Кот да Винчи О нём почти не сохранилось сведений,
лишь полутень на полотне с Джокондою...
(Криспи, "Кот да Винчи")
Неискоренимая потребность человечества в хлебе и зрелищах является наиболее благодатной почвой для всевозможных сенсационных разоблачений, спекуляций, слухов и домыслов. Не проходит и дня, чтобы журналисты не поведали миру очередную версию вселенского заговора или хотя бы не нашли след доисторического инопланетного монстра. Писатели также не отстают от своих младших братьев по перу и периодически выдают шедевры, в одночасье принимаемые публикой за чистую монету и возводимые в ранг культовых. И хотя век "сенсационных книг" недолог и авторов быстро выводят на чистую воду, на их долю приходится определённая часть славы, которой беззастенчиво пользуются все кому не лень, от продавцов футболок до кинематографистов и производителей компьютерных игр.
Книга Дэна Брауна (Dan Brown) "Код да Винчи" ("The Da Vinci Code") является типичным представителем бестселлера и "модного" в данный момент произведения, прочтение которого является обязательным для поддержания светской беседы. Даже ничего не читающие подростки, как правило, отлично осведомлены о том, что у да Винчи был кот!
Поэтому вполне логичным было предположить, что наделавшая столько шума книга рано или поздно ляжет в основу фильма, и по новой голливудской традиции непременно обзаведётся своей собственной игрой. Можно было также ожидать, что игра по мотивам "Кода да Винчи" должна была выйти в жанре приключения, но разработчики решили иначе.
Беглец и принцесса Софи
Сюжет игры "Код да Винчи" практически один в один повторяет историю, написанную Дэном Брауном. Приключения профессора религиозной символики Гарвардского университета Роберта Лэнгдона начинаются в Париже, куда он прилетел с целью дать несколько публичных лекций. Вместо лекций Лэнгдон оказывается втянутым в расследование обстоятельств гибели куратора Лувра Жака Соньера, с которым у Роберта была назначена встреча. Более того, Роберт становится главным подозреваемым в убийстве и вынужден пуститься в бега. Чтобы очистить своё имя от подозрений, Лэнгдон вместе с внучкой убитого, асом французской криптографии Софи Невё, предпринимает попытку собственного расследования.
Поиски истины очень быстро превращаются в смертельную игру, в которую одновременно оказываются втянутыми: полиция, секретные службы, масонский орден, католическая секта "Опус Деи", а также загадочный убийца с красными глазами, не чувствительный к боли и обладающий дьявольской силой.
Во время своего расследования Роберт и Софи должны решить множество головоломок и загадок, оставленных Жаком Соньером, которые должны привести молодых людей к священному Граалю. Вместе с ними в гонку за бесценным артефактом включаются как последователи католицизма, планирующие перепрятать Грааль, так и нечистые на руку учёные и откровенные бандиты с большой дороги. И если в книге окончание истории заранее предопределено автором, то в игре вам и только вам решать, кому же в итоге достанется главный приз, и кто будет пить из священной чаши шампанское, празднуя победу.
Всего вас ожидает девять уровней, примерно равноценных по сложности и продолжительности, а также две дополнительные миссии, которые становятся доступными после успешного прохождения игры. Как и в книге, сначала вы окажетесь в Париже, затем перенесётесь в поместье в Нормандии, оттуда попадёте в Цюрих, перелетите через Ла-Манш, где вас ожидает близкое знакомство с британскими святынями.
Do you speak English?
Каждый из уровней изобилует загадками и головоломками, большинство из которых, так или иначе упоминаются в книге Брауна. В основном загадки представляют собой зашифрованные послания, которые вам надо прочитать, подобрав к ним ключ. Сделать это не слишком сложно, в то же время нельзя не отметить, что, если вы не знакомы с английским языком и его правилами, то такие задания будут вам не по силам. В этом случае вам либо придётся добыть подробное прохождение, либо обзавестись английской версией книги (многие послания взяты из произведения слово в слово), либо запастись терпением и подождать выхода русскоязычной версии игры, четвёртого не дано.
Знание английского языка (к счастью, в игре есть субтитры) - это одно из главных слагаемых успеха, так как большинство заданий, даже напрямую не связанных с шифровками, так или иначе предполагают, что игрок очень хорошо понимает смысл подсказок, многие из которых представлены в виде стихотворных фраз и аллегорий. Согласитесь, одно дело - суметь прочитать на английском текст в учебнике, и совсем другое - наслаждаться Шекспиром в оригинале. И хотя последнее от вас не потребуется, всё же для успешного прохождения игры требуется уровень знаний чуть выше, чем за курс средней школы.
Нетекстовые загадки и задания
Помимо текстовых заданий в "Коде да Винчи" встречается практически весь набор загадок и головоломок из ассортимента приключенческих игр. Вас ждут: музыкальные задания, мозаики, головоломки, различные неработающие механизмы, химическая лаборатория, закрытые комнаты, потайные двери, люки, гробницы и так далее. Помимо этого, вам постоянно придётся решать насущные проблемы в виде амбарных замков, закрытых сейфов, ключей, карточек доступа и прочих, необходимых в хозяйстве вещей, которые надо найти и использовать по назначению.
Я знаю кун-фу
Кроме неодушевлённых препятствий на вашем пути периодически будет возникать человеческий фактор в виде бандитов, сектантов, полиции и нечистых на руку учёных. В лучшем случае встреча с ними может закончиться тем, что вас возьмут в плен и бросят в темницу, в худшем же вам придётся скинуть с плеч профессорский пиджак и засучить рукава перед серьёзной дракой (в игре предусмотрено место для техники "стелс", но применить её на практике вам вряд ли удастся).
В виртуальной версии "Кода да Винчи" вам не только предстоит пошевелить извилинами, но и изрядно поработать пальцами, иначе дальше первого уровня вы вряд ли продвинетесь. Возможно, играя в "Код да Винчи" на приставке, вы бы не сильно расстроились такому повороту событий, в конце концов геймпад создан для более подвижных игр, чем классическое приключение. Более того, когда речь идёт о динамичных драках с одновременным участием большого количества клавиш, то преимущество геймпада над клавиатурой и мышью просто подавляющее. Несмотря на это разработчики с маниакальным упорством портируют игры с приставок на компьютер, не внося никаких изменений в логику управления и превращая жизнь игроков в сущий ад. Например, во время драки с очередным бандитом вам предлагают нажать комбинацию клавиш на мышке, каковая состоит из четырёх нажатий: правая кнопка, левая, правая и одновременное нажатие на обе кнопки! Тот, кто хоть раз имел дело с компьютерной мышкой, должен быть в курсе, что одновременное нажатие на обе кнопки в принципе исключено. Одна из кнопок обычно опережает другую, и хотя нажать их одновременно можно, но маловероятно сделать это наверняка. Более того, если вы ошиблись хотя бы в одном нажатии в комбинации, то комбинация вам не засчитывается, и право нападать предоставляется вашему оппоненту. Такое положение дел может быть некритичным, если противник не слишком силён, но если речь идёт о схватке с Сайласом, чей один точный удар отнимает половину здоровья, то ваше поражение "благодаря" комбинациям с двойным одновременным нажатием кнопок мышки практически предопределено.
Кроме бессмысленных и плохо поддающихся логическому объяснению драк, в игре периодически встречаются задания, в которых вам одновременно приходится зажимать несколько кнопок и одновременно орудовать мышкой. Опять же, если в спину вам не дышит противник с пистолетом (к сожалению, есть и такое задание), то вышеуказанные манипуляции могут получиться с "энной" попытки, в противном же случае не избежать вам обидного поражения.
Графика и звук
С точки зрения графики игра смотрится очень неплохо, а видеовставки между уровнями будто взяты из фильма. Модели героев хоть и бегают несколько кривовато, но внешне выглядят правдоподобно. Хочу огорчить поклонников Тома Хэнкса, его вы в игре не увидите, но присутствующая версия Роберта Лэнгдона едва ли уступает своему киношному варианту и смотрится уместно.
В игре много музыки и звуковых спецэффектов, причём они зачастую забивают собой диалоги героев, а играющие по кругу композиции на некоторых уровнях имеют тенденцию надоедать и раздражают уже после второго-третьего повтора.
Диалогов и монологов могло быть и меньше, тем более что возможности быстро пропустить обстоятельное объяснение зачастую не представляется, что было бы совсем не лишним, при условии, что под конец игры на одном из уровней ваш герой наверняка пару раз распрощается с жизнью, прежде чем выполните задание, а слушать один и тот же диалог несколько раз подряд - сомнительное удовольствие.
Вердикт
"Код да Винчи" в очередной раз поднял тему популярности такого "вида спорта" среди разработчиков, как "наступание на грабли неудачного управления при портировании игр с приставок на компьютер". В игре, где помимо интересных головоломок и загадок одно из главных мест отведено дракам с противниками, управление выступает в роли камня на шее, тянущего весь проект ко дну. Добавьте к этому невозможность сохранять игру в любой момент (только в строго определённых местах) и в итоге получается кромешный ад для тех, кто любит приключения, но при этом не обладает хорошей реакцией.
Игру можно посоветовать лишь самым преданным поклонникам творчества Дэна Брауна, которые, подобно Сайласу, стиснув зубы и истекая кровью, дойдут до конца только потому, что не могут иначе, всем остальным хочется посоветовать ограничиться походом в кино.