Iron Aces: Heroes of WWII - Повторение пройденного
Повторение пройденного
"Очередная летательная аркада" - подумал я, наблюдая на экране титры InterActive Vision. Но, как только загрузилась первая миссия, понял, что термин "очередная" здесь даже не вполне уместен. Это же вылитая Dogfight: Battle for the Pacific от тех же разработчиков трехлетней давности - разве что на другом театре военных действий! Собственно, на этом статью об игре можно было бы и закончить, но для тех, кто не видел "Dogfight...", расскажем поподробнее. Итак, единственные отличия нынешней игры от предыдущей (которые, меж тем, отнюдь не позиционируются как части одного цикла) - это то, что действие теперь происходит на советско-германском фронте, а кампании почему-то сделались более чем вдвое короче (10 миссий вместо 25, притом, что сами миссии длиннее не стали). При этом они стали еще и хуже в сюжетном плане. Если в Dogfight: Battle for the Pacific кампании представляли собой неплохой экскурс в историю войны на Тихоокеанском ТВД, затрагивая ее основные события, то теперь из всех четырех лет войны между Германией и СССР выдернуты лишь 2 эпизода - Сталинградская битва (ну, это понятно, все-таки переломный момент войны) и битва за Варшаву (а этот выбор, очевидно, объясняется лишь польским происхождением разработчиков). На каждый из этих эпизодов в кампании приходится по пять миссий. Причем даже эти миссии не производят впечатления какой-то связной истории - мол, вот так начинались события, такой была кульминация, так все закончилось. Просто набор заданий в стиле "рядовые будни войны". Непонятно даже, кто в этой войне победил; никакого финала вообще нет - вы проходите десятую миссию и... и ничего. Можете пройти ее еще раз (как, впрочем, и любую из предыдущих). Кампаний, разумеется, по-прежнему две, обе строго линейные, одна, естественно, за советского пилота, вторая за германского. Набор миссий не симметричен, советские в большинстве своем вообще очень простые, германские чуть поинтересней. Как и прежде, летать можно либо на истребителе, либо на бомбардировщике, в большинстве миссий самолет дают выбрать в начале (и его также можно сменить, совершив посадку на свою базу), но есть и такие миссии, где выбора не дают. У СССР истребитель - это "МиГ-3", в роли бомбардировщика - штурмовик "Ил-2"; у Германии - Me 109 и пикировщик Ju 87 Stuka, соответственно. Разумеется, ни о какой физической модели, в силу полной аркадности игры, говорить не приходится, так что эти очень разные в реальности самолеты попарно аналогичны; подозреваю, что они полностью аналогичны и свом "коллегам" из предыдущей игры - за исключением невозможности нести торпеды (противокорабельных миссий в игре нет, хотя есть миссия по защите кораблей от вражеских самолетов). Ну и все прочее - точная копия Dogfight: Battle for the Pacific. Тот же движок, без всяких поправок на три прошедших года (во всяком случае, я таковых не заметил). Абсолютно тот же интерфейс со всеми теми же недостатками - без указания скорости и высоты, в частности. Как и прежде, сложный пилотаж отсутствует полностью - нельзя сделать ни бочку, ни петлю - доступны лишь вираж с креном градусов до шестидесяти, не очень крутой набор высоты и неотвесное пикирование; столкновение с землей приводит не к гибели (хотя и к повреждению), а к рикошету, повреждения самолета, как водится, сводятся к уменьшению процентов "жизни" и, пока эти проценты больше 0, ни на что не влияют (разве что на появление дымного следа); отстрелить или отломать какую-то часть корпуса нельзя. Скорость можно регулировать по нескольким положениям, но только с помощью клавиш, а не с помощью ручки газа джойстика; но, к счастью, исправлен глюк, когда при выборе джойстика управление с клавиатуры отключалось. Реальная посадка (как и реальный взлет) по-прежнему отсутствуют - вы должны лишь при подлете к полосе уменьшить скорость, чтобы вам нарисовали в воздухе конус из зеленых точек, и пройти по глиссаде внутри этого конуса, не пытаясь коснуться полосы самостоятельно и дожидаясь показа посадочного видеоролика (прерывается пробелом). За исключением первой советской миссии, посадка нужна лишь для того, чтобы починить или сменить самолет и обновить его боеприпасы; успешно выполненная миссия завершается прямо в воздухе, причем теперь вас даже не спрашивают, не хотите ли вы ее продолжить, сбивая врагов уже без зачисления на ваш счет. Бомбардировщик не имеет заднего стрелка и отличается от истребителя худшей маневренностью и иным вооружением (хуже пулеметы, зато может нести бомбы, но не может - ракеты). Как вооружение, так и физические характеристики: двигатель (влияет на максимальную скорость), закрылки (влияют на минимальную скорость, но никаких срывов потока, конечно, нет - вы просто не сможете замедлиться ниже минимума), хвостовое оперение (влияет на маневренность), бронезащиту - можно апгрейдить (пулеметы бомбардировщика - не выше первого уровня, остальное - до третьего); апгрейд "покупается" за очки, заработанные вами в предыдущих миссиях. Вы сами решаете, на что (и на какой самолет) их потратить; так что прежде, чем апгрейдиться, стоит прочитать описание грядущей миссии, дабы понять, какой апгрейд будет наиболее полезен. Описания, как и раньше, вместо классического брифинга, где командование ставит вам задачу, представляют собой "ваши" (то бишь пилота) дневниковые записи, якобы сделанные уже после успешного выполнения миссии (поскольку кампания линейная, то другого выхода, кроме как добиться уже описанного в дневнике успеха, у вас все равно нет). Введенное вами имя в дневнике по-прежнему не отображается. Повышения в звании теперь не сопровождаются никаким сообщением, так что их вообще не замечаешь; при этом звания для обеих сторон одинаковые и называются по-английски. Опять-таки, как и раньше, боезапас пулеметов не кончается, у всего остального он ограничен. Когда вражеские самолеты находятся в пределах досягаемости пулеметов, вам показывают крестиком, куда стрелять с учетом упреждения, а по F5 включается специальный вид сверху, в котором вам рисуют на земле, куда попадет бомба с учетом текущего направления, высоты и скорости - что позволяет с отличной точностью бомбить с горизонтального полета, вопреки, естественно, реальным характеристикам "Ил-2" и "Штуки". Чуть ли не единственное отличие от прошлой игры в том, что от взрыва собственной бомбы теперь можно пострадать. Для уничтожения мостов (есть одна такая миссия в германской кампании) недостаточно разбомбить их в одном месте - надо разрушить мост по значительной длине. Графика, которая достаточно неплохо смотрелась три года назад, ныне выглядит устаревшей. Самолеты слишком мелкие, вида из кокпита как не было, так и нет... Чего в прошлой игре не было (в силу особенностей театра военных действий), так это крупных городов и снега - ну что ж, сейчас все это есть, не сказать, чтобы шедеврального уровня, но приемлемого. Деревьев почти нет (я видел лишь одну рощицу). Столкновения в воздухе с "летающими крепостями" B-17 отслеживаются и отрисовываются некорректно, я запросто пролетал сквозь крыло такого монстра. Поддерживаются разрешения вплоть до 1600*1200, хотя я не знаю, на какие такие детализированные красоты предлагается любоваться. В германской кампании наблюдается устойчивый глюк; впрочем, если обычно в таких случаях мне приходилось заканчивать, то здесь все наоборот: в последней миссии, как только в воздухе появляются враги, вам объявляют, что... миссия успешно выполнена. Забавно, конечно, но все равно безобразие. И как это можно было не отследить, не понимаю. В общем и целом - очередная "осетрина второй свежести", которая к тому же сильно короче первой. В качестве add-on'a это бы еще сошло, но выпускать такое три года спустя в качестве самостоятельной игры - это уже откровенная халтура.