Жалко... Такой хороший женщин, а отец - барыга, спекулянт...
(к/ф "Джентльмены удачи" )
Вдоволь наскитавшись по заснеженной Сибири в поисках мамонтов, Бенуа Сокаль (Benoit Sokal) решил кардинально поменять климатическую зону и обратил свой взор на Чёрный континент. Местом его нового грандиозного путешествия стало мифическое королевство Маурения (Maurania) расположенное в центральной Африке и являющееся типичным мелким африканским государством, где война - обыденное дело, а насаждаемая местному населению религия и цивилизация натыкаются на ожесточённое сопротивление со стороны язычества и племенного образа жизни местного населения.
Власть в Маурении до недавнего времени принадлежала могущественному королю Родону (Rodon), но прошли годы, и некогда грозный монарх стал сдавать былые позиции. Быстро смекнув, что наследников у короля нет (его единственная дочь бесследно пропала 12 лет назад), враги решили не дожидаться, пока старик сам уйдёт на покой, и задумали взять бразды правления в свои руки. В одночасье королевство оказалось на пороге революции и гражданской войны, а туроператоры включили Маурению в "чёрный список" стран, не рекомендуемых для путешествий. Но, как известно, запретный плод сладок, поэтому не удивительно, что, когда повстанцы сбили над пустыней лёгкий двухместный самолёт, на его борту оказались вовсе не приспешники Родона, а пилот и молодая туристка из Швейцарии. Беспечность стоила жизни пилоту, а девушка с множественными травмами и амнезией была доставлена в местный госпиталь, где её выходили и отправили долечиваться в самое безопасное место в Маурении - в гарем принца Мадаргана (Madargane). В гареме вы впервые познакомитесь с главной героиней игры "Paradise" ("Рай") и станете её спутником в длинном и полном опасностей путешествии домой.
Швейцарская пациентка
В игре вы будете исполнять роль молодой девушки из Женевы, оказавшейся в самом эпицентре революционных событий. После авиакатастрофы у девушки напрочь отшибло память, да и из багажа уцелели лишь несколько вещей, по которым невозможно установить личность туристки. Среди вещей и обгоревших документов чудесным образом уцелела лишь одна книга - путеводитель по Маурении, написанный исследовательницей Африки по имени Энн Смит (Ann Smith), а так как никакого другого имени девушка всё равно не помнит, то с лёгкой руки обитательниц гарема молодая швейцарка станет на время тёзкой английской путешественницы.
Едва встав на ноги и окрепнув, Энн Смит покидает гостеприимный гарем и отправляется в дальний и полный опасностей путь на юг. На юге она планирует перейти границу Маурении, сесть на самолёт и первым же рейсом вернуться в Женеву, в цивилизацию и к врачам, способным вернуть ей память.
Путешествие занимает несколько дней, во время которых Энн собственными глазами увидит оборотную сторону красочной открытки с надписью "Добро пожаловать в Маурению" и на своей шкуре ощутит все "прелести" пребывания в стране, где царит беззаконие и безвластие. В отличие от той же "Сибири", где всё было славно и мирно, "Рай" получился где-то даже излишне жестоким и правдоподобным, с грязью, кровью и бессмысленными жертвами - непременными агнцами, принесёнными на алтарь войны.
В игре четыре больших уровня: гарем, деревня туземцев, шахтёрский посёлок и огромный корабль - плавучая крепость короля Родона. Каждый из уровней наполнен загадками и головоломками разной степени сложности, на решение которых может уйти от семи часов до нескольких дней.
Загадки и головоломки
Едва ли уровень загадок в "Раю" превосходит по сложности аналогичные головоломки из "Сибири", но будьте готовы к тому, что рано или поздно на пути возникнет преграда, для преодоления которой понадобится помощь зала. Причиной, по которой это произойдёт, будет не ваша невнимательность или твердолобость, а, скорее всего, банальные проблемы с курсором и активной областью на экране (которую далее будем называть "точкой", по причине её малой величины), а также многочисленные баги и глюки. Например, на одном из уровней Энн может разом лишиться всех вещей, если по неосторожности вы отдадите их одному из персонажей. По идее персонаж этот ничего брать у вас не должен, но он это делает, причём предметы из инвентаря пропадают раз и навсегда, делая дальнейшее прохождение игры невозможным. В другой раз вам понадобится кувшин с водой, причём мало того, что на уровне кувшинов видимо-невидимо, а доступен лишь один (проще найти иголку в стогу сена), так зачерпнуть в него воду, которой залито всё вокруг, можно лишь в одном единственном и не самом приметном месте. Вообще с логикой в этот раз у создателей игры не всё в порядке, и редкое задание может похвастаться простым и элегантным решением, а не банальным перебором.
Кроме проблем с курсором, активными "точками" и откровенными багами, в "Раю" полностью отсутствует помощь со стороны главной героини - выбить из неё словечко, относящееся к делу, практически так же сложно, как научить Герасима говорить. Предположим, что вы стоите в тёмном коридоре, где на стене висит какой-то объект. Логично было бы предположить, что главная героиня не только заприметит объект, но и даст ему краткую характеристику. На деле же Энн упорно молчит, предоставляя игроку самому догадываться, с чем это едят. Возможно, в другой игре это бы и не было особой проблемой, но в "Раю", где нахождение активной "точки" на экране - дело довольно хлопотное, такое молчание лишь усложняет и без того тяжёлый труд игрока.
В большинстве своём головоломки относятся к классике жанра: есть среди них задания, связанные с предметами из инвентаря, есть загадки, требующие взаимодействия с окружающей средой или с нужными персонажами, а также присутствуют головоломки наподобие тех, что были в "Сибири", с запуском механизмов и машин.
Бочка дёгтя
Главная проблема "Рая" состоит в том, что игра сырая и нестабильная. Редкий игрок сможет пройти игру до конца, не разу не наступив на забытые создателями "грабли", причём валяться они могут практически в любом месте, и подстелить соломку заранее вряд ли получится. Единственное противоядие, пока не вышла заплатка, это как можно чаще сохранять свои достижения, чтобы потом не было мучительно больно за зря потраченное время. О незаконченной работе красноречиво говорят надписи на ярлыках некоторых предметов в инвентаре: вместо обычных названий вроде "листка папоротника" оставлено рабочее "объект номер такой-то, с уровня такого-то".
Проблема с курсором вообще достойна того, чтобы её включили в справочное пособие для разработчиков в раздел "Как не надо делать указатели в приключенческих играх". В погоне за красотой разработчики сделали курсор с анимацией, не успевающей за действиями игрока, который настолько быстро проводит мышкой над активной точкой, что просто её не замечает. Чтобы не пропустить активную точку, приходится заниматься охотой на пиксели, причём делать это надо весьма меланхолично, чтобы дать программе время на выполнение необходимых операций по изменению облика курсора.
Так же хотелось бы сказать несколько слов о заданиях и их уместности в свете разворачивающейся истории. Конечно, есть игры, в которых на первом месте идут головоломки, а история под них подстраивается, например серия "Myst", в то же время философия предыдущих творений Сокаля предполагает несколько иной подход. На примере обоих частей "Сибири" было бы логично предположить, что все задания так или иначе связаны с историей и подчиняются её требованиям. На деле же, особенно в начале игры задания настолько нелогичны и хаотичны, что разобраться в происходящем очень сложно, не говоря уже о снах Энн, где она превращается в леопарда. Не спорю, леопард - красивое животное, но зачем было включать в игру интерактивные сны, где игрок находится в шкуре зверя, но при этом ничего делать не должен (просто можно пробежаться туда-сюда) - не совсем понятно и сильно сбивает с толку, особенно в начале.
Кроме того, игра очень жестокая, причём жестокость порой абсолютно излишняя и выглядящая неуместно в жанре приключений.
Графика и звук
Всё течёт, всё изменяется, но только не максимальное разрешение игр Бенуа Сокаля. Вот и на этот раз максимум, на что вы можете рассчитывать - это 800*600. Такое пуританство со стороны разработчиков более чем непонятно, при условии, что даже минимальные технические требования вполне современные и явно рассчитаны на большее.
Почерк Сокаля и его команды легко узнаваем и приятен для глаза. Красивая картинка с множеством деталей и хорошо продуманной системой освещения.
В то же время устаревший движок не позволяет Энн взаимодействовать с красивой картинкой, она бегает по лужам, не тревожа водную гладь, а на песке после неё не остаётся ни малейшего намёка на следы ботинок.
Тень Энн бродит за ней, словно отец за Гамлетом, и её неправдоподобность бросается в глаза и портит общее впечатление.
Уровень исполнения роликов остался таким же, как и в "Сибири 2", то есть по-прежнему неплох, но уже несколько устарел. После просмотра первого же ролика с участием Энн вы заодно убедитесь, что модель девушки в игре сделана на порядок хуже, чем её же модель, участвующая в видеороликах.
Звук в игре сделан хорошо и гармонично дополняет собой картинку перед глазами. Голоса актёров неплохи, хотя Энн иногда переигрывает, и это, хоть немного, но режет ухо.
Вердикт
В том виде, котором игра была выпушена в продажу, она едва ли претендует хоть на какие-то награды и регалии из-за огромного количества всевозможных проблем и ошибок, начиная с неправильного отображения названий предметов в инвентаре и заканчивая фатальными багами, перечёркивающими любую попытку успешного прохождения без вмешательства специалистов по реверс-инжинрингу.
История, рассказанная в игре, интересна, но не более того, едва ли она поразит вас так, как в своё время это сделала "Сибирь". Нельзя сказать, что Сокаль "исписался", но ему явно не хватает новых идей, а старые уже успели изжить себя за долгий сибирский марафон.
Игру хочется посоветовать лишь истинным поклонникам жанра, новичкам всё-таки лучше начинать своё знакомство с миром приключений не с "Рая", так как без должной подготовки он легко может превратиться в настоящий ад.