Огни большого города Компания Maxis свою первую порцию славы заполучила не с выходом игры "The Sims", а еще раньше - с созданием сериала "SimCity", первая часть которого появилась еще в 1989 году, предлагая заняться развитием современного мегаполиса и получив за это награду "Origins Award" как лучшая стратегия года. За первой частью последовало 3 сиквела, но другие дизайнеры не намерены ждать, пока создатели найдут время на выпуск очередного продолжения, поэтому французские разработчики из "Monte Cristo" предложили свой вариант градостроительного симулятора, вполне достойный внимания желающих оккупировать виртуальное мэрское кресло.
Компанию Monte Cristo Multimedia основали в Париже в 1995 году бывший вице-президент финансовой компании "Credit Suisse First Boston", Жан-Марк де Фети (Jean-Marc de Fety), и бывший старший консультант по стратегическому управлению в бюро "Mars & Co" - Жан-Кристоф Маркис (Jean-Cristophe Marquis). Последний и по сей день занимает руководящий пост в предприятии "Monte Cristo", успешно освоившем еще и издательский бизнес, помогая раскручивать продукты собственной студии. Всеми каждодневными заботами с 2002 года заведует опытный партнер - Джером Гастальди (Jerome Gastaldi). "7 Sins", "Desert Rats vs. Afrika Corps", "Fire Department", "Gadget Tycoon", "Wall Street Trader", "Th3 Plan", "The Partners" - вот далеко не полный список собственных проектов студии, выполненных в различных жанрах. Разработчики самосовершенствуются, о себе дают знать прошлые деловые карьеры продюсеров, обычно ответственно подходящих к вопросу экономической модели, на которой базируются их экономические стратегии. "City Life" - очередное этому подтверждение.
Игра встречает пользователя нетрадиционным обучающим режимом. Вам предлагается лишь посмотреть несколько анимированных слайдов, в которых было собрано самое необходимое. Тратить бОльшее время на освоение управления и не потребуется благодаря обилию всплывающих подсказок и интуитивно понятному интерфейсу.
Немногим более 20-ти сценариев построены на климатических и топографических различиях отдельных типовых регионов (тропики, горы, холмистая долина и другие). Каждое задание содержит свою цель, обычно требующую от вас достижения определенных количественных показателей по части населения, строительства и финансов. Выполнив основное поручение, можно побороться за серебряную или даже золотую награды, предполагающие более трудоемкие задачи. Учитывая присутствующие ограничения, новичкам все же рекомендуется начать знакомство с игрой со свободного режима, где можно развиваться в свое удовольствие, сколько захочется. Терпеливое прохождение сценариев способно открыть изначально недоступные возможности игры.
Если вы знакомы с сериалами "SimCity", "Caesar" и их собратьями, то со здешним геймплеем вы разберетесь почти мгновенно, хотя тут имеются и уникальные черты. Начинается все с покупки земли, которую давать вам бесплатно никто не намерен. Впоследствии, если текущие границы ваших владений вам покажутся недостаточными, следует приобрести права на разработку нового земельного участка. Первым зданием любого города станет мэрия, обладающая интересной способностью сглаживать социальную напряженность в ближайших кварталах. Такой же эффект, но в меньшем масштабе, будут приносить ее филиалы или общественные центры (community centre). Далее следует типичное для любого градостроительного симулятора занятие - нарезка земли на районы дорогами, чтобы создать плацдарм для возведения кварталов будущего города.
Главной особенностью игры стало наличие классов жителей, с которыми вам придется иметь дело. Три базовых социально-экономических группы состоят из неимущих обитателей полуразрушенных кварталов ("have-nots"), "работяг" ("blue collars") и интеллигенции ("fringes"), куда входят и учащиеся разных возрастов. Первым для полного счастья нужна лишь работа и баскетбольная площадка во дворе, вторым - разве что небольшая продуктовая лавка для удовлетворения потребностей и наличие свободных мест на производстве, третьи не отказались бы и от парка с супермаркетом в центре, да и вакансия на заводе их вряд ли заинтересует.
Каждый представитель низшей группы, а именно они и заполняют новое жилье, при наличии необходимого образования может эволюционировать в более успешного индивида и примкнуть к одному из 3-х высших классов: среднему (офисные сотрудники - "suits"), творческой ("bobos") или финансовой элите ("elites"). Ключевая проблема кроется в неприязни различных классов друг к другу. Бедные легко находят общий язык с себе подобными, но не выносят богатых снобов, тогда как последние ценят не только коллег, но и своих менее заметных подчиненных, хотя от прогулок в беднейших кварталах жестко отказываются. Поселите враждующих по соседству - получите социальный конфликт и драки на улицах. Казалось бы, что нет ничего проще, как планировать застройку жилья и не позволять нежелательным элементам заселяться, но не тут-то было. Дело в том, что вы можете лишь разместить пустой дом, а новые хозяева займут его без вашего участия, исходя из окружающих условий (наличия рабочих мест, инфраструктуры, типа соседнего жилого квартала). Не оправдаете ожиданий новых мигрантов - они быстро уедут, а их место сразу займут те, о ком вы заботились лучше. Тем самым, происходит размывание структурного состава горожан, а поддерживать равноценный баланс непросто.
Все классы жителей одинаково важны для благосостояния города. Так, бедные слои трудятся на ваших электростанциях и выполняют всю черновую работу, торгуя в ларьках и убирая улицы. Более того, некоторые здания требуют целый набор рекрутов из разных классов. Например, таковым является госпиталь, которому нужны 3 представителя от элиты и 2 - от малоимущих. Главной задачей является такое планирование застройки, чтобы все здания получили требуемую рабочую силу, жители - инфраструктуру, но при этом не конфликтовали друг с другом. Вариант огромного района с одним типом населения не пройдет, т.к. скопление единомышленников рано или поздно обязательно приведет к разгулу преступности и формированию уличных банд.
Список построек включает более полусотни различных строений. Различные по загрязнению электростанции приносят в дома долгожданную энергию, мусороперерабатывающие заводы уничтожают отходы, но жить поблизости от них никому не хочется. К счастью, прокладывать подземный водопровод тут не придется. Жилье делится на 3 вида по размеру площади и оплаты с арендаторов. Для каждого класса предусмотрены свои объекты для трудоустройства. У кого-то - всего две фабрики, а некоторые могут выбирать работу из 7-ми вариантов. В следующую группу вынесены общие для всех строения, составляющие городскую инфраструктуру и основную нагрузку на бюджет. Сюда попали учебные заведения (школа, университет и прочие), здравоохранение (аптека, клиника, госпиталь и даже медицинский центр для повышения эффективности работы всех предыдущих), экология (парки и площади), магазины, противопожарная безопасность, правопорядок (полиция, штабы отрядов специального назначения для подавления мятежей и другие) и развлечения (свой набор для каждого класса). Отдельным блоком следуют гостиницы, а при достижении должного уровня развития ваш город станет привлекательным объектом паломничества для туристов, что позволит пополнить казну. В сценариях можно также познакомиться с забавными объектами вроде расквартированного авианосца с вертолетной эскадрильей для поддержания порядка.
Модификация ландшафта не дозволяется, растительность удаляется сама собой при строительстве, а бульдозер почти за бесценок сносит здания, самые роскошные из которых по стоимости равны размещению нескольких хорошо обустроенных кварталов. Дороги предстают в различных модификациях по числу полос и направлениям движения. Прекрасный алгоритм их соединения серьезно облегчает жизнь и автономно помещает перекрестки, по паре кликов соединяет красивыми дугами разорванные концы и даже ставит запрещающие знаки на конец любой трассы. За отдельную плату любой путь можно улучшить, причем, иногда пространство, занятое этой дорогой, не увеличивается (становятся уже полосы). На определенном этапе о себе заявит проблема пробок, с которой можно справиться открытием таксомоторных парков, автобусных маршрутов, метрополитена; мосты соединят острова, а порт и аэропорт появятся только в мегаполисе. Для дополнительных трудностей почти половина объектов закрыта на старте и постепенно открывается с достижением городом определенного размера.
Экономическая модель сбалансирована. Склонные к растрате казны быстро влезут в долги. Для упрощения происходящего разработчики открыли игрокам обширную кредитную линию, максимальный размер которой обычно зависит от уровня развития города, но иногда позволяет получить и сто тысяч на развитие в самом начале. Не спешите радоваться, ведь размер платежей по кредиту будет не менее значительным, а данная сумма не позволит превратить деревню в крупный промышленный центр, хотя этим методом опытные игроки смогут успешно использовать привлеченные средства на быстрое создание идеального с точки зрения дохода квартала. Предприятия приносят вам прибыль, только если все рабочие места на них заняты сотрудниками.
Отдельно можно поблагодарить авторов за детальные экраны статистики и незаменимую систему цветовых фильтров. По нажатию пары кнопок вы мгновенно увидите, где не хватает медицинских услуг или магазинов, какие дома не заселены, где процветает безработица и нарастает напряженность в обществе. Даже кромки тротуара помечаются тем цветом, который соотносится с преобладающим в районе типом горожан. Система новостей сделана в виде телевизора, где показывается видео с очередных пикетов, столкновений, проблемные участки и даются советы. Каждый игрок снабжается отдельным профилем.
Трехмерное графическое исполнение оставляет очень приятные впечатления. Камеру можно как угодно вращать, хотя изменение угла наклона лимитировано неполным десятком фиксированных уровней масштабирования. Смена дня и ночи осуществляется вручную. Впервые в подобной игре доступен вид от первого лица, в котором вы можете пройтись по своему городу, посмотреть на наборы забавной анимации, проследить за общающимися горожанами. Другими словами, здесь вы сможете самостоятельно оценить все, что понастроили, полюбоваться на длинные цепочки кварталов, проезжающий мимо автотранспорт (зависит от преобладающего в районе класса), подслушать чужие разговоры на непонятном диалекте в стиле "The Sims". Конечно, есть и недостатки. Колеса машин не крутятся, а для каждого класса доступно в среднем 3 типа пешеходов, поэтому крупный мегаполис вблизи оказывается населенным армией клонов, но все же то, что сделали в "Monte Cristo" - вполне приемлемый уровень для масштабной экономической стратегии, хотя еще и не RollerCoaster Tycoon 3.
Звуковых эффектов достаточно, а музыка предстает десятком треков. Элементы джаза, блюза и легкого рока сделают все, чтобы через полчаса игры музыка растворилась и стала лишь органичным дополнением атмосферы, не мешая вам думать о будущем города.
С игрой поставляется мощный редактор, снабженный защитой StarForce. Грозное предупреждение на старте возвещает о том, что авторы не несут ответственности за его использование и не готовы поддерживать его пользователей с решением проблем. Редактор очень похож на профессиональную программу, на базе которой создали всю игру. Помимо многообразия возможностей по модификации и созданию карт, там даже есть раздел чит-кодов.
В общем, то, чего ожидали от игры "Tycoon City: New York", ставшей разве что кратковременной забавной для дизайнеров и начинающих архитекторов, получилось у создателей "City Life", создавших серьезную и интересную экономическую стратегию с многообразием возможностей, ведь миссией "Monte Cristo" является как раз объяснение актуальных проблем бизнеса и общества в развлекательной форме. Опытные игроки могут пожаловаться на то, что им удается вычислить хитрый план и формулу успешной застройки тут довольно быстро, ведь вспомогательные индикаторы и обширные кредиты серьезно облегчают эту задачу, но именно на этот счет разработчики предусмотрели различные ландшафты, а осваивать горный район - совсем не то же самое, что обустраивать солнечную равнину.