городах соответствующие склады, которые влетают в копеечку. Если врагу все же удастся порвать цепочку снабжения, то отрезанные от денег и продовольствия отряды сразу же становятся легкой добычей, резко теряя свои шансы на победу. При столкновении с неприятелем грузится тактическая карта, на которой и разворачивается театр боевых действий. Предварительно вы получите сообщение, предлагающее выбрать между "быстрым" и "детальным" вариантами битв. В первом случае нужно лишь несколькими кликами расставить юниты по клеточкам, определяя, кто будет защищаться, кто атаковать (для кораблей - схождение вплотную, обстрел издалека), после чего дождаться результатов. Весь бой в этом режиме занимает всего несколько секунд, а прибегать к нему следует только при существенном перевесе в военной мощи. В противном случае явно никак не обойтись без детального сражения - по сути, пошагового варгейма с шестиугольниками, где очень схематично отображаются дороги, леса и речки. Здесь мы уже управляем каждым юнитом в отдельности, они способны передвигаться, менять формацию (колонна, линия или квадрат) и атаковать. В результате мощной атаки собственный юнит может потерять ориентацию, такой нужно оттащить подальше от линии фронта и попытаться образумить, построив в колонну. Еще юниты могут испытывать нехватку боеприпасов, усталость. Повысить боевой дух призваны мельтешащие с флагом в руках командиры, чей вклад в удачный исход сражения нельзя недооценивать. Скажем, гораздо легче будет выиграть битву, если блокировать или уничтожить вражеского командира. Продолжается "детальный бой" до тех пор, пока одна из сторон не решит отступить и покинет поле боя. Это может случиться через считанные минуты, но иной раз противостояние затягивается на несколько долгих часов. Графических красот от Crown of Glory не ждите, очевидно, что игрушка ваялась с расчетом на непритязательных поклонников жанра и довольно маломощные компьютеры (графа "системные требования" не даст соврать). А это значит полное отсутствие новомодных спецэффектов, плоские 2D карты, схематичные фигурки бойцов с минимумом анимации. В общем, ничего лишнего. Хотя имеется смена времени суток, заметны погодные эффекты, а медленно рассеивающийся дым после ружейных или пушечных залпов смотрится неплохо. Незатейливая стратегическая карта, дополненная кучкой аскетичных экранов микроменеджмента, напоминает настольные игры, а тактическая - целую толпу "птенцов", вылетевших из-под крыла Matrix Games. Звук соответствующий - лиричные мелодии в классическом стиле помогают скрасить скучноватую картинку. Хотя и тут местами переборщили, соло "плачущей" скрипки продолжающееся более десяти минут, кого угодно может вывести из себя. Хорошо еще бравурная канонада во время стычек возвращает с небес на землю, давая понять, что мы все-таки находимся не на концерте "Лучшие скрипачи современности". Подведем итоги. Crown of Glory - без сомнения, удачный почин Western Civilizations, который прольется бальзамом на сердце поклонников стратегий глобального доминирования вроде Risk и Hearts of Iron. Среди положительных качеств можно выделить удачное сочетание строительства империи с пошаговыми боями, проработанную экономическую модель, учитывающую целую толпу нюансов (охватить все, к сожалению, невозможно, поэтому рекомендуется обращаться к пухлым руководствам), возможность спихивать часть забот на виртуальных помощников, продуманные бои, наличие мультиплейера. В минусе - скромное оформление и "специфичная" музыка, ряд условностей, отсутствие сюжета, общей статистики. В любом случае, камушки на благоприятной чаше весов ощутимо перевешивают, что позволяет играть без особого дискомфорта. Проект, конечно, не без недостатков, но глубина и основательность позволяют ему легко заткнуть за пояс большую часть опасливо косящихся конкурентов.
1202 Прочтений • [Crown of Glory: Europe in the Age of Napoleon - Наполеоновские планы] [28.05.2012] [Комментариев: 0]