Ну очень малая авиация Между реальной и виртуальной авиацией лежит еще одна область интересов тех, кто неравнодушен к полетам - а именно, радиоуправляемые модели. Честно говоря, сам я этим делом не увлекаюсь и нахожу, что оно сочетает скорее недостатки, чем достоинства настоящих и компьютерных полетов. С одной стороны, сам ты никуда не летишь, видами с высоты, хотя бы даже и рисованными, не любуешься, и что хуже всего - своим летательным аппаратом управляешь со стороны, причем с изрядного расстояния, откуда его видно не лучшим образом. С другой - авария (вероятность которой, из-за неудобства управления и меньшей устойчивости слишком легкого самолетика, выше, чем на настоящей машине) чревата реальным ущербом пусть и не для жизни и здоровья, но для кошелька точно (хорошие модели стоят многие сотни долларов). Неудивительно, что находятся желающие виртуализовать и это занятие. До сих пор, правда, мне попадались в основном аркады на тему радиоуправляемых моделей (если не считать пары таких моделей в посвященном в основном настоящим самолетам X-plane). Но вот теперь я познакомился и с полноценным симулятором.
Изначально, по всей видимости, эта игра создавалась именно как тренажер для тех, кто пилотирует настоящие радиоуправляемые модели (или, во всяком случае, собирается это делать в ближайшем будущем): симулятор использует такой же пульт управления, подключаемый через USB порт. Кстати говоря, управление с этого пульта серьезно отличается от привычного как реальным, так и виртуальным пилотам: ручки или штурвала нет, есть два независимых рычажка, отвечающих каждый за свою ось (в реальности раздельное управление по тангажу и крену использовалось лишь на некоторых первых аэропланах, включая самолеты братьев Райт). У меня этого девайса, разумеется, нет, и у вас, подозреваю, тоже. Правда, имеется программа-эмулятор, позволяющая играть и с обычным джойстиком. Но тут возникают заметные неудобства. Каналов у пульта больше, чем осей у джойстика. Основные четыре оси (крен, тангаж, рысканье, тяга) моделируются без проблем (единственно - соответствия надо настраивать вручную, ибо по умолчанию они, скорее всего, окажутся перепутанными), а вот шасси, закрылки и т.п. - увы. Они тоже рассчитаны на рычажки, пребывающие в фиксированном положении (как, впрочем, и на настоящем самолете), а не на кнопки, переключающие из одного положения в другое. То есть, если вы вешаете выпуск/уборку шасси на определенную кнопку джойстика (а больше ее повесить не на что), то при отпущенной кнопке шасси у вас будут всегда убраны (или всегда выпущены), при нажатой - наоборот. (Впрочем, и это в первом приближении - всего состояний три: убрано, выпущено и промежуточное - "почти убрано", и двум положениям одной кнопки соответствуют не два крайних, а крайнее и промежуточное состояние.) Причем почему-то некоторые кнопки джойстика эмулятором не определяются вообще, а другие определяются как принадлежащие одному каналу. В итоге мне, с моим восьмикнопочным Top Gun Afterburner II, пришлось настроить выпущенное положение шасси и закрылок на одну и ту же кнопку и держать эту кнопку все время нажатой, когда модель не в воздухе. Если я забывал это сделать при выборе новой модели (да еще при этом и тяга стояла не на нуле), самолет появлялся на полосе с убранными шасси и работающим двигателем и сразу, естественно, ломал винт (визуально, кстати, винт оставался целым, хотя разрушение корпуса при аварии отрисовывается вполне реалистично). В общем, управление изрядно неудобно. Кстати, после того, как настроишь все каналы - да и вообще после любых серьезных изменений опций - лучше всего сразу выйти из игры, а потом запустить ее заново. Ибо все изменения записываются только при корректном выходе, и, если игра где-нибудь вывалится в систему из-за глюка (а она это любит!), потом придется все настраивать по новой.
Вместе с тем, в игре имеется и ряд поблажек, упрощающих жизнь "дистанционного пилота" по сравнению с реальностью. Как я уже отмечал в прошлом, управлять виртуальной радиоуправляемой моделью "как в жизни" практически невозможно, ибо изображение на экране во много раз меньше того, что в реальности, и маленький самолетик, наблюдаемый с фиксированного места, слишком быстро превратится в точку. В RealFlight G3 для борьбы с этим явлением имеется, во-первых, "режим бинокля" - на самом деле это просто открываемое на экране прямоугольное окошко, показывающее текущее положение в пространстве вашей модели. (Существуют и еще два опционально включаемых информационных окошка - в одном выводятся различные числовые параметры (скорость, барометрическая высота, расстояние до земли, направление и сила ветра, обороты и т.д. - конкретный список можно настраивать), другое показывает ваш пульт управления (но мышкой на нем ничего не переключается)).
Во-вторых, имеются более существенные и интересные поблажки - два вида, привязанных не к стоящему на месте пилоту, а к самому летательному аппарату. Один из них - вид с внешней камеры, который вроде как должен быть всегда с хвоста (chase view), но иногда оказывается под совершенно другими углами, причем произвольно крутить его нельзя. По умолчанию он изрядно мелкий, то есть модель занимает далеко не весь экран (за исключением ситуации, когда она стоит на земле); его можно масштабировать, но только вместе со всем окружающим пейзажем, что неудобно. Последний вид - "из кокпита", тоже с возможностью масштабирования, но, естественно, самого кокпита при этом нет - чай, не на настоящем самолете летаем. Тем не менее, именно этот вид наиболее удобен, хотя, естественно, не соответствует идеологии радиоуправляемых моделей. Но и здесь не без греха: свободно крутить головой нельзя (кстати, hat джойстика эмулятором не определяется), можно лишь (при помощи соответствующих стрелок клавиатуры) бросать взгляды влево и вправо, но игра при этом почему-то часто грохается.
К физической модели особых претензий нет - хотя есть у меня подозрение, что ряд моделей могли бы быть постабильней в воздухе. Но явные глюки я наблюдал лишь при авариях: иногда обломки, вместо того, чтобы мирно упокоиться, начинают бешено прыгать и скакать (кстати, подобный глюк, когда колебания нарастают вместо затухания, наблюдался и в X-plane - вероятно, он связан с какими-то ошибками округления), иногда - ме-е-едленно отползают друг от друга. В полете же все достаточно правдоподобно. В игре учитывается ветер (его направление и скорость можно менять на ходу с клавиатуры, причем он способен сдуть и модель, стоящую на земле), а также восходящие потоки. Что не учитывается, так это характер поверхности: нет разницы, садиться на асфальт, на грунт или на воду, которая что физически, что визуально - та же земля, только синяя.
Помимо полетов, в Real Flight G3 имеется и возможность ходить на своих двоих, крутя головой в любую сторону. Но тут, увы, несмотря на вполне правдоподобное покачивание камеры и звук шагов, о реализме физической модели говорить не приходится: вы беспрепятственно проходите сквозь любые наземные объекты (в то время как столкновения с ними летательных аппаратов отслеживаются корректно), не говоря уже о возможности подниматься и спускаться по любой круче. Соответственно, нет возможности "честно" зайти в какое-нибудь здание и, скажем, подняться по лестнице на верхний этаж; можно просто пройти это здание насквозь, но, естественно, ничего красивого вы при этом не увидите.
В симуляторе представлены три типа летательных аппаратов: самолеты, вертолеты (требуют установки add-on'a) и планеры. По всей видимости, все они существуют в качестве реальных моделей, но некоторые из таковых представляют собой масштабные копии машин настоящей авиации, а другие специально разработаны именно в качестве радиоуправляемых моделей (визуально разница между первыми и вторыми, как правило, заметна очень хорошо). Ряд моделей имеет несколько вариантов, которые могут различаться, например, реалистичностью аэродинамики, типом винта (это относится к вертолетам: у некоторых из них может быть реалистичный несущий винт, а может - специальный "модельный", с дополнительной парой коротких "недолопастей", обеспечивающих бОльшую устойчивость) или двигателя. Все представленные двигатели опять-таки реальные, используемые моделистами, и делятся на обычные бензиновые, электрические и турбореактивные (представьте себе, такие в авиамоделизме тоже существуют). Одна модификация может также иметь на выбор несколько цветовых схем.
В общей сложности в базовый набор плюс вертолетный add-on входят 43 летательных аппарата (не считая модификаций). Однако вы не обязаны ими ограничиваться. Бесспорным достоинством игры является наличие встроенного редактора (точнее, даже двух - для моделей и для аэродромов). Правда, эти редакторы менее гибкие, чем в X-plane, вы не можете менять рельеф местности и конструировать с нуля самолет произвольной формы, но параметры имеющихся модификаций можно менять в весьма широких пределах, включая добавление новых крыльев, двигателей и т.п. (и записывая результаты, естественно, под разными именами). Теоретически можно даже менять масштаб модели целиком вплоть до десятиметровых размеров, что уже соответствует реальным самолетам - но превратить игру в симулятор настоящей авиации у меня не получилось. Во-первых, двигатель, как уже упоминалось, можно лишь выбрать из списка - а настоящие двигатели в списке игрушечных моторчиков, естественно, не значатся. А во-вторых, даже если пытаться сделать большой планер, он все равно при запуске сразу же разваливается - надо полагать, под собственной тяжестью.
Но вообще планеры - самые крупные аппараты в игре, один из них имеет трехметровый размах крыльев (что уже соответствует размаху крыльев самого маленького настоящего самолета-биплана). Хотя наиболее оригинален, пожалуй, не он, а точная копия парящего ястреба. Планеры в Real Flight G3 запускаются, естественно, не с земли, как самолеты и вертолеты, а вручную, с высоты человеческого роста; делать это имеет смысл только со склона горы, иначе планер сразу упадет на землю. Подобным образом запускаются также несколько самолетов, не имеющих шасси, в том числе модель первого аэроплана братьев Райт. (Летает она, кстати, лучше оригинала - что, впрочем, не удивительно: летающие модели аэропланов успешно строились за полвека до настоящих аэропланов. Подъемная сила пропорциональна площади крыла, то есть квадрату линейных размеров, а масса - кубу, поэтому простым увеличением модели до реального самолета успеха не добьешься.)
Помимо свободных полетов в свое удовольствие, вы можете поучаствовать в 5 видах соревнований (главным образом на точность приземления или пролета мимо препятствий), но, увы, эта забава имеет смысл только в многопользовательском режиме. При игре в одиночку у вас просто не будет соперников - AI в игре отсутствует, как класс.
Исходно в игре 15 аэродромов, из которых 10 расположены в разных местах обширной области в Сьерра-Неваде; эта местность сделана наиболее качественно. Остальные расположены на пятачках, вылететь за пределы которых (и оказаться в пустоте, в которой, однако, существует невидимая твердь на нулевой высоте) очень просто, да и графика там похуже - в частности, деревья неподвижны.
В целом же графика, особенно в Сьерра-Неваде, производит весьма положительное впечатление. Качественно сделаны и модели летательных аппаратов, и большинство трехмерных объектов; облака и дымы движутся в соответствии с ветром; очень неплохо смотрятся деревья с качающимися на ветру ветками (вот только ресурсов они жрут изрядно; зато лес что вблизи, что вдали выглядит действительно лесом, а не нагромождением пересекающихся плоскостей). Единственное, мягко говоря, спорное решение - это зрители и иные живые существа, которые хорошо смотрятся на скриншотах, но на самом деле это - неподвижные плоские спрайты.
В общем, игра симпатичная и реалистичная, но при этом отнюдь не безглючная, склонная к вылетам в "винды", да еще и не рассчитанная на работу с нормальным джойстиком. Фанаты радиоуправляемых моделей ее, вероятно, оценят, а всем прочим я все же рекомендую симуляторы настоящих самолетов.