Чемпионат мира по футболу в Германии вовсю набирает обороты, а значит любая игра, имеющая отношение к одному из самых популярных спортивных событий на планете и выходящая в этот период, по определению обречена на пристальный интерес далеко не только со стороны фанатов спорта. Впрочем, Sensible Soccer 2006 от Kuju Entertainment и Codemasters напрямую с ЧМ не связана, а является всего лишь римейком одноименной футбольной аркады 1993-го года от почившей Sensible Software. В свое время Sensible Soccer был достаточно популярен благодаря бодрому и захватывающему геймплею, а также простым правилам и управлению, поэтому благополучно выпускался на многочисленных платформах, а не так давно вышла даже версия для мобильных телефонов. После успеха первой части серия постепенно эволюционировала, в Sensible World of Soccer обнаружились элементы менеджера, а в Sensible Soccer 98 впервые появилась 3D графика. Однако, как нас учит история, всякое событие переживает свой расцвет и угасание. После 1999 года в мире мультяшных футболистов с непропорционально большими головами (спасибо тут стоит сказать тонкому британскому чувству юмора создателей) наступило многолетнее затишье. Пока в один прекрасный момент предприимчивый английский издатель не выкупил права на бренд, собираясь возродить дух покрытой пылью классики. И, надо сказать, совершенно не прогадал. В SS'06 перекочевало главное - безумный драйв и притягательность простенького футбола, который захватывает в свои липкие сети с первых же минут и не отпускает, пока вы не отыграете подряд дюжину матчей. Секрет успеха кроется в банальной формуле - "легко играть, но трудно выиграть". Вроде бы и соперники в турнирах подбираются не шибко звездные, и обращаться со своими футболистами здесь проще некуда, ан мячик отчего-то не спешит залетать в сетку ворот, ускользая оттуда в самый последний момент по тысяче уважительных причин. Тогда в жилах закипает настоящая спортивная злость, один турнир сменяется другим, матчи пролетают, словно в калейдоскопе, а пальцы все усерднее продолжают стучать по кнопочкам жалобно покрякивающей клавиатуры. Или джойстика, или геймпада, игрушка поддерживает до четырех человек за одним компьютером. Это ли не показатель успешной реализации задумки? А ведь в SS'06, как ни странно, нет ни лицензированных команд, ни игроков (авторы с помощью перестановки букв взяли и исковеркали все имена, предлагая пользователю подкорректировать их самостоятельно), не может похвастаться детище Kuju и правдоподобной физикой, большим разнообразием футбольных приемов, режимом полноценной карьеры, next-gen графикой, наконец. То есть даже и не пытается соперничать с "тяжеловесами" вроде FIFA или Pro Evolution Soccer, вполне довольствуясь ролью непритязательной, но вместе с тем на удивление забористой аркады. Хотя далеко не в каждой аркаде можно встретить такое огромное количество команд, кубков и чемпионатов, вплоть до мирового первенства. Вероятно, не окажется невостребованной и возможность создавать свои собственные команды, есть и примитивный редактор спортсменов, и даже турниры. Выигрывая матчи в заготовленных авторами состязаниях, мы не только повышаем рейтинг подопечных и всей команды, которые отмечаются звездочками, но и открываем бонусные награды. Например, новый мяч, покрытие поля, прически, футбольную форму и т.п. Мяч и покрытие можно будет впоследствии выбрать в одиночных дружественных играх, наряду с продолжительностью встречи (от 5 до 20 минут) и наличием или отсутствием дополнительного времени и пенальти, если основное завершилось вничью. Несмотря на свою явную аркадность, Sensible Soccer 2006 все-таки обладает зачатками футбольного симулятора. Так, здесь можно совершать замены по ходу игры и даже менять расстановку игроков на поле (хотя не рассчитывайте кардинально изменить этим течение матча), есть угловые и вводы мяча из-за боковой, четко отслеживается положение "вне игры", а судья показывает за неспортивное поведение (например, подкат сзади) желтые и красные карточки. Зато управление ограничено всего тремя ключевыми кнопками. Помимо стрелок, коими контролируется перемещение спортсмена и направление удара, есть пас, длинный удар и ускорение, на которое тратится полоска энергии. В принципе, даже такого скромного инструментария вполне хватает, хотя не помешала бы возможность самостоятельного выбора игроков, а не надежда на реакцию компьютера, который сам переключается на ближайшего на его взгляд к мячу. Камера представлена только одна (с высоты птичьего полета со стороны одних ворот), ни повернуть, ни переключить ее на другой вид нельзя. Сама плавно следует за мячом. Модели футболистов достаточно мелкие и рассмотреть их удается (а заодно и приятный глазу cel-shading) только во время повторов опасных моментов или же когда они начинают ликовать по поводу гола или огорчаться назначенной карточке. К слову, помимо стандартных повторов, имеется возможность в любой момент поставить игру на паузу и просмотреть в записи несколько последних мгновений. Тут уже совсем не возбраняется вертеть объектив вокруг футболиста, проматывать пленку вперед-назад, приближать или удалять картинку. Непомерно раздутые головы поначалу даже забавляют, хотя потом подмечаешь некоторые детали. Например, что количество анимаций строго лимитировано. Обратите внимание на спортсменов во время представления команд, увидите, что меняются только головы и цвет формы, а все жесты повторяются. Как и взмахи руками бомбардиров после забитых голов или сокрушительные покачивания проштрафившихся, следующие за наказанием. Интересны все эти песни-пляски только первые несколько раз, потом рука автоматически тянется к Esc, чтобы их промотать. Звуку совершено определенно уделили недостаточно внимания. Несколько симпатичных мелодий играют только в меню, а во время игры ничего кроме шума болельщиков на трибунах, да куцего количество эффектов вроде удара по мячу или свистка арбитра не наблюдается. Удивительно, но даже с такими данными этот соккер умудряется оставлять после себя приятное впечатление. Видимо, где-то тут собака и порылась. По всем показателям в отдельности Sensible Soccer 2006 явно не блещет, а местами даже удручает (например, отсутствием мультиплейера по сети или Интернету), но ведь все равно затягивает. На вид аркада аркадой, с малым бюджетом и отсутствием должного лоска, зато азарта и динамизма через край. Чем и берет за душу.