По ком звонит колокол? Если бы в играх давали главный приз за самый узнаваемый образ, то он без сомнения достался бы угрюмому клону-убийце, чей лысый затылок с татуировкой в виде штрих-кода вот уже шесть лет не сходит с экранов любителей виртуальных развлечений.
С 2000 года вышло три полноценных игры по мотивам похождений 47-го, каждая из которых была воспринята игроками "на ура" и подолгу держалась на вершинах всевозможных хит-парадов. Феномен игры состоит ещё и в том, что, несмотря на огромное количество миссий, вышедших под эгидой трилогии (всего более трёх десятков уровней) поклонникам 47-го всё мало, и народ постоянно требует продолжения банкета с участием полюбившегося героя. К счастью, разработчиков из датской компании IO Interactive не пришлось долго уговаривать, и спустя два года после выхода третьей игры история наёмного убийцы превратилась в тетралогию.
Смена амплуа
История "Hitman: Blood Money" ("Наёмный убийца: кровавые деньги") начинается в 2004 году, когда внезапно, при исполнении, один за другим погибают несколько наёмных убийц, работающих на то же агентство, что и наш герой. Руководство агентства не склонно рассматривать произошедшее в качестве несчастных случаев и подозревает, что в его рядах появился предатель, засланный конкурирующей организацией. Предпринятые по горячим следам меры по розыску предателя не приносят ожидаемого результата, и за считанные месяцы агентство несёт такие ощутимые потери, что всерьёз встаёт вопрос о прекращении его деятельности, так как просто уже некому выполнять задания. Большинство руководителей и сотрудников убиты, а оставшиеся в живых твёрдо убеждены, что и их участь предопределена. Из безжалостных охотников они сами превращаются в жертв и вынуждены всерьёз заботиться о собственной безопасности. Единственный способ остаться в живых - найти убийц раньше, чем те смогут нанести роковой удар.
Агент 47
Пока большинство коллег заняты рытьём нор, которые легко могут стать их же могилами, единственный, на кого ещё может положиться агентство - это наш неулыбчивый герой. Именно ему предстоит выполнить заказы клиентов, поступившие ещё до начала кризиса и попытаться сохранить репутацию агентства.
Кризис застаёт 47-го в Чили, где ему поручено разобраться с семьёй винодела, которая на самом деле занята вовсе не производством чилийского полусладкого, а вовсю синтезирует и продаёт наркотики. После южноамериканского континента нашему герою предстоит ненадолго посетить Европу, а затем перелететь через океан и всерьёз заняться обучением хорошим манерам преступного мира США.
По традиции 47-ой держит связь с агентством через Диану, с которой он ни разу не встречался лично и которая передаёт ему информацию о новых задания по Интернету. От неё же он и узнаёт о проблемах в агентстве, несмотря на то, что информация эта конфиденциальная, но видимо сказывается личная симпатия Дианы к своему напарнику, с которым она проработала много лет.
Всего в игре 11 полноценных миссий, а также: тренировочный уровень (известный по демонстрационной версии), штаб, куда герой возвращается после заданий, и где находится его арсенал, плюс эффектный эпилог.
Скелеты в шкафу
Со времён третьей части игры стиль работы 47-го изменился до неузнаваемости, поэтому прежде чем вам поручат первое самостоятельное задание, вас ожидает тренировочная миссия. Во время тренировки вас познакомят с новыми приёмами и научат правильно обращаться с инвентарём, разросшимся настолько, что впору выписывать в напарники Рэмбо.
В первую очередь новшества коснулись самих способов убийства и сокрытия следов преступления. Напомню, что раньше после того, как жертва превращалась в хладный труп, её надо было спрятать от посторонних глаз в каком-нибудь укромном месте. Как правило - в тёмной кладовке или сточной канаве, причём, несмотря на все ваши старания, трупы периодически находили особо дотошные охранники и поднимали тревогу. В "Кровавых деньгах" проблема трупов решена кардинальным образом, так как отныне труп можно засунуть в ящик, шкаф, в проезжающий мимо мусоровоз и даже в холодильник, в котором его не унюхает даже самая искусная ищейка. Кроме того, трупы можно выбрасывать за борт теплохода, выкидывать с балконов и сталкивать со скал в бурлящие воды водопада. Жертвы, оказавшиеся с 47-ым в одном лифте обречены, а их трупы едва ли обнаружат раньше, чем они начнут разлагаться на крыше кабины.
Серьёзно вырос репертуар неконтактных способов убийства. Если раньше вы могли лишь отравить жертву, добавив ей яду или неправильно приготовив клиенту рыбу фугу на обед, то отныне вы можете инсценировать несчастные случаи, причём так искусно, что никому и в голову не придёт, что это тщательно спланированное убийство. Например, на одном из уровней вы узнаете, что одна из жертв, нарушая больничные правила, держит у себя в палате газовую горелку, на которой втайне от врачей готовит себе различные любимые блюда. Если бы вы добавили в еду больного яд, то поднялась бы шумиха, понаехали бы полицейские и завели уголовное дело, но если вдруг однажды нерадивый пациент погибнет при взрыве из-за утечки газа в собственной палате, то едва ли кто-нибудь усомнится, что это был несчастный случай. И таких моментов в игре довольно много, главное - вовремя заметить детали, которые можно использовать в своих интересах.
К несчастным случаям также относятся взрывы бомб (в арсенале может быть до двух бомб одновременно), когда вам надо лишь в нужный момент нажать на кнопку детонатора, причём бомбы можно прятать не только в специально предусмотренных игрой местах, но также в чемоданах и даже свадебных подарках.
В крайнем случае, если вам уже ничего лучшего не приходит в голову, вы всегда можете вытолкнуть жертву с балкона или выбросить за борт, в конечном протоколе это будет фигурировать, как несчастный случай: ну оступился человек, поскользнулся, а тут трамвай, откуда не возьмись - бывает...
Арсенал
Главное новшество, коснувшееся арсенала 47-го, связано с тем, что на заработанные по контракту деньги вы можете усовершенствовать базовый набор наёмного убийцы. После каждой успешно завершённой миссии становятся доступными новые примочки не только для огнестрельного оружия, но и для инструментов и средств в виде более совершенных отмычек, дополнительных бомб, детонаторов с большим радиусом действия, амфетаминов, бронежилетов и прочих необходимых в работе приспособлений.
Оружие также постепенно может быть модифицировано до неузнаваемости, когда знакомая оптическая винтовка Драгунова превращается в бесшумное дальнобойное орудие с оптикой, которой могла бы позавидовать система спутникового наблюдения.
К сожалению, из игры убрали призовое оружие, которое раньше выдавали за рейтинг "бесшумного убийцы", хотя кое-какие интересные образцы вы всё же сможете отыскать во время миссий и забрать в качестве трофея.
Помимо оружия, которое можно выбрать до начала миссии, а также отнять у людей во время задания, на уровнях полным-полно подручных средств, способных в умелых руках превратиться в орудие преступления. К таким предметам можно отнести: тесаки, кухонные ножи, лопаты, огнетушители, молотки и так далее.
Кроме орудий убийства в игре периодически встречаются предметы, которые не являются смертельными и служат для иных целей, например для устранения свидетелей. На одном из уровней жертву повсюду сопровождает маленькая собачонка, поднимающая дикий лай при вашем появлении и не дающая незаметно подобраться к своему хозяину. Конечно, всегда можно собачку отправить в собачий рай, но в тоже время можно животное сделать союзником, купив доверие с помощью превосходной колбасы.
Кровавые деньги и дурная слава
С уверенностью можно сказать, что в "Кровавые деньги" смогут сыграть практически все, и всё благодаря очень гибкой системе настройки уровня сложности. Всего в игре 4 уровня сложности, от новичка до профессионала. Играя "новичком", вы получите в своё распоряжение возможность сохранять игру неограниченное количество раз, а также тугих на ухо и ум противников. С повышением уровня сложности возрастает количество ограничений, так на "нормальном" уровне вам будет выдано 7 сохранений за миссию, а профессионалам предстоит выполнить задание за один присест и с первой попытки.
Интеллект противников, а также помощь со стороны агентства в виде дополнительной информации аналогично зависят от выбранного уровня сложности. Чем выше вы оцениваете свои способности, тем меньше вам будут помогать и тем смекалистее и подозрительнее будут ваши противники.
В игре была сохранена иерархия, принятая в "Бесшумном убийце", то есть по окончанию каждой миссии вас производят в один из рангов, самый почётный из которых по-прежнему "бесшумный убийца", а низший, в зависимости от количества оставленных на уровне трупов, варьируется от "психопата" до "маньяка".
От конечного ранга зависит и сумма, которую вам заплатят по контракту - чем меньше вы подняли шума, тем больше нулей будет проставлено в сумме чека. Хотя непонятным остаётся следующий момент - деньги в игре нужны для покупки оружия, но в то же время, чтобы получить ранг "бесшумного убийцы", стрелять категорически воспрещено. Видимо, разработчики предполагают, что, выкупив дорогостоящее оружие, вы повесите его на стеночку и по выходным будете вытирать с него пыль.
На сумму контракта влияют несколько новых параметров, главным из которых является количество баллов на шкале "дурной славы". Например, если охранник заметит пятна крови на вашей одежде, то на шкале тут же добавятся первые баллы, не говоря уже о случайных свидетелях и найденных трупах.
Впрочем, после окончания миссии вы можете несколько подправить ситуацию и вернуть себе доброе имя, подкупив свидетелей, начальника полиции или даже выправив себе новый паспорт и внешность.
Искусственный интеллект
Даже на уровне "новичка" охранники не совсем кретины, и, если вы оставите рядом с ними чемоданчик с бомбой, они очень быстро смекнут в чём дело и устроят на вас охоту. На более высоких уровнях сложности охрана становится настоящей преградой между вами и жертвой, а гражданские лица имеют обыкновение появляться в самых неожиданных местах и в самое неподходящее время. Занесли вы удавку над горлом жертвы, как тут же появляется мучающийся малой нуждой турист, отбившийся от группы, вам же лишние свидетели ни к чему.
"Кровавые деньги" - первая игра, где вы сможете затеряться в настоящей толпе! Уровни переполнены людьми, а во время одной из миссий вы даже попадёте на улицы города, где проходит карнавал!
Графика и звук
Графика в "Кровавых деньгах" сделана на самом высоком уровне, ставящим её на высшую ступеньку пьедестала почёта вместе с извечным конкурентом серии - "Splinter Cell". Усовершенствованный и доведённый до ума движок Glacier не только поддерживает все доступные на данный момент графические изыски, но и отличается завидной быстротой и стабильностью.
Игра света и тени происходит в полном соответствии с физическими законами, текстуры радуют глаз, а модель главного героя хоть и приобрела более свирепое выражение лица, обладает натуральной мимикой и человеческим цветом лица.
Уровни, на которых проходят миссии, поражают не только размахом, но и необыкновенной детализацией. Каждая комната, каждый подвал, полянка, закоулок, подворотня тщательнейшим образом проработаны и наполнены жизненными подробностями. В этом плане показательна детская на одном из уровней, в которую, возможно, игрок так и не удосужится заглянуть по дороге, и тем не менее комната ребёнка обставлена с такой любовью и с такими подробностями, что невольно проникаешься уважением к разработчикам, не пожалевшим для этого времени и сил.
Более того, поражает даже не детализация, а буйная фантазия, породившая некоторые уровни. И если в "Контракте на убийство" в атмосфере некоторых уровней чувствовалось влияние известных фильмов, то на этот раз разработчики вполне могут претендовать на то, чтобы по мотивам их детища снимали киноленты. Им удалось создать мир, скрытый от взоров большинства людей, мир больших денег, необузданных оргий, закрытых вечеринок и частных клубов.
Великолепную картинку на экране удачно дополняет музыка Джеспера Кид (Jesper Kyd), а также традиционный для серии будапештский симфонический оркестр и хор венгерского гостелерадио. Музыкальные темы в игре не только уместные, но и действительно сильные, влияющие на настроение игрока и придающие происходящему особую глубину и насыщенность.
Вердикт
"Кровавые деньги" - на мой взгляд, лучшая серия о похождениях наёмного убийцы. Великолепная графика, мощное музыкальное сопровождение, интересные и необычные задания, множество путей прохождения, огромное количество секретов, всё это превращает игру в настоящее и долгоиграющее лакомство. Не проходите мимо!