Чего-чего, а мрачной, полной кровавых подробностей сетевой забавы от Turtle Rock Studios, ответственной за Counter-Strike: Condition Zero и далеко не самые плохие карты к Counter-Strike: Source, мы не ожидали. Террористических актов, суровых парней из спецслужб, горячих точек, даже, скажем, реалистичной войны в недалеком будущем, да. Но никак не многопользовательского FPS, посягнувшего на наше все: живых мертвецов по рецепту легендарного Ромеро. Тех самых, которые выглядят предельно отвратительно, плохо пахнут, разлагаются на ходу, демонстрируя нам свои, покрытые тонкой корочкой гноя, телеса; при этом совершая паломничество по загробной жизни со скоростью тихоходного теплохода (не всегда, конечно) и, вдобавок, наделенные страстным желанием полакомиться свежим, человеческим мясом. Обычно эти существа - с навешанным ярлыком "зомби" - не слишком опасны поодиночке. Знай себе, делай пару шагов в сторону и стреляй. Повтори пару раз. И все, больше нет, наивного, тупоголового мертвяка. Только не стоит забывать о том, что стрелять нужно прямо в голову. Разрушенный мозг - залог вашего спокойствия. Но, вдруг, случается так, что их становится много. Стая из нескольких десятков гниющих тварей - страшный сон любого, пусть даже самого крутого, супергероя. Представьте, что вы неожиданно попали в весьма неприятное ситуацию и окружены со всех сторон изголодавшимися монстрами, не отягощенными сочувствием и гуманизмом. Что делать? Как ни странно, можно подумать и рассчитать все свои действия пошагово. За этим к "классическим" Resident Evil или Forbidden Siren. Можно поступить иначе, не отвлекаясь особо на философию, начать беспорядочно палить во все стороны. Это вы могли видеть в, получившейся прямо скажу "так себе", игре по мотивам Land of the Dead и в других достаточно многочисленных поделках о ружье, направленном на ходячего мертвеца. Суть которых скорее не в хорроре, а в динамике и адреналиновом безумстве, происходящем на экране.
Рассуждение на тему разлагающегося террориста
А теперь постарайтесь напрячь свое воображение и представить, что члены какой-нибудь террористической группировки, возглавляемой, скажем, Бен Ладеном, за одну ночь неожиданно "меняют профессию" и наутро просыпаются в своем новом состоянии безмозглых зомби шахидов. Вышеупомянутый Большой Босс при этом получает в награду за свою важность кучу здоровья, высокую скорость и белый халат лидера. Планы по завоеванию мира, проведению масштабных актов устрашения и ведению священной войны, тут же изменяются, и отныне не простираются дальше стен своего родного города и массового пожирания "нормальных". Хорошим парням такой расклад по душе. Отстрел злодейских орд - их профессия, а по совместительству смысл жизни. Есть ли разница, кого убивать - людей или живых трупов? Все едино? Новое творение Turtle Rock, судя по всему, докажет нам, что истина отнюдь не так однозначна. Перешагнув ступеньку бытия, "бандиты" изменились не только внешне, но и внутренне. И вам, дорогие поклонники Counter-Strike, придется научиться использовать в своих целях все достоинства и недостатки "зомби". Вне зависимости от того, будете ли вы играть за или против них. В прямом смысле Left 4 Dead лишена сюжетной линии. И, вправду, кто будет обращать внимание на сценарий в непрекращающихся баталиях динамичного кооперативного онлайн шутера. Впрочем, какая-никакая завязка имеется. На уровне хрестоматийного "террористы заложили бомбу, захватили заложников - их нужно спасти". Игровую вселенную поразил страшный вирус, заразив большую часть ее обитателей. Лишь немногим по каким-то причинам удалось сохранить человеческую сущность. Точное количество избранной касты "выживших" (The Survivors) - четверо счастливчиков. Как только вы подключитесь к серверу, игра случайным образом назначит персонажей. Что удивительно и нетипично для жанра у всех одинаковые способности и возможности. Ну, чтобы никому не было обидно, говорят разработчики. И с этим, безусловно, спорным решением, я не могу согласиться. Может быть я не прав, но, кажется, значительно интереснее было бы посмотреть на то, как будут взаимодействовать друг с другом герои разных классов.
Плохие и хорошие
Зато в отличие от безликих участников сражений Counter-Strike, с художественной точки зрения местные бойцы - сплошь харизматики. Будь то Билл, ветеран Вьетнамской войны, сильный, как морально, так и физически, способный сохранять здравый рассудок в самых сложных ситуациях, Луис, менеджер магазинчика, Зои - девушка-подросток, дочь богатых родителей (по совместительству, самая привлекательная представительница Выживших) или Францис, большой, могучий, грубый мужик, в душе - добряк. Может быть, звучит слишком напыщенно и глупо, но, слушайте сюда: вы их полюбите, породнитесь, будете рвать на себе волосы, когда кто-то погибнет (а ведь, где-то там, на другой стороне цифрового соединения, сидит точно такой же живой человек). Потому что вас четверо, а монстров в десятки раз больше. Инфицированные, за которых, кстати, также можно играть, в свою очередь, могут похвастаться количественным превосходством и наличием классов. Наряду с рядовыми зомби (в случае с Left 4 Dead - быстрыми), выглядящими точь-в-точь, как в римейке "Рассвета Мертвецов" образца 2004 года, у зараженных своя собственная тяжелая артиллерия - набор из 5 так называемых суперюнитов. Знакомьтесь, толстый труп Бумер (The Boomer) - огромный, тошнотворный жирдяй, требующий к себе особого подхода. Он (или оно) - большой мешок с блевотиной и главная цель его существования - подобраться поближе к Выжившим, испортить воздух и подорваться, ослепив последних или даже забрав их с собой на тот свет. Ах, какие тактические перспективы вырисовываются. Хантер (The Hunter), наоборот, мертвец атлетического телосложения, выносливый и гибкий, без труда прыгающий по крышам, карабкающийся по стенам, висящий на отвесных стенах и творящий все те вещи, на которые был способен однофамилец из Resident Evil. Поэтому, в Left 4 Dead, заходя в новое помещение, в первую очередь следует осматреть потолок. Курильщик (The Smoker) - зомби с длинным языком. Не в том смысле, что разговорчивый. С помощью сего "устройства" он способен вытягивать Выживших из укрытий, а также "красть" их прямо из под носа товарищей. Снова аналогии с Resident Evil (был там такой монстр - Licker; кажется, во второй части). Почувствовав опасность, он выпустит из себя облако дыма, временно ослепит врага и за это время ретируется. Наконец, Танк (The Tank) - огромное, мускулистое чудовище, способное бросаться большими предметами (в ход идут автомобили, цементные плиты), обладатель завидного запаса жизненной энергии. Местный "босс"; в стиле Арнольда Шварценеггера. Правда и появляется он только ближе к концу уровня, как бы являясь последним препятствием на пути Выживших к спасению. Наконец, существует еще и пятый, редкий и "усиленный" зомби, зовущийся Ведьмой (The Witch). Это, как и полагается, самое опасное существо в игре. Но встреча с ним - событие не частое, да и сражаться необязательно. Эти существа никогда не нападают на вас первыми, пока вы в них не выстрелите, направите в их сторону свет или же будете шумно вести себя рядом. Схватки с таким всегда стремительны и скоротечны. Либо вы моментально расстреливаете обидчика, либо вся ваша компания погибает за несколько секунд. Достаточно одного удара Ведьмы, чтобы персонаж отправился к праотцам.
Помоги товарищу
Не ждите нового Counter-Strike. Вы что, перед нами представительница совсем другого жанра. Это не турнирный командный сетевой шутер. Игровой процесс Left 4 Dead базируется на умении общаться, координировать действия в реалиях небольшой группы и взаимопомощи. Если вы играли в Gears of War или хотя бы читали рецензии, то, знайте, у вас уже есть представление о том, какой будет эта игра. Кооперативный онлайн FPS с возможностью игры до 8 игроков одновременно (4 за Выживших и 4 за Инфицированных). Хотя, конечно же, никто не запрещает окунуться в жестокий мир Left 4 Dead с одним напарником и дуэтом провести военную операцию против орд нечисти. Умение работать в команде - ключ к успеху. Вас окружили, гибель неминуема. Кажется, все, конец. Но, неожиданно, кто-то издалека начинает поливать свинцом тварей не первой свежести. Вот оно, спасение. Или, представьте, что ваш товарищ схвачен Курильщиком и весит над землей. Стреляем в язык и получаем благодарность. Ситуаций, на самом деле, великое множество. "Мы одни во враждебном мире", - тема, пусть в однопользовательских играх и изъезженная, в случае с кооперативным геймплеем еще в новинку. Да, повторюсь, никакого сюжета или элементарной связи между этапами нет. Действие будет происходить на не слишком связанных друг с другом картах, без каких-либо скриптовых сцен и с одной единственно целью - спастись, добравшись до вертолетной площадки. Карт не много, всего 5 и на прохождение каждой уйдет не больше часа. Впрочем, недостаток количества компенсируется качеством. Чего стоит только один Госпиталь с масштабным обстрелом орд зомби по средствам использования хорошо знакомого поклонникам FPS стационарного пулемета. Вдобавок, разработчики сообщили, что каждый раз все объекты на картах генерируются случайным образом, а, следовательно, играть можно бесконечно долго. Верю. Любопытно, что когда Выживший получает критическое ранение, он не умирает, а падает наземь и начинает истекать кровью. У напарников есть совсем немного времени, чтобы вылечить его (при условии, что в инвентаре завалялась аптечка), иначе он (или она) умрет "по-настоящему". Не успели, погибшему придется "примерять на себя штаны" зрителя. Безболезненно умирать позволят лишь три раза. После, каждый раз вы будете восстанавливаться, но любая атака окажется смертельной. Так называемая система "жертвы одного удара". Справедливо.
Новая икона?
Left 4 Dead (предсказуемо) создана на движке Source, который, несмотря на преклонный возраст, до сих пор держится молодцом и ни в чем не уступает своим более молодым конкурентам. Все современные спецэффекты, плавная анимация, совершенная физическая модель, детализированные зомби, славная лицевая анимация. Дальше продолжать скучно. Да и не требуется. Посмотрите картинки - они более наглядны, чем текст. Отдельно упомяну только невероятно креативные сцены смерти персонажей (то машиной придавит, то зомби на части разорвут, то еще что) и атмосферное убранство локаций. По всему выходит, что суперхит нам обеспечен. Куча оружия, десятки зомби, качественная графика, сбалансированный кооперативный игровой процесс. Это - уже весной 2007 года. То есть, совсем скоро. А потом: Turtle Rock обещает нам скачиваемый контент, новые карты, полноценные, любительские кампании и прочее, прочее. Заманчиво.