Смешались в кучу кони, люди... 21 июля 1861 года у реки Булл-Ран конфедераты одержали победу над войсками Союза. Командующий северян, бригадный генерал Ирвин МакДауэлл, потерял тогда убитыми 460 человек. В конце августа 1862 года в рамках кульминации наступательной операции конфедератов предводитель армии южан, генерал Роберт Ли, в том же самом месте, расположенном в окрестностях современного городка Манассас, желая не дать врагам соединить силы и пытаясь завладеть важным железнодорожным узлом, бросил вызов высокомерному генералу северян - Джону Поупу.
Все началось с нескольких боевых вылазок. 9 августа генерал-майор Джексон по прозвищу "Stonewall" выиграл стычку в районе горы Cedar. Из 60 тысяч своих солдат Ли отправил половину вместе с генерал-майором Лонгстритом для укрепления позиций. Дерзкая кавалерийская атака на палатку Поупа в его лагере в ночь на 23-е августа позволила разведке конфедератов захватить не только 350 тысяч долларов наличными, но и личный дневник командующего, в котором он неосмотрительно описал свои планы по предстоящей битве. 25 августа Джексон и его 24 тысячи солдат выдвинулись к правому флангу Поупа и успешного захватили федеральный склад с запасами, получив столь необходимые для предстоящего 36-часового марша еду и одежду.
27 августа Поуп решил перехватить отряд Джексона с юго-запада, пока с востока нанести удар готовился генерал северян Генри Халлек. Успешно окопаться Джексону позволила упорная стойкость арьергарда его отряда под командованием генерал-майора Ричарда Эвелла. 28 августа Джексон рискнул перейти в контратаку. Тяжелые потери были у обеих сторон, но армия северян все-таки отступила. 29 августа Джексон снова пошел в атаку. В этот день отряду южан пришлось долгое время противостоять во многом превосходящему по численности противнику, но ответное наступление северян было отбито.
Прибытия долгожданного подкрепления Лонгстрита Поуп не заметил, пропустив подготовленную атаку на левый фланг своей армии. 30 августа Джексон сымитировал отступление своих сил, заманивая врага под удар со стороны Лонгстрита. Посеяв хаос в рядах противника, северян заставили отойти так быстро, что они даже не успели подобрать раненых. Вечером один из отрядов Поупа занял позиции на холме Henry House, на котором в первой битве за Булл-Ран располагалась бригада самого Джексона. Продвижение южан удалось сдержать так, чтобы армия Союза организованно отступила, потеряв убитыми и ранеными 15 тысяч человек (южане - около 10 тысяч), что было не так уж и много в общем объеме. После неудачного боя Поуп был отстранен от командования.
MadMinute Games - это лишь Адам Брайант (Adam Bryant) и Норб Тимпко (Norb Timpko), решившие посвятить свободное время созданию игр на тему Гражданской войны в США. Когда-то они приобрели простенький трехмерный движок "War3D" и продолжают с ним работать. Их первая игра - "History Channel's Civil War: The Battle of Bull Run" - несмотря на имеющиеся недоделки и примитивную графику завоевала себе множество поклонников и моддеров, в особенности, в США. Ко второй части серии Take Command авторы сменили издателя на Paradox Interactive, что позволило улучшить презентабельность готового продукта. Строгие западные критики вовсю расхваливают разработчиков и оба их творения. Дальше всех пошел журнал "Wargamer" присудивший компании серебряную награду в номинации "Лучший разработчик 2005 года" (сама Paradox Interactive удостоилась лишь бронзовой), а игре "2nd Manassas" - ярлык "Award for Excellence".
Ко второй части на помощь друзьям пришли новые люди, влившиеся в команду в качестве добровольных бета-тестеров, дизайнеров и программистов. Так, за создание сценариев отвечал подполковник армии США в отставке Джон Дукетт, а бывший офицер ВМФ США Чарльз Вуд занялся отловом багов (установка последнего патча рекомендуется). Авторам даже удалось договориться с композитором Крисом Риквудом ("Law & Order: Criminal Intent") - почетным членом гильдии Game Audio Network, посвятившим свою музыкальную карьеру созданию саундтреков.
Коробочная версия игры включает печатную версию 120-страничного руководства, а вот его копии в формате HTML и "Acrobat" сделаны настолько неумело, что знакомиться с ними очень неудобно, потому что объемные картинки кусками расплываются по страницам. Первый лист мануала намеренно оставлен пустым в память о погибших в сражении, а весомую часть остального пространства занимают схемы описания структуры армии в тот период. Для новичков приготовлены 4 карты Tutorial'а, основы которых были позаимствованы из оригинала. Обучение объясняет управление бригадой, дивизией, корпусом и артиллерийским расчетом.
Первое ощутимое обновление коснулось режимов игры. В основном, представлены различные столкновения 3-х боев - у горы Cedar, у Манассаса и у холма Окс. Часть миссий являются историческими, другие - альтернативными вариантами происходящего. Часть сценариев предстают во взаимосвязанной последовательности, предполагая перенос уцелевших сил на новое задание. В свободной игре можно определить желаемую сторону, карту, тип сражения (защита, оборона, захват ключевых позиций, уничтожение вражеской группировки или их комбинация), командующего, продолжительность и масштабность или воспользоваться случайным генератором. Еще можно скачать с сайта разработчиков редакторский комплект и самому создавать желаемые миссии или же просто загрузить задания, подготовленные другими поклонниками.
В процессе сражений вам предстоит познать все отличия управления армией на разных уровнях: от целого войска до батальона. Конечно, авторы не смогли отобразить реальный масштаб столкновения многотысячных армий, поэтому одна пушка изображает здесь артиллерийский взвод, а сотня пехотинцев олицетворяет несколько тысяч солдат. Для каждого типа подопечных имеется своя система приказов (разведка, атака, оборона) и построений (линия, колонна, двойная линия), причем те, кто предпочтет примерить генеральские погоны, останутся довольными тем, что союзный AI достаточно компетентно может позаботиться обо всех мелочах и вообще успешно воевать без вашего участия, пока вы не исключите из-под зоны его контроля отдельные юниты, которыми вам захочется управлять самостоятельно.
Пушки могут стрелять 4 видами зарядов, но странно, что убойная сила не зависит от расстояния до цели, хотя те же модификаторы использования различных видов укрытий и поверхности разработчики просчитать не поленились. Бессмертные курьеры доставляют вам новые приказы от начальства, а взрывная смесь опилок с ядрами способна навредить наступающей пехоте. Индивидуальность юнитов учитывает параметры опытности, усталости и морального настроения.
Пожалуй, самым интересным моментом в игре стало многообразие новых приказов. Так, пехоте можно приказать залечь, кавалерии - отправиться в рейд за пленными и пушками, которые потом можно использовать самому, отвлечь внимание врага перестрелкой или провести разведку, пушкам - медленно откатываться назад, не прекращая огонь и т.д. Среди других изменений - прозрачные деревья, не скрывающие передвижения юнитов, новая униформа, обновления в оружейной секции, необходимость использования обозов для снабжения артиллерии амуницией; возможность продолжить игру после окончания миссии; опциональное присутствие павших на поле.
Звуковых эффектов достаточно, бодрая музыка предстает всего в 2-х полноценных треках. Графика почти не изменилась, и, мягко говоря, оставляет желать лучшего с крайне бедными спецэффектами и ставшими немного лучше анимацией и детализацией.
Сильными сторонами игры, выходящей в России под названием "13 Полк: Военное искусство", стали историческая достоверность, которой авторы уделили уйму времени, разнообразие тактических возможностей, избыток сценариев и способный оправдать доверие союзный AI. Из важнейших недостатков следует отметить неимоверно долгую скорость загрузки карт; ощутимые проблемы с частотой смены кадров (к тому же после выхода из игры компьютер еще несколько минут приходит в сознание); совершенно нечитабельный светло-синий шрифт в игровых справках и документах; примитивную графику, отставшую от прогресса далеко не на один год и местами недоработанный интеллект компьютерного соперника, который в армейском масштабе иногда совершает досадные ошибки, позволяя окружить себя и уничтожить.